Программное интервью Рустама Минниханова по различным вопросам, включая межнациональные, которое президент Татарстана дал накануне выездного заседания президиума Госсовета РФ под председательством Дмитрия Медведева в Уфе, продолжает вызывать отклики в республике. ИА REGNUM публикует комментарии политиков и общественных деятелей из Казани.

Профессор кафедры политологии Казанского федерального университета Мидхат Фарукшин подтвердил слова Минниханова, что "с федеральной властью у нас трений или осложнений нет", заметив: "При Шаймиеве у Казани были с Москвой противоречия, поскольку с самого начала новейшей истории России у регионов было больше прав, однако впоследствии Шаймиев потихонечку сдавал позиции Татарстана - исключительно из-за желания как можно дольше остаться у власти".

Сегодня, по мнению профессора, никаких трений с федеральным центром действительно нет, поскольку Рустам Минниханов - "просто исполнитель российской политики в регионе". Касаясь отмены региональных выборов глав субъектов федерации, казанский политолог заметил, что "с политологической точки зрения, отказ от прямых выборов населением глав регионов является отходом от демократии". Что касается роли в политике Татарстана экс-президента республики, а ныне госсоветника Минтимера Шаймиева, у которого, по словам Рустама Минниханова, "хватает такта советы не давать", то по словам Фарукшина, "Шаймиеву вообще теперь нечего делать в структурах республиканской власти, он исчерпал себя как политик и пусть наконец-то начнет жить жизнью пенсионера, а не политика".

"Сложностей в работе с федеральным центром может не быть лишь в условиях, когда региональная элита исчезает как самостоятельный политический актор, то есть утрачивает главное - возможность принятия стратегических решений, становясь филиалом общероссийской правящей элиты", - комментирует интервью Минниханова заведующий кафедрой политологии, социологии и менеджмента КГТУ Владимир Беляев. При этом он констатировал, что "президент Татарстана лишь признал реальность", а утрата приоритета республики в разработке и реализации собственной стратегии является нормой, сохраняя у регионов достаточно большие полномочия. "Однако я бы не стал, так же как Минниханов одобрять отмену народных выборов глав регионов. И то, и другое - отход от федерализма и демократии, что печально", - заключил Беляев.

Что касается "языковой политики" в Татарстане, то здесь политолог согласен с Миннихановым: "Возможностей учить родной (и не родной для остальных жителей республики) татарский язык стало с 1990-х годов несравнимо больше, расширились функции этого языка, однако осуществляемая сегодня реформа образования сводит изучение русского и татарского языков чуть ли не на уровень начального обучения".

Председатель Общества русской культуры (ОРК) РТ Александр Салагаев также похвалил главу республики за понимание проблемы: "Минниханов вполне реалистично подходит к этому вопросу, надо знать и учить свой родной язык. Он не говорит, что все должны учить татарский. И признает, что в России главный язык - русский!". Впрочем, как вспомнил Салагаев, в другом своем интервью Минниханов говорил, что надо изучать татарский и английский языки: "Поэтому, читая его уфимское интервью, непонятно: или он это ситуативно сказал, или точку зрения поменял?".

Зато у одного из лидеров татарского национального движения - Фандаса Сафиуллина интервью Рустама Минниханова вызвало полное недоумение: "Как он мог такое сказать о татарском языке?!". По мнению Сафиуллина, "Аппарат президента Татарстана явно подставляет своего шефа, и Минниханову на стол кладут не те справки".

"У меня создалось впечатление, что Рустам Нургалиевич вообще не понял сути 309-го федерального закона, отменяющего национально-региональный компонент, не в курсе он и о выходе приказа министра образования и науки России Андрея Фурсенко об отмене сдачи ЕГЭ на нерусских языках. Его слова о том, что никто не запрещает учить родной язык, далеки от реальности. Теперь не только татарский язык, но и татарскую культуру и историю нельзя будет изучать в школах", - заявил Сафиуллин. Он также считает, что президент Татарстана "явно увлекся экономикой, недооценивает политические реалии региона и страны в целом".

