"Если у поляков в Литве нет никаких проблем, то откуда берутся постоянные акции протеста?" Так в беседе с корреспондентом ИА REGNUM редактор еженедельника Myśl Polska Ян Энгельгард прокомментировал заявление главы МИД Литвы Аудронюса Ажубалиса о том, что проблем с поляками в стране нет. По словам эксперта, последние акции протеста имели место совсем недавно, в конце 2010 года. "Тысячи польских учеников, учителей и деятелей "Избирательной акции поляков Литвы", поддерