Пираты раскрывают секреты сухогруза Arctic Sea (Архангельск)
Архангельская область, 16 февраля, 2011, 10:51 — ИА Регнум. В Архангельском областном суде идет слушание дела о захвате пиратами судна Arctic Sea, принадлежащего компании "Солчарт-Архангельск". По показаниям пиратского капитана, заказчиком рискованной авантюры является эстонский бизнесмен, политик, бывший офицер контрразведки и бывший военный советник президента Грузии
Газета "Бизнес-класс. Архангельск" подробно рассказала, как и с какими целями был произведен захват судна. Источником этой информации стали сами пираты, которые рассказали об этом суду.
Напомним, сухогруз с экипажем из 15 архангельских моряков следовал из Финляндии в Алжир и был захвачен у берегов Швеции в ночь с 23 на 24 июля 2009 года группой пиратов из восьми человек. Судно обнаружили 16 августа в Атлантике недалеко от африканского островного государства Кабо-Верде. Пираты сдались при подходе к сухогрузу военного корабля
Сейчас в Архангельском областном суде идет рассмотрение уголовного дела в отношении захватчиков сухогруза:
Первым в зале архангельского суда появился
Следующим перед судом предстал капитан
Наиболее оживленные споры сторон в суде вызывает вопрос нахождения судна в момент его захвата. Если исходить из маршрута, который проложен на судовой карте, Arctic Sea в момент нападения шёл вне территориальной зоны Швеции, между островами Оланд и Готланд. Но координаты, отмеченные на маршруте за час до визита пиратов, не совпадают с координатами, занесенными в судовой журнал. Если верить последнему, Arctic Sea находился почти в 12 милях от указанного на карте маршрута, в территориальных водах Швеции.
Стоит отметить, что шведские власти изначально заявляли, что инцидент с нападением на судно произошел в территориальных водах королевства. Но после скандальных версий о перевозке нелегального оружия поспешили сменить позицию, открестившись от прибалтийских пиратов русского происхождения. Комментируя позицию Швеции, посол в России Томас Бертельман заявил, что его страна участвовала в расследовании наряду с представителями Финляндии, Мальты и России, захват судна произошел не в шведских территориальных водах, а в международных водах, но в шведской экономической зоне. "В этом существенное различие, это дело - не предмет шведской юрисдикции", - подчеркнул дипломат.
Тем не менее шестеро архангельских подсудимых, похоже, ещё питают надежды стать подсудимыми европейского государства. Российские законы по статье о пиратстве предполагают наказание от 10 до 15 лет заключения. А в Швеции пираты получили бы около четырех лет тюрьмы. Но, по мнению российских адвокатов, передать их подопечных под юрисдикцию Швеции не удастся, хотя и есть призрачные перспективы в Евросуде. Адвокаты лишь надеются на переквалификацию уголовного дела с "пиратства" на "угон". И в этом вопросе точка на карте играет немалую роль. "Тогда подсудимые смогут рассчитывать на наказание от 8 лет лишения свободы", - считает адвокат
По словам свидетеля обвинения
"Эти карты являются многоразовыми, маршруты на них прокладываются карандашом, а затем, перед следующим рейсом, стираются. Кроме того, перед отправкой на "Ладный" я лично стирал все отмеченные нами маршруты на всех картах", - заявил Савинс, настаивая на версии захвата судна именно в территориальных водах Швеции.
Подсудимый Игорь Борисов заявил ходатайство, назвав представленную карту сфальсифицированной, и попросил направить запрос о ходе следования сухогруза Arctic Sea в ночь на 24 июля 2009 года в посольство Швеции. Ходатайство суд отклонил. "Маршрут проходил так, как указано на карте, а при записи в журнал закралась ошибка. Во-первых, мы не стали бы заходить в территориальные воды Швеции, поскольку у береговых властей возникли бы к нам вопросы. Во-вторых, мы шли традиционным маршрутом в Алжир, который не проходит в территориальных водах Швеции, и отклоняться от курса просто не имело смысла", - уверен Зарецкий.
Заказчиком рискованной авантюры в Балтийском море, по показаниям Савинса, является эстонский бизнесмен, политик, бывший офицер контрразведки и бывший военный советник президента Грузии
Говоря о себе, Савинс замечает, что лично у него не было корыстных интересов. "В моей семье произошла трагедия, и мне нужно было окунуться с головой во что-то новое, возможно, я хотел совершить самоубийство и, фактически, это сделал", - говорит он. Давая показания в Архангельском суде, Савинс оговорился, что сейчас понимает - за всей этой историей было что-то ещё. Но что именно? Сам пиратский капитан ответить на этот вопрос не может.
