Обзор СМИ Тамбовской области 7-11 февраля 2011 года

В Тамбове не прошел регистрацию список партии "Яблоко", которая хотела создать в области "прецедент объединения демократических сил", а Владимир Жириновский в последний момент отказался возглавить региональный список ЛДПР. Об этом пишет "Коммерсант-Воронеж" по результатам регистрации кандидатов на выборы в региональный парламент. Оставшиеся в результате отсева оппозиционные претенденты, по мнению экспертов, не являются серьезной угрозой для "Единой России", представители которой намерены получить более половины мест в парламенте. Тамбовским "яблочникам", в списки которых попали самые разнообразные оппозиционеры региона, не повезло. Избирательная комиссия в последний день регистрации объявила о превышении лимита недействительных подписей. Председатель тамбовского облизбиркома Алексей Пучнин пояснил, что "Яблоко" представило 9448 подписей при 8590 необходимых для регистрации. "Избирательная комиссия методом случайного отбора выбрала 1718 подписей для проверки. В итоге 1370 подписей по разным причинам оказались недействительными. Я считаю, что это вина тех лиц, которые были наняты партией "Яблоко" для сбора подписей. Для такой работы нужно проводить тщательный кастинг", - отметил господин Пучнин. Издание напоминает, что в конце минувшего года "Яблоко" объявило Тамбовскую область регионом для "прецедента объединения демократических сил". А в первую тройку списка партии (под третьим номером) входил, в частности, Эдуард Немцов из "Гражданской инициативы".

"Паровозом" тамбовских единороссов стала глава регионального управления ФОМС Тамара Фролова. Второй номер получил избранный осенью прошлого года спикером гордумы Тамбова Алексей Кондратьев, третий - депутат Госдумы от Мордовии Виктор Кидяев, курирующий выборы от федерального руководства "Единой России". Тамбовские справороссы обошлись местными партийцами. Впрочем, собеседники газеты в "Справедливой России" отмечают, что большой надежды с этим регионом не связывают. Консервативно подошли к формированию списков коммунисты, как пишет издание, в Тамбове его возглавила руководитель обкома КПРФ Тамара Плетнева. У ЛДПР вождь партии Владимир Жириновский мог возглавить список в Тамбове, но в итоге его заменил координатор реготделения партии, депутат гордумы Александр Воробьев. Единороссы тем временем уже заявили, что итог выборов покажет "оценку населением работы партии" за последние несколько лет несменяемой власти. Партийцы ставят себе минимальную планку в 50% голосов по спискам и готовятся к победе во всех одномандатных округах.

"Российская газета - Центр" напоминает, что минуло два года с момента, как на Тамбовщине решились на уникальный метод сохранения предприятий, находящихся в стадии банкротства. Издание анализирует, как изменилась ситуация на предприятиях после их национализации. Первым на государственное сохранение попал старейший в России Новотомниковский племенной конезавод. В январе 2009-го в Интернет хлынул поток сообщений, которые можно было свести к одной фразе: на Новотомниковском от бескормицы гибнут элитные лошади. Власти сменили руководство конезавода, заявив, что государство берет лошадей под свою опеку. Администрация оперативно обеспечила поголовье запасом кормов для выхода из зимовки и медикаментами и вскоре стала полноправным владельцем табуна. Найти желающих приобрести хозяйство в собственность не удавалось, и власти предприняли попытку его акционировать, сделать народным достоянием. Но дело ограничилось благотворительной акцией, устроенной в селе Новотомниково в августе 2010 года по случаю празднования 150-летия конезавода. В конце концов предприятие так и осталось в госсобственности, но теперь относится к другому ведомству - его взяло на содержание Министерство обороны России. Правда, нового собственника заинтересовали в первую очередь не лошади, а окрестности села Новотомниково, старинные кирпичные постройки. На территории конезавода предполагается открыть реабилитационный центр для военнослужащих, а орловских рысаков поставить на казенное содержание.

В прежние времена "Моршанская мануфактура" километрами гнала солдатское сукно и не бедствовала. Но, когда армия отказалась от шинелей, предприятие основательно село на мель. Выяснилось, что на шерстяных одеялах, пусть даже качественных, без грамотного менеджмента далеко не уедешь. И в январе 2009 года администрация области выкупила "суконку" у нерадивого собственника всего за 1,3 миллиона рублей. Но для вывода фабрики из кризиса требовалось 35-50 миллионов, и новый владелец, пользуясь всевозможными рычагами, взялся продвигать моршанскую продукцию на потребительский рынок. Это позволило производителю выбраться из тяжелой экономической ситуации и худо-бедно найти свою нишу на рынке. В мае 2010 года право на управление "Моршанской мануфактурой" выиграл единственный участник конкурса - компания "Инвест-знание". Ее руководители обязались вложить в предприятие не менее 30 миллионов рублей, сохранить на заводе как минимум 550 рабочих мест и обеспечить средний размер зарплаты в семь тысяч рублей. Судя по результатам 2010-го, компания выполнила все требования, и в ближайшее время будет решаться вопрос о продаже фабрики инвестору по рыночной стоимости.