Что касается поддержки Рустамом Миннихановым отмены прямых выборов глав регионов, то Сафиуллин считает, что нынешний президент Татарстана просто не вникает в суть вопроса: "Отмена прямых выборов - это выражение недоверия государства населению".

Ожидаемую оценку дал лидер "Союза татарской молодежи "Азатлык" Наиль Набиуллин, заявив, что "полностью не согласен с данной позицией Минниханова". "Рустам Минниханов и вся сегодняшняя политическая элита Татарстана - это колониальная администрация, которая полностью продала все интересы татарского народа Москве", - считает Набиуллин. По его мнению, "власти Татарстана говорят только то, что хотят слышать от них в федеральном центре". Лидер "Азатлыка" посоветовал татарстанской элите "снять розовые очки, и посмотреть мир в реальном цвете", поскольку "в противном случае в недалеком будущем при совокупности социальных и национальных проблем ситуация в Татарстане может привести Минниханова к судьбе египетского президента Хосни Мубарака" (примерно о том же уже заявляла "бабушка татарского национализма" Фаузия Байрамова, призывая татар брать пример с Египта - прим. ИА REGNUM). Наиль Набиуллин также уверен, что "отмена прямых выборов глав регионов это полнейшее нарушение прав народа".

Один из активистов молодежного крыла ОРК РТ Михаил Федько напротив говорит, что Минниханов подошёл к языковому вопросу "уж слишком философски и трактовать его слова как отповедь татарским националам нельзя". Он считает, что "родной язык должен в первую очередь прививаться в семье, кроме того, есть немало татарской молодежи, которым тяжело даётся родной язык в школе, я уже не говорю о русских ребятах. При этом Федько предполагает, что "если списать всё на семью, то татары могут лишиться национального образования как такового". Корень проблемы Михаил видит в качестве преподавания татарского языка в школах, которое, по его мнению, "оставляет желать лучшего".

Помимо вопросов федерализма и национального образования респонденты обратили внимание на оценку Рустамом Миннихановым ситуации с распространением экстремистских вероучений в республике. Напомним, что президент РТ признал наличие проблемы ваххабизма и заявил, что "если появляются ваххабиты, какие-то другие радикальные течения, власть не может оставаться в стороне" и что "наша задача - сохранить традиционный ислам".

Директор Центра изучения Корана и Сунны Фарид Салман положительно оценивает слова Минниханова: "Сейчас, когда во многих северокавказских республиках стали раздаваться все громче слова о необходимости прекратить борьбу с ваххабизмом, вступить с диалог с радикальными экстремистами, в Татарстане четко дали понять всем, что никто не станет легализовывать ваххабизм, и государство целиком на стороне традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба".

По мнению казанского теолога, "сегодня назрела необходимость внести изменения в устав ДУМ Татарстана, чтобы отныне имамов назначали в мечети после проведения соответствующего экзамена и тестирования, чтобы имамами вдруг не стали фундаменталисты". "Прежняя практика, когда ДУМ Татарстана просто утверждал имама в должности без каких-то проверок, продемонстрировала свою несостоятельность. В результате имамами многих мечетей стали откровенные салафиты", - считает Фарид Салман. Он также уверен, что "если политическое руководство республики не хочет, чтобы в умме Татарстана начали доминировать те, кто вообще отрицает само российское государство, то нужно контролировать процесс".

Такого же мнения придерживается и главный редактор мусульманского интернет-портала "Умма" Ришат Хамидуллин: "Президент Татарстана несет ответственность за все, что происходит в республике, которой он руководит - не важно, касается ли это политической, экономической, социальной или религиозной жизни". По мнению мусульманского журналиста, "задача главы региона - сохранить стабильность и увеличить благосостояние своих граждан, а это означает - духовная жизнь не может остаться в стороне".