Строительство жилья

"Вокруг городской программы "Молодой семье - доступное жилье" разворачивается скандал. Некоторые ее участники считают, что город грубо нарушил их права - этой проблеме были посвящены специальные слушания в Мосгордуме", сообщают "Известия" в номере от 11 февраля. "Напомним, жилищный проект мэрии "Молодой семье - доступное жилье" стартовал в 2003 году и должен был помочь семьям в возрасте до 30 лет решить квартирный вопрос. Молодым очередникам предлагалось купить у города квартиру в рассрочку (по себестоимости и под низкий процент) - или арендовать жилье в молодежном доме с условием накопить за пять лет денег на свою квартиру и купить ее на рынке (можно было использовать положенную субсидию). Спустя семь лет для некоторых из них участие в программе закончилось жестоким разочарованием. Хуже всех пришлось членам жилищно-строительного кооператива - в него предлагали вступить тем молодым семьям, которые не числились очередниками. В 2004 году на это решилась 61 семья. Мэрия выделила два участка в Северном округе, неподалеку от железнодорожной станции Лианозово. Люди начали выплачивать деньги. Но вскоре разгорелся конфликт с местными жителями - те требовали признать проект "точечной застройкой". Мэрия согласилась: стройку отменили, пообещав подыскать молодежному кооперативу другое место. Пока искали, в 2008 году вступили в силу поправки в Земельный кодекс, запретившие предоставлять любые земельные участки кому бы то ни было без конкурса. Кто должен возвращать молодым семьям потраченные деньги (а некоторые заплатили от 30 до 100% стоимости квартир), неизвестно. Участники уже подали в суд, а также разместили в интернете видеообращение к президенту РФ", пишет газета. "Не все просто и у других участников молодежного проекта. Некоторые москвичи, купившие у города квартиру в рассрочку, тоже судятся с городскими властями. Они утверждают, что город продал им жилье, на которое не имел прав собственности. Некоторые семьи больше года не могли въехать в квартиры, за которые выплачивали кредит. А процент за пользование рассрочкой (5%), по их словам, в виде скрытой комиссии получала поверенная организация департамента жилищной политики - государственное унитарное предприятие "Центр арендного жилья"".

Коммерческая недвижимость

"Столичный кинотеатр "Пушкинский" был выбран объектом для эксперимента участников международного конкурса Changing the Face ("Меняя облик"), организованного при поддержке Союза архитекторов России, Британского Королевского института архитекторов и ряда частных компаний. За пять месяцев художники, дизайнеры, архитекторы, инженеры со всего мира предложат свои проекты реконструкции", пишет "Российская газета" в номере от 11 февраля. "На протяжении последних пяти лет в столице неоднократно ходили слухи о скорой реконструкции кинотеатра. В 2008 году в СМИ обсуждался и ее проект. В частности, предлагалось сделать кинотеатр восьмизальным, обновить технику, его внутренний и внешний вид. Но вернулись к этой идее лишь сейчас, когда в городе заговорили о реконструкции Пушкинской площади. Как пояснили "РГ" в департаменте культуры столицы, реконструкция "Пушкинского" - частное дело его владельцев. Согласовывать проект реконструкции, когда он появится, они должны будут с префектурой округа, так его здание - не памятник культуры. "Кинотеатр действительно нуждается в реконструкции и планы у руководства компании на этот счет есть, - пояснил "РГ" пресс-секретарь компании - владелицы кинотеатра Павел Лобанов. - Но пока говорить о ней рано". По его словам, нынешний конкурс - это попытка владельцев кинотеатра понять, как можно вдохнуть в кинотеатр новую жизнь. Планируется, что в нем примут участие крупнейшие архитекторы, дизайнеры, художники из США, Европы, Австралии, Японии и России. Победитель будет объявлен в июне 2011 года, он получит приз в размере 10 тысяч евро".