Попал под опеку государства и обанкротившийся Котовский лакокрасочный завод. Прежний собственник из-за неграмотной управленческой политики накопил 500 миллионов рублей долгов и намеревался приостановить деятельность завода. Но в этот момент в судьбу предприятия вмешалась администрация области и по уже известной схеме выкупила его в собственность. В итоге свыше 600 рабочих завода остались на своих местах. А специально созданная комиссия проанализировала финансовую и хозяйственную деятельность завода и разработала меры по их оздоровлению. Однако обещанные госзаказы так и остались обещаниями, а зарубежные инвесторы после экологического аудита категорически отказались "лечить" обреченное предприятие. "В прошлом году Котовский лакокрасочный еще работал, - уточнила начальник облуправления по экономической политике Любовь Федорова, - но его судьба проблематична. Возможно, предприятие выкупит один из банков, хотя надежд мало. К сожалению, местные финансовые учреждения не обладают достаточными активами, а столичные филиалы в покупке умирающего завода не заинтересованы..."

Сложные отношения региональных властей с банками стали причиной кризиса и на заводе "Моршанскхиммаш", который администрация области также вынуждена взять в собственность. "Министерство атомной энергетики готово обеспечить предприятие заказами, - поясняет Любовь Федорова, - его продукция востребована. Но для выполнения заказа необходим кредит в размере 50 миллионов рублей. Однако банки не спешат открывать кредитную линию для проблемных предприятий. На законных основаниях помочь заводу бюджетными средствами мы не можем, поэтому выход один - взять его в собственность..." Таким образом, тамбовский метод оздоровления на поверку оказался очень консервативным и лишний раз подтвердил, что вмешательство государства в экономику может дать эффект, когда болезнь не запущена.

Проект нового образовательного стандарта, которым так озабочен министр Фурсенко, уже вызвал массу недовольства и у учителей, и у родителей школьников, пишет "Житье-бытье". Тамбовские педагоги, ознакомившись с проектом нового образовательного стандарта для старшеклассников, говорят, что документ вызывает неоднозначную реакцию. "Конечно, школьники должны знать, что они живут в великой стране, о месте России в мире, это касается предмета "Россия в мире", - говорит директор лицея № 14 Тамбова Геннадий Любич. - Этот предмет имеет право на существование, но это не наука. Доподлинно понимать и разбираться в процессах, происходящих в нашем государстве, можно, только изучая историю, экономику, социологию. Тогда это будут основательные знания, которые помогут в жизни".

Педагоги считают, что те изменения, которые произошли в образовании в последние годы, уже сделали его профильным, но сейчас, по крайней мере, и остальные дисциплины изучаются в достаточном объеме, необходимом для того, чтобы образование могло именоваться "полным, средним, общим". "Мы, с одной стороны, за то, чтобы школьникам прививали гражданскую позицию, патриотизм, духовность. Но с другой - очевидно, что без хорошего багажа знаний, полученных в школе, им будет тяжело", - уверен Геннадий Любич. Не испытывают восторга от проекта и те, кому впоследствии придется учить вчерашних школьников. В вузах считают, что дети и так много потеряли с введением ЕГЭ - их не учат, а "натаскивают" на сдачу экзамена. А дальнейшая реформа образования тамбовским профессорам видится в совсем уже неприглядном свете. "Школа теряет свои главные функции - образовательные, - считает проектор ТГУ им.Державина по учебной работе Владимир Мамонтов. - Поэтому студентов, которые приходят получать высшее образование, первые несколько лет приходится обучать тому, что они должны были узнать в школе. Базовые знания дети должны получать там, а профессиональные - уже в других заведениях: университете или техникуме".

"Тамбовский курьер" сообщает, что в областном центре создана Единая диспетчерская аварийная служба. Раньше в Тамбове функционировала только Центральная городская диспетчерская служба. Однако дозвониться туда было довольно сложно, так как иной раз диспетчеры просто физически не успевали принимать все звонки. В связи с этим было принято решение о создании Единой диспетчерской аварийной службы города Тамбова в сфере ЖКХ. Новая структура - это, прежде всего, современный кол-центр: 10 диспетчеров в смену по многоканальному телефону будут принимать заявки горожан. В случае если служба станет востребованной у тамбовчан, количество диспетчеров увеличится. Все телефонные звонки записываются, об этом заранее сообщается каждому позвонившему. Эта мера позволяет проверять, насколько корректно происходит общение и насколько полно и оперативно диспетчер вносит информацию о заявке в базу данных. Диспетчер по принятии звонка от жителя доводит заявку до управляющих компаний, которые уже определят исполнителя. Специалист Единой диспетчерской аварийной службы фиксирует время передачи обращения, именно с него начинается этап контроля. Для работы службы будет создана единая база данных, куда будет стекаться информация об устранении проблем и выполнении заявок. В случае если заявки выполняются не вовремя, в работу включаются специальные инспекторы. На них возлагается функция контроля за прохождением заявки. Если сроки нарушены, инспектор должен будет связаться с руководством управляющей компании и добиваться решения вопроса. После того, как от управляющей компании поступит информация, что работы выполнены, инспекторы будут лично обзванивать жителей, чтобы в этом удостовериться. На наиболее сложные аварийные ситуации, проблемные заявки будут отправляться выездные инспекторы, чтобы они на месте могли скоординировать работу ответственных служб, оценить их оперативность и обеспеченность необходимой техникой.