Тем не менее, морские эксперты за время, прошедшее с момента захвата судна, высказали немало версий, что же на самом деле скрывается за захватом сухогруза. Одно из предположений говорит о финансовой афере, сговоре пиратов с владельцами судна, о попытке поменять суда Arctic Sea и Jon Jin 2. Jon Jin 2 должен был быть затоплен под видом Arctic Sea, а настоящий Arctic Sea, уже переименованный в Jon Jin 2 исчезнуть на просторах океана с ценным грузом. Таким образом, владельцы Arctic Sea получили бы страховку, а захватчики - новое, официально существующее судно взамен устаревшего и, соответственно, груз. Версия гладкая, если не обратить внимание на разницу длины, в целом похожих судов. Рано или поздно подлог должен был всплыть: первая же комиссия обнаружила бы, что Jon Jin 2 стал вдвое короче.
Другая версия говорит о том, что судно перевозило некие ракеты на продажу одной из ближневосточных стран. Кросс решил получить оружие или сорвать сделку по его продаже. В эту пользу говорят те факты, что после исчезновения Arctic Sea на высшем политическом уровне прошел ряд незапланированных встреч. Например, по данным израильских средств массовой информации, 7 сентября того же года премьер-министр Израиля
Часть наблюдателей поддерживают экономическую версию, отмечая, что сам Кросс остался неприкосновенен. Настолько неприкосновенен, что в январе 2011 года российские власти отказали ему в выдаче визы для поездки в Москву. То есть правосудию, по странному стечению обстоятельств, не нужен Кросс, которого здесь могли бы, по меньшей мере, допросить или даже арестовать. Оставаясь в таком положении, бизнесмен с легкостью может владеть какой-либо компанией, занимающейся охраной морских грузов в Балтийском море. Ведь, несмотря на провал операции по захвату сухогруза, спрос на подобные услуги должен был вырасти. Таким образом, одна из возможных целей Кросса была достигнута. И в сухом остатке, никаких тайн в истории Arctic Sea больше нет. Осталось лишь дождаться последней точки - приговора суда.
"Объем доказательной части дела большой, окончательно свою позицию мы выскажем по итогам судебного следствия. Пока у нас нет оснований сомневаться в квалификации, которую дали органы предварительного следствия: пиратство, нападение на морское судно с применением насилия. Всем подсудимым грозит от 10 до 15 лет заключения", - прокомментировал ход судебного процесса гособвинитель, представитель прокуратуры Архангельской области
Газета "Бизнес-класс. Архангельск" опубликовала все события по этому делу по порядку:
Осенью 2008 года Ээрик-Нийлес Кросс предлагает Дмитрису Савинсу осуществить захват какого-либо судна с целью получения выкупа и повышения спроса на морские охранные услуги в Балтийском море.
В январе 2009 года Савинс начинает подбор группы и подготовку к захвату.
В марте 2009 года Савинс впервые слышит от Кросса упоминание о сухогрузе Arctic Sea в качестве возможной цели захвата.
24 июня - 17 июля - Arctic Sea находится в Калининграде на ремонте.
17 июля - судно заходит в посёлок Светлый, где на борту работает комиссия и дает разрешение на выход в море.
20-22 июля - сухогруз в пору Якобстад, Финляндия. Загрузка, выход в рейс в порт Беджайя, Алжир, предполагаемая дата прибытия 3 августа.
24 июля, ориентировочно в 1.00 - 1.30, в районе шведского острова Готланд пираты под видом спецназа осуществляют захват судна. Примерно в 5.00 окончание захвата. В полдень капитану Зарецкому удаётся послать SMS судовладельцу с информацией о захвате судна. Через десять минут Савинс принимает решение об эвакуации. Однако горючего для собственного катера нет, в течение нескольких последующих дней купить его у береговых агентов разных стран не удаётся.
28 июля - проход Ла-Манша.
30 июля - в прессе появляется новость о балтийских пиратах.
31 июля - сигнал AIS отключен. Судно меняет курс. Его перекрашивают под кубинское судно "Tania", а затем меняют название ещё раз, маскируя под северокорейский сухогруз Jon Jin 2.
2 августа - Савинс начинает тянуть время, ожидая помощи в эвакуации, делает первые звонки директору компании-судовладельцу "Солчарт"
3 августа - Савинс начинает переговоры с директором "Солчарт-Архангельск" Николаем Карпенковым.
12 августа - пресс-служба Кремля сообщает, что президент России поручил министру обороны принять меры по обнаружению Arctic Sea.
14 августа - СМИ со ссылкой на береговые службы Кабо-Верде информируют, что сухогруз замечен у островов Зеленого мыса и что "Ладный" отправляется на его перехват.
16 августа - Arctic Sea набирает скорость и идет на юг. Ночью его обнаруживает российский военный корабль "Ладный" и пытается идентифицировать. Савинс тянет время и отдает приказ об уничтожении оружия, одежды, снаряжения пиратов.
17 августа - Савинс принимает требования "Ладного" и переправляется на порт военного судна вместе с остальными участниками захвата и членами команды Arctic Sea.