"Один из крупнейших кинотеатров столицы "Пушкинский", где ежегодно проходит Московский международный кинофестиваль, может быть закрыт на реконструкцию уже в этом году", сообщает, в свою очередь, "Коммерсантъ" в номере от 8 февраля. "К июню его владелец киноконцерн "Каро" должен определиться с архитектурным проектом. До кризиса на базе "Пушкинского" планировалось открытие восьмизального мультиплекса стоимостью $50 млн... Кинотеатр "Пушкинский" (ранее - "Россия") построен в 1961 году. Является одной из площадок Московского международного кинофестиваля, проходящего ежегодно в конце июня. С 1993 года арендовался концерном "Каро", который в 1997 году провел его последнюю реконструкцию. Еще в начале 2000-х годов "Каро" выкупила у мэрии 2,5 тыс. кв. м "Пушкинского". В декабре 2006 году "Каро" выкупил у города почти за $30 млн оставшиеся площади кинотеатра и стал владельцем 7,263 тыс. кв. м. Сейчас в "Пушкинском" действует один зал с 2056 местами...Сразу после покупки "Пушкинского" в конце 2006 года руководство "Каро" заявляло о возможной реконструкции. Но в июле 2007 года правительство Москвы отменило соответствующее постановление, сославшись на то, что собственник кинотеатра не подготовил всю необходимую документацию", напоминает газета. "По мнению гендиректора сети "Синема Парк" Сергея Китина, реконструировать "Пушкинский" можно примерно в десять раз дешевле - с инвестициями от $5 млн. "Это минимально необходимые вложения. Не менее $1 млн будет стоить установка системы кондиционирования и вентиляции. Еще примерно по $1 млн придется вложить в установку каждого экрана",- оценивает он. С этой оценкой согласен и управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев. Он также отметил, что новое строительство составит около 10% от уже действующих площадей. "В этом случае собственнику здания не потребуется согласовывать с мэрией условия увеличения площадей",- пояснил эксперт".

"Конкурс "Changing the Face" (в дословном переводе с английского - "меняя лицо") проводится в пятый раз", продолжают тему "Известия" в номере от 9 февраля. "Первые две попытки были ярко выраженными имиджевыми затеями - участники "реконструировали" Колизей в Риме и бывший дворец диктатора Чаушеску в Бухаресте. Архитектурные экзерсисы выглядели броско (например, один из победителей предложил превратить знаменитую гладиаторскую арену в чашку капучино), но никого ни к чему не обязывали. Постепенно проект набрал вес - в конкурсе на Новую сцену Народного театра в Праге участвовало больше тысячи архитекторов со всего мира... Организаторами московского конкурса, помимо компании DuPont, выступили Союз архитекторов России, Британский Королевский институт архитекторов, портал Architizer.com и компания "КАРО Фильм" - владелец кинотеатра "Пушкинский". Несколько лет назад хозяева уже занялись было крупномасштабным ремонтом, но это ничем не закончилось - в 2007 году правительство Москвы отменило постановление о реконструкции кинотеатра, мотивируя это невыполнением владельцами "обязательств по разработке исходно-разрешительной и проектно-сметной документации"", отмечают "Известия". "Конкурс мог бы помочь зданию адаптироваться к нынешней (или будущей) ситуации. Мы ожидаем интересных результатов - все-таки конкурс абсолютно свободный, никто не обязывает участников учитывать какие-то нормы или техзадания. Мне интересна реакция московских властей: будет проект иметь дальнейшее движение или нет", цитирует газета слова члена жюри конкурса архитектора Сергея Скуратова.

"Мэр поручил Москомархитектуре подобрать площадки для строительства новых автовокзалов", сообщает "Российская газета" в номере от 10 февраля. "Сейчас в огромной Москве всего один официальный автовокзал - у станции метро "Щелковская", откуда автобусы отправляются в другие города и даже в зарубежье. Помимо вокзала есть пять официальных автостанций: возле метро "Выхино", "Тушинская", "Измайлово", "Теплый Стан", "Красногвардейская" (см. схему). И еще два "пункта отправления автобусов": "5-й микрорайон Северного Бутова" и у станции метро "Орехово"... По мнению Юрия Свешникова, исполнительного директора Московского транспортного союза (МТС), столице необходимы 15 новых автовокзалов... Поиск первых девяти площадок архитекторы начали на выезде из города около крупных вылетных магистралей. Уже предложено три участка в Москве для размещения на них небольших автовокзалов: на Лермонтовском проспекте (Жулебино), на Пятницком шоссе (возле строящейся станции метро "Пятницкая") и в районе города Котельники (недалеко от подмосковных Люберец). Кроме этого с подмосковными властями обсуждается возможность размещения автостанций за пределами МКАД у станций пригородных электричек... Уже имеющиеся автобусные станции и построенные в будущем планируется соединить в единую систему", пишет газета.

