В ходе рабочей поездки в Таймырский автономный округ полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский побывал в поселке и на острове Диксон. Полпред посетил пограничную заставу и Диксонский морской порт, а также провел на борту атомного ледокола "Вайгач" совещание по вопросам развития Северного морского пути.

Стоит отметить, что Диксон - один из четырех районных центров Таймырского автономного округа, расположенный в 500 км к северу от Норильска в зоне арктической пустыни. Диксон - единственный порт в Карском море. На острове и в поселке Диксон находятся аэропорт, авиапредприятие, управление гидрометеорологии, гидрографическая база, погранзастава, морской порт, больница, муниципальные организации. Производство в Диксоне отсутствует. Цены на продукты питания в 2,5 - 3,5 раза выше, чем в среднем по стране. Промышленные товары практически не продаются. Туристические поездки до Диксона на теплоходах от Красноярска по Енисею и от Мурманска по морю прекращены. Туристический маршрут на Северный полюс проходит сейчас через Хатангу.

В последние годы на Диксоне закрылись полярная станция и подсобное хозяйство. Гидрографическая база постоянно недофинансируется. Практически во всех федеральных структурах, расположенных на Диксоне, остро стоит кадровая проблема: не хватает квалифицированных специалистов. В 80-х годах здесь жили около 5000 человек. На начало 2003 г. население Диксона составляло 1274 человека, в числе которых, 91 пенсионер, 27 безработных, 224 ребенка.

В ходе обсуждения проблем Диксона с губернатором Таймырского автономного округа и руководителями территориальных органов федеральных структур исполнительной власти Леонид Драчевский отметил: "Вопрос оптимизации федеральных структур на Диксоне стоит сегодня особенно остро. Диксон - это не то место, где государство может позволить себе содержать безработных. Людей, которые не хотят уезжать, тоже можно привлечь на работу, но, в принципе, кадровую проблему можно решить, перейдя на вахтовый метод".

Будущее Диксона связано, в первую очередь, с перспективой развития Северного морского пути и с разработкой угольных месторождений на Таймыре, а также месторождений углеводородов на шельфе Северного ледовитого океана. Северный морской путь - транспортная магистраль из Европы в страны Тихоокеанского бассейна - вдвое короче используемого сейчас западными странами морского пути через Суэцкий канал и Индийский океан.

Для оздоровления ситуации на Диксоне по итогам совещания было принято решение подготовить технико-экономическое обоснование функционирования Северного морского пути и развития ледокольного флота и предложить этот вопрос для рассмотрения на заседании Совета по проблемам Крайнего Севера и Арктики при Правительстве Российской Федерации.