На территории Тамбовской области проходят два участка путей, по которым курсируют электрички, - это Юго-Восточная железная дорога и Куйбышевская. Они ежедневно перевозят 7 тысяч человек, но, возможно, скоро постоянным клиентам этого вида транспорта придется искать для себя другое средство передвижения, предполагает "Житье-бытье". Ведь сейчас железнодорожный транспорт пользуется спросом у тамбовчан в том числе и в силу своей относительной дешевизны: за проезд одной зоны - 10 километров - жители региона платят 10 рублей 10 копеек. А специалисты ОАО РЖД подсчитали, что экономически обоснованный тариф на перевозки как минимум в 5 раз больше, и, возможно, через пару месяцев плата за проезд вырастет именно на столько. Стоимость проезда в электропоездах регулируют на местах. В случае, если власти регионов устанавливают плату за проезд ниже себестоимости, которая в нашем случае составляет 55, 8 рублей за зону, они должны компенсировать железной дороге разницу в полном объеме. Но сделать это способны только богатые регионы, к которым Тамбовщина, увы, не относится. Остальные убытки от пассажирских перевозок железнодорожники покрывали за счет высокодоходных грузовых. Но подобная схема была возможна до реорганизации структуры РЖД, вследствие которой грузовыми и пассажирскими перевозками занимаются теперь разные компании с разными бюджетами.

20 декабря прошлого года было создано ОАО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье", которой придется разбираться со своими убытками самостоятельно. Такая ситуация ставит под удар сам факт существования пригородного железнодорожного пассажирского транспорта. "РЖД заявляют, что терпят колоссальные убытки, - рассказал и.о. начальника финансового отдела областного управления транспорта и автомобильных дорог Николай Чичибабин. - В прошлом году нашему региону железная дорога выставила счет в 212 млн. рублей. Возмещение из областного бюджета было всего 8 млн". "РЖД уже рассчитали убытки, которые компания понесет на электричках в этом году в нашей области - это 355, 7 млн. рублей, - говорит Николай Леонидович. - Единственное, на что можно надеяться, - это средства из федерального бюджета".

Возместить ущерб РЖД от пассажирских перевозок планируется на общероссийском уровне. Но денег на всех не хватит. РЖД по стране насчитали убытков на сумму 39 миллиардов рублей, а на компенсации для них из федерального бюджета выделено 25 миллиардов. Причем как будут распределяться эти средства между регионами, пока непонятно. Тамбовские транспортники рассчитывают на дотации в размере 250 миллионов, что не покрывает расходы перевозчиков. Долг за 2011 год по Тамбовщине прогнозируется 100 млн. рублей. А в этом случае, чтобы сохранить пригородный железнодорожный транспорт, придется либо отказываться от части электричек, либо поднимать стоимость проезда для пассажиров до его себестоимости. "Ситуация сложная, - говорит руководитель областного управления по регулированию тарифов Галина Шлыкова. - Пока даже неизвестен точный размер компенсации из федерального бюджета. А ведь исходя из этой суммы должен быть сформирован тариф. Уверена, что в марте этот вопрос решится". Начальник управления транспорта и автомобильных дорог области Виталий Чарыков настроен более оптимистично и уверяет, что дотации из Москвы хватит и резкого повышения тарифов не будет.

"Аргументы и факты - Тамбов" вышел с материалом "Тамбов - город мюзиклов?". "Лучший проект России" - такую оценку получил мюзикл "Рукопись Мастера", о котором в конце прошлого рода - очень по-разному, правда, - писали все без исключения тамбовские СМИ. Официально проект признан лучшим в России на VI Всероссийском конкурсе "Центрально-чернозёмная премия в области развития связей с общественностью RU-PoR-2010". "Проект направлен на популяризацию русского классического наследия - раз. Он приоритетной целью имеет продвижение талантливой тамбовской молодёжи в сфере искусства - два. Позиционирует наш город как театральный олимп Центрального Черноземья - три. Всё это - нити и ниточки, которые связывают воедино разные поколения тамбовчан. Остаётся лишь добавить, что в основу нового мюзикла, который претендует на звание "тамбовский", легла написанная Олегом Роем сказочная новелла "Цирк"", - отмечает издание. Все права на своё произведение и постановку спектакля по нему писатель отдал безвозмездно коллективу "Рукописи мастера". Команда мюзикла "Рукопись Мастера" на достигнутом останавливаться не собирается. Впереди - работа над новым музыкально-цирковым проектом "Семь дней до Рождества". В год Добрых дел авторы нового мюзикла готовы подарить юным жителям Тамбовщины добрую историю.