Ашхабад может предоставить США авибазу на западе Туркмении - эксперт

Весь мир, 14 февраля 2011, 16:58 — REGNUM  Эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Дмитрий Верхотуров считает, что Туркмения рассматривается в качестве главного источника авиационного топлива для войск США в Афганистане, передает корреспондент ИА REGNUM. Он обращает внимание на то, что в январе Туркмению дважды посетили высокопоставленные американские делегации, что само по себе весьма необычно.

"11-12 января - делегация во главе с главнокомандующим Центрального командования США генералом Джеймсом Мэттисом, а 22 января - делегация, в состав которой вошли представители Государственного департамента и Министерства обороны США. О содержании переговоров с этими делегациями ничего не сообщалось, и туркменская пресса сообщила о них весьма скупо, даже без обычного в таких случаях перечисления поднятых на переговорах тем", - отмечает российский эксперт. По его словам, визит американских делегаций вовсе не случаен.

"В декабре 2010 года в Киргизии начались очередные проблемы на авиабазе "Манас", ее работа была блокирована киргизскими государственными органами. В таких условиях, очевидно, американцы стали склонны рассматривать Туркмению в качестве главного источника авиационного топлива для американских войск в Афганистане", - утверждает Верхотуров.

По его данным, Туркмения имеет мощное производство авиационного топлива на Туркменбашинском НПЗ, и производит его порядка 3,5 млн. тонн в год. В силу того, что собственные потребности туркменской авиации сравнительно невелики, то почти весь его объем поставляется на экспорт. Туркмения много лет поставлял топливо американским войскам в Афганистане, но не напрямую, а через посредников. Топливо продавалось компаниям, оперирующим на базе "Манас", а оттуда оно уже американскими самолетами-заправщиками перевозилось в Афганистан.

"Так что объективно интересы Туркмении и США теперь совпадают. Туркменам нужно продавать нефтепродукты, а американцам нужны бесперебойные поставки топлива для авиации - основной ударной силы в Афганистане. Вывоз туркменского керосина, который велся через Иран афганскими компаниями, теперь оказался блокирован иранской стороной, и вряд ли скоро будет снова разрешен. Дорожная инфраструктура, связывающая Туркмению и Афганистан, пока развита весьма слабо. Так что самой важной темой переговоров был вопрос о предоставлении американцам в Туркмении возможности посадки самолетов-заправщиков и погрузки на них топлива", - подчеркивает аналитик.

По его мнению, Туркмения вполне может это сделать, предоставив американцам право приземления в аэропорту Туркменбаши (самый современный аэропорт в стране, реконструированный для нужд туристической зоны Авазы), или предоставления им какой-либо авиабазы на западе Туркмении. "В крайнем случае, американцы могут заказать строительство такой топливной авиабазы силами какой-нибудь строительной компании в пустынном районе поблизости от Туркменбаши. Этот проект можно реализовать очень быстро, буквально за несколько месяцев. Другим вариантом может быть авиабаза Мары, оборудованная хорошей взлетно-посадочной полосой. Первая делегация обсуждала технические возможности реализации такого заправочного пункта, а вторая делегация обсуждала политические условия. Туркменская сторона, вне всякого сомнения, настаивала на сохранении своего нейтрального статуса, и, возможно, выдвигала условия политической поддержки на международной арене", - резюмировал эксперт Центра изучения современного Афганистана.

Как уже сообщало ИА REGNUM, сегодня в Ашхабад прибывает представительная американская делегация во главе помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберта Блейка. В Ашхабаде 16 февраля он проведет обзор хода ежегодных двусторонних консультаций и встретится с представителями правительства, деловых кругов и представителями гражданского общества Туркмении.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.