Изменения, внесенные в Таможенный кодекс Армении, вызвали протест примерно 40 тыс. владельцев автотранспортных средств с грузинскими номерными знаками. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом в ходе брифинга в парламенте Армении 11 февраля заявил председатель фракции "Наследие" Степан Сафарян. Он напомнил, что автопробеги в знак протеста против введния новых таможенных ограничений прошли 10 февраля в северных регионах Армении - Шираксой и Тавушской областях. В частности, по словам Сафаряна, участники акции протеста у КПП "Бавра" вручили начальнику таможенной службы петицию с требованием восстановить прежний законодательный режим. Кроме того, автолюбители требуют установить тариф в размере 2000 драмов за право нахождения на территории Армении за каждый месяц, не только ограничивать этот срок 15 днями, но также и реформировать систему таможенного оформления автомобилей и отказаться от запрета передавать вождение по доверенности другому лицу. Вступление в силу принятых правительством Армении изменений протестующие потребовали отложить на 30 суток. "Правительство обязано немедленно предпринять соответствующие меры, поскольку ситуация в Гюрми и Тавушской области остается взрывоопасной", - подытожил глава фракции "Наследие".

Руководитель фракции "Оринац еркир" Эгине Бишарян считает не лишенными оснований требования участников акции протеста. Но и вместе с тем, по ее словам, партии не должны политизировать социальные проблемы ради получения политических дивидентов. Депутат от той же партии Ованнес Маргарян отметил, что 9 февраля он лично обратится к премьер-министру Армении с этим вопросом, и на следующей неделе министр финансов получит распоряжение совместно обсуждать не таможенные тарифы на ввоз автомобилей, но и возникшую проблему с талонами ОСАГО, с которой часто сталкиваются водители транспортных средств региона Самцхе-Джавахк, застраховавшие свои автомобили в Армении (владельцы зарегистрированных в Грузии автомобилей, которые прошли обязательное страхование в Армении, при возвращении обратно в Грузию по принуждению сотрудников грузинского таможенного контроля снимают страховочные талоны - ред.).

"Тяжелое социальное положение населения Армении не должно быть использовано в политических целях. Нужно реально помочь людям в решении их проблем. В этом плане мы поддерживаем контакт с жителями приграничных районов Грузии, поскольку там ситуация очень тяжелая - с одной стороны проблема обязательного автострахования и ускоренный режим растаможки автомобилей в Армении, а с другой - Грузия взяла пример с "умных шагов" армянского руководства и установила таможенные пошлины на автомобили при пересечения собственной границы", - подчеркнул секретарь парламентской фракции АРФ Дашнакцутюн (АРФД) Артюша Шахбазян. Он также добавил, что фракция АРФД уже подготовила законопроекты по этим вопросам, которые в скором времени представит в парламент.

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM председатель фракции Республиканской партии Армении (РПА) Галуст Саакян, подчеркнул, что правительство может найти какие-то решения по поводу проблемы вождения автомобилей с грузинскими госномерными знаками в Армении. Он также исключил возможность снижения тарифов на растаможку автомобилей в Армении. "Установленный размер тарифов на растаможку является результатом серьезных экономических расчетов. Естественно, власти Армении были бы заинтересованы в том, чтобы в стране вообще отсутствовали тарифы на растаможку, однако мы должны иметь финансы и инструменты, чтобы реализовать внутригосударственные функции", - подытожил он.

Уточняя проблему, депутат от фракции РПА, председатель земляческого союза "Джавахк" Ширак Торосян, подчеркнул, что до внесения изменений в Таможенный кодекс Армении, в законодательстве существовало положение о том, что гражданин другого государства при везде в Армению на своем автомобиле мог остаться здесь максимум 30 дней, после чего он был обязан пересечь границу, чтобы еще на столько же продлить свое прибывание. "Это положение существовало, однако тогда на жителей Джавахка (Самцхе-Джавахети - армянонаселенный регион Грузии - ред.) не распространялось. Суть же новых изменений в Таможенном кодексе Армении заключается в том, что граждане стран, которые имеют безвизовый режим с Республикой Армения, могут на своих автомобилях находиться в Армении в течение 90 дней, после чего они должны либо покинуть страну, либо приобрести вид на жительство. А по решению государственной таможенной службы 90-дневный срок был разделен на 6 пятнадцатидневок. То есть, иностранец может на свой машине находиться в Армении максимум шесть раз в год и каждый раз не больше пятнадцати суток", - разъяснил он. По словам Торосяна, это обстоятельство вызвало недовольство у джавахкцев, поскольку они не считают правильным установленное временного ограничения на их пребывании в Армении. "Если студент, таксист или лечащийся в Ереване больной из Джавахка на своей машине пробудет в Армении например 16 дней, он должен заплатить штраф в половину цены своего автомобиля",- подчеркнул он. Выражая свою позицию по теме, Торосян сказал, что он уже предложил правительству Армении внести изменения в указанном законодательстве по поводу зарегистрированных в Джавахке автомобилей или не применять этот закон на жителей Джавахка до тех пор, пока не нашли свои решения возникшие проблемы.

Как ранее сообщило ИА REGNUM, 10 февраля, водители автомобилей с грузинскими номерами в знак протеста против введения таможенных ограничений усторили автопробег. За автоколонной последовало множество полицейских машин. На армяно-грузинском КПП водители представили заявление с требованием пересмотреть поправки к закону и вернуться к тому, который действовал месяц назад, а также устранить произвол сотрудников таможенной службы, которые, по словам водителей, устанавливают тариф на растаможку "на глаз". Водители проводят акции протеста с 5 февраля. В понедельник, 7 февраля, они сначала перекрыли улицу Гарегина Нжде в Гюмри, а через час - магистраль Ереван-Гюмри. На днях водители направили также открытое письмо, адресованное президенту Армении, правительству, депутатам, требуя пересмотреть закон, ставший причиной протеста.