Смбат Айвазян - в 1990-1995, 1995-1999, 2003-2007 - депутат Верховного совета (Национального собрания) Армении, в 1999-2000 - член правительства Армении. С 1990 года бессменный командир крупнейшего боевого соединения ополченцев "Тигран Великий" регулярной численностью до 2000 человек. В состав соединения входили подразделения связи, разведки, артиллерийская группа, включая системы залпового огня "Град". На счету соединения оборона Шаумяна, бои за Лачин, Кельбаджар, Кубатли, Зангелан, Физули, Агдам.

ИА REGNUM: В парламентской коалиции наблюдается конфликт. В чем могут выразиться возможные последствия этого конфликта для власти?

Принимая во внимание вовлеченность в конфликт Роберта Кочаряна, имеет смысл утверждать не только о разногласиях в коалиции. Коалиция - это зеркало, отражающее интересы карабахского клана и примкнувших к нему групп, где собственно и развивается процесс конфронтации. Одна из групп карабахского клана, своими действиями, в том числе и на международной арене, поставила под угрозу не только интересы всего клана, но и перспективу сохранения на территории материнской Армении.

Относительно возможных последствий, первый рубеж - это ревизия трагедии 1 марта 2008 года. Установление виновных в гибели людей и разгроме города. Характерно, что режим молчания прервал Роберт Кочарян, особенно в плане внезапного обнаружения короткой памяти у некоторых политиков, видимо из числа недавних соратников и друзей. Остается полагать, что у самого Роберта Кочаряна с памятью все в порядке, и он сможет поведать гражданам, как развивались события вокруг президентских выборов 2008 года, в частности после подписания президентского указа о введении чрезвычайного положения. Нелишним будет вспомнить, что, после подписания, указ о введении чрезвычайного положения был направлен в правительство Армении, которое и обеспечивало реализацию указа. Последствия - трагические события 1 марта. Помимо подписания указа о введении ЧП, прямое участие Роберта Кочаряна выразилось в решении о принудительной эвакуации Левона Тер-Петросяна с площади Свободы силами личной охраны президента.

Второй рубеж последствий - раскол тылов, обеспечивающих интересы карабахского клана вне республики. Некоторое время назад, не без прямого участия руководства республики, в одну из хозяйственно-экономических государственных структур РФ был интегрирован некий выходец из Карабаха, продолжительное время проработавший в органах безопасности республики. Уже в 2009 году указанный чиновник был переведен на ответственную работу по обеспечению межрегионального и культурного сотрудничества с соотечественниками за рубежом. На армянском направлении чиновнику удалось установить лояльный климат взаимоотношений, насытить стороны информацией.

Однако в настоящее время, с учетом развития конфронтации внутри карабахского клана, затронувшей широкий спектр вопросов, в том числе и межгосударственного характера, прежний формат работы чиновника, в частности - информационный блок, оказался темой внутрикланового раздора. Отсюда и выход этой информации на поверхность, с последующим ослаблением позиций карабахского клана на российском направлении. И это всего лишь один из прецедентов раскола тылов вне республики.

Третий рубеж последствий - уничтожение электорального базиса власти, осуществляемое околовластными структурами, в пылу внутриклановой конфронтации. Роберт Кочарян и Серж Саргсян опирались на единую электоральную платформу, которая им обеспечивала до 20-22% поддержки избирателей на выборах. Социальный портрет избирателей формирующих электоральный базис Сержа Саргсяна к выборам 2008 года почти полностью дублировал социальный портрет традиционных избирателей Роберта Кочаряна по критериям пола, возраста и социального статуса. Ядро электорального базиса как Кочаряна, так и Саргсяна составляли общественные группы граждан, идентифицирующие себя как частные предприниматели, служащие и работники сельского хозяйства.

Выбор вышеуказанных общественных групп в пользу Роберта Кочаряна, а впоследствии и Сержа Саргсяна, обуславливался рядом мотивационных факторов. В частности, системным подавлением оппозиционного движения. Плюс жестко выстроенной административной структурой на местах, обеспеченной силовой составляющей карабахского клана, внушающей страх в обывателей, создающей видимость стабильности власти и установленных правил жизнедеятельности общества. Несмотря на несомненную порочность и маргинальный оттенок, эти правила находили своих сторонников в обществе.

Недавно обнародованный околовластными специалистами уровень поддержки Роберта Кочаряна в 2,5% - это диагноз его политическому собрату по электоральной платформе и пример беспрецедентно отчаянного самобичевания, способный вызвать зависть унтер-офицерской вдовы.

Четвертый рубеж последствий - формирование "ревизионной комиссии" на широкой политической платформе, включающей в себя осколки нынешней парламентской коалиции, для распада которой созданы все предпосылки, а сам распад всего лишь вопрос времени.

Нужно подавить криминальный и экономический беспредел, очистить армейские и правоохранительные ряды от криминального элемента, обеспечить наполнение бюджета. Непременно нужно установить и наказать виновных в гибели людей 1 марта 2008 года, освободить и реабилитировать политических заключенных.

В рамках действующей парламентской коалиции пока просматривается одна сила, способная ревизовать события первого марта - "Процветающая Армения". Для принятия решения им, наверное, надо серьезно осмыслить не только внутриполитическую повестку, но и внешние, в частности, "тыловые" факторы доминирующего во власти карабахского клана. Пока же парламентская коалиция, всей своей массой под давлением исполнительной власти пятится к краю моста, провисшего над ущельем...