"Вопрос о продолжении строительства в Москве океанариума, которое было приостановлено из-за нехватки средств, может быть вынесен на обсуждение градостроительной комиссии в феврале 2011 года... первые документы по океанариуму, который планировалось построить в районе Поклонной горы, вышли в 2002 году", пишет "Вечерняя Москва" в номере от 8 февраля. "После 2008 года на западе столицы начались работы по строительству первого пускового комплекса, однако встал вопрос с финансированием. В 2009 году реализация проекта была продлена до 2013 года". По мнению префекта Западного округа Алексея Александрова, океанариум Москве нужен. "Проект такой, конечно, нужен, тем более что он строится за счет инвестора. Другой вопрос - территория, на которой он строится. Возводя еще один крупный развлекательный центр в районе Поклонной горы, мы должны предусмотреть все вопросы, связанные с транспортной ситуацией. Нельзя допустить такого решения - когда мы строим, а вокруг нет подъездных путей, нет мест для парковки", - подчеркнул префект".

Дорожное строительство

"Сразу несколько радиальных магистралей могут начать проектировать в Москве в 2011 - 2013 годах с учетом, что эти дороги будут проложены по трассам линий электропередач (ЛЭП), говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства столицы о проектировании объектов дорожно-мостового строительства, размещенном на сайте Москомархитектуры", сообщает "Вечерняя Москва" в номере от 9 февраля. "Как уточняется в пояснительной записке, необходимость проектирования новых дорог, мостов и путепроводов в городе вызвана "сложившимся отставанием в развитии транспортных систем и коммуникаций, крайне неудовлетворительным уровнем транспортного обслуживания населения не только Москвы, но и московской агломерации в целом". "В результате проектом постановления правительства столицы предусматривается подготовка проектов планировки дороги "Печатники - Беседы" от Курского направления Московской железной дороги (МЖД) до МКАД с продлением до Каширского шоссе по трассе ЛЭП", пишет газета. "Спроектировать проходящими по ЛЭП могут и дублеры Варшавского шоссе и Кутузовского проспекта. Предполагается, что первый пройдет от Кантемировской улицы (Южная рокада) до МКАД, а второй - от Аминьевского шоссе до МКАД. По мнению властей города, в последнем случае использование трассы ЛЭП даст возможность транспортного обслуживания инновационного центра в "Сколково"... использовать линии электропередач проектом постановления предполагается при строительстве дублера Щелковского шоссе от Открытого шоссе до Абрамцевской транспортной развязки на МКАД и нового входа Осташковского шоссе от Широкой улицы до МКАД и далее до Ярославского шоссе в Московской области. Проекты планировки этих магистралей также должны быть готовы к 2014 году".

"В середине марта прокладка трассы через Химкинский лес возобновится, заявил журналистам в четверг в Москве заместитель председателя ГК "Российские автомобильные дороги" Сергей Кельбах", пишет "Вечерняя Москва" в номере от 10 февраля. "Кельбах добавил, что компания идет по тому плану, который был сформулирован еще в январе 2011 года. По его словам, в настоящий момент началась работа комитета по общественному экологическому контролю по строительству трассы для того, чтобы к моменту начала работ сформулировать мнение сторон и параллельно начать процесс переговоров с концессионером ("Северо-Западной концессионной компанией") по заключению пакета документов для подписания дополнительного соглашения".

Метрострой

"В минувший понедельник канула в Лету очередная эпоха: сменился начальник Московского метрополитена. На пост Дмитрия Гаева, который рулил подземкой целых 16 лет, заступил глава Калининградской ЖД Иван Беседин. Подорожают ли в очередной раз билеты, будет ли большее внимание уделяться безопасности и комфорту пассажиров, исчезнут ли из подземки бомжи и попрошайки?", задает вопросы "Московская правда" в номере от 11 февраля. "В мэрии ждут, что Беседин ускорит строительство линий, оптимизирует тарифную политику (знать бы еще, в какую сторону) и объединит метро в единую систему с пригородными электричками. Эксперты же считают, что для стабильной работы метрополитена необходимо строительство новых линий и станций, реконструкция старых, а также усиление безопасности. Протяженность линий метро в Москве при нынешней нагрузке на них должна составлять 1,5 тысячи километров, но сейчас она меньше в пять раз - в подземке насчитывается всего 300 километров путей. Слегка изменить дисбаланс призваны более 20 станций метрополитена, которые планируется построить до 2015 года. При этом метростроевцы обещают, что все новые станции сохранят свой индивидуальный внешний вид, несмотря на решение использовать в метростроении типовые проекты. Первые "типовушки" появятся в московском метро уже в 2012 году", пишет газета. "Хочется высказаться в защиту старых станций по индивидуальным проектам, - говорит обозреватель Ирена Татонова. - Это настоящие произведения искусства. Поэтому становится очень обидно, когда видишь в переходах со старых кольцевых станций на радиальные нелепые люминесцентные трубки вместо изысканных светильников, пучки проводов на витиеватой резьбе, дикого цвета масляную краску на стенах совсем рядом с умело подобранным когда-то художниками гранитом благородного оттенка. Все, что было создано в метро ранее, надо не просто сохранить, а охранять как памятники. Не заменять грубым новоделом, а призывать к работе специалистов. Метрополитен мог бы выделять на это часть средств даже из своих доходов. Говорят же, что стоимость проезда в метро завышена. Так пусть эти "лишние" деньги идут хотя бы на благое дело!"

"В Москве за ближайшие 10 лет планируется построить 124 км линий метрополитена. На станциях появятся комнаты безопасности и специальные заграждения. Об этом сообщил главный архитектор "Метрогипротранса" Николай Шумаков", пишут "Известия" в номере от 9 февраля. "К 2020 году на кольцевой ветке Московского метрополитена должны появиться две новые станции. Первая станция - предположительно она получит название "Суворовская" - будет построена на пересечении Люблинской и Серпуховско-Тимирязевской линий (в районе Театра Российской армии). Вторая будет возведена в районе Белого дома. Название для нее пока не придумали. В 2011 году запланирован ввод в эксплуатацию станций "Борисово", "Шипиловская", "Зябликово" Люблинско-Дмитровской линии, а также открытие выхода в город со станции "Сретенский бульвар". В 2012 году откроют станции "Новокосино" (Калининская линия), "Братеево" (Замоскворецкая линия), "Пятницкая" (Арбатско-Покровская линия), "Жулебино" (Таганско-Краснопресненская линия), "Бутырский Вал", "Фонвизинская", "Селигерская" (Люблинско-Дмитровская линия). Активизируются работы по проектированию и строительству Третьего пересадочного контура. Он будет включать в себя восемь станций, срок его строительства составит два года. Шумаков сообщил, что метро к 2025 году должно будет дойти до Зеленограда. Это будет легкий его вариант, на опорах. Сейчас рассматриваются три варианта прохождения трассы, два из которых проходят через город Химки".

"На 20 процентов позволит сократить сроки и стоимость работ применение типовых конструкций при строительстве новых станций метро. Об этом рассказал вчера на пресс-конференции главный архитектор "Метрогипротранса" Николай Шумаков", продолжает тему "Российская газета" в номере от 9 февраля. ""В Москве 300 километров линий метро. При населении свыше 10 миллионов человек их должно быть не менее полутора тысяч", - заявил он. Для того чтобы строить быстрее и больше, архитекторы решили упростить этот процесс. В частности, теперь станции будут иметь всего четыре конструкции. Мелкого заложения - будут односводчатыми или двухпролетными. Глубокого - пилонными или колонными. Выбор будет зависеть от геодезии и ряда других факторов". "На самом деле типовые станции в московском метрополитене существуют уже давно. Они строились в основном с конца пятидесятых до конца семидесятых годов. Архитекторы отзываются о них нелестно: "Очень унылая архитектура, при которой станции похожи друг на друга, как будто из одного инкубатора" ("Новые Черемушки", "Беляево", "Текстильщики"). Повторять ее сейчас никто не собирается. "Мы поняли, что архитектура даже в жестких рамках может быть разнообразной. Станции будут настолько интересными, что пассажиры никогда не догадаются, что построены они на базе типовых конструкций", - заявил Николай Шумаков. Где появится первая типовая станция? Может быть, на севере Люблинско-Дмитровской линии (от "Марьиной рощи" до "Селигерской"). Там запланировано построить шесть глубоких станций - и пилонные, и колонные. Возможно, что первые типовые станции мелкого заложения появятся в "Жулебино" или на "Пятницкой" (за станцией "Митино")".

Вероника Шарова