Латышам надо заняться исправлением своих недостатков, перенимая у приехавших в Латвию русскоязычных все самое лучшее, а не пенять им за "советскую оккупацию", которой не было. Такое мнение высказал российский журналист и писатель Леонид Млечин. "У России нет никаких объективных причин не любить Латвию. Есть кое-какие проблемы и только. Утвержденная комиссия [историков] двух стран нужна для того, чтобы создать единый взгляд. Надо только позаботиться о том, чтобы все прояснить. Эту болезненную рану необходимо промыть, гной выдавить, положить лекарства и перебинтовать, пусть заживает. Нужно вернуться к реальной истории. Нам хочется знать прошлое, чтобы понять сегодняшний день", - заявил журналист.

По мнению Млечина, нет смысла подсчитывать ущерб от "советской оккупации" за его отсутствием: "Прибалтика была инкорпорирована в состав СССР. Не было идеи произвести ущерб. Наоборот, была дана возможность развиваться. Задача была только включить Латвию в состав СССР. Здесь уже появляется вопрос, как стало возможным событие 1939-40 годов. Я думаю, что изучение всей многосложности процессов раскроет как это было и как себя вели все стороны. И латыши поймут, что людей не отправляли сюда как оккупантов". Он также считает, что латышам не следует видеть плохое в проживающих в Латвии русскоязычных. "Меня в детстве учили, что в гостях нужно видеть хорошее и переносить его на себя, а все свои недостатки исправлять. Ведь, с тем человеком, который бахвалится и видит в других недостатки, долго не проработаешь вместе", - пояснил Млечин.

Как неоднократно сообщало ИА REGNUM, терминологический вопрос о признании или отрицании "советской оккупации" (присоединении Латвии, Литвы и Эстонии к СССР в 1940 году) для современных националистических властей Латвии, Литвы и Эстонии не является чисто научным. Несмотря на то, что легитимность мирного включения Латвии в состав СССР, например, однозначно поддержал действовавший в 1940 году президент Латвии Карлис Ульманис и высшие власти Литвы и Эстонии, на теории "советской оккупации" строится современная националистическая идентичность Латвии, она служит политическим и юридическим основанием для режима массового безгражданства русскоязычных в стране как "оккупантов", поражения их в правах, на сегодняшний день составляющего до 80 принципиальных отличий от объёма прав граждан.

Кроме режима фактического апартеида, теория "оккупации", по мнению властей современной Латвии, позволяет предъявлять современной России как государству-продолжателю СССР политические и материальные претензии, является почвой для реабилитации нацизма, гитлеровских коллаборационистов и распространения неонацизма в Прибалтике. При этом полностью игнорируется тот факт, что, например, объявление независимости Латвии, Литвы и Эстонии в начале 1990-х годов было осуществлено парламентами, избранными по законам СССР и возглавленными советской партийно-хозяйственной ("оккупационной") номенклатурой, и следовательно - легитимность деклараций о независимости Латвии, Литвы и Эстонии равна легитимности принявших её советских "оккупационных" властей республики. Кроме того, Латвия, Литва и Эстония по умолчанию признают действующими "оккупационные" свидетельства об образовании, трудовом стаже, профессиональной и научной квалификации, записи актов гражданского состояния (брак, развод, свидетельства о рождении и смерти), права частной собственности и наследования и т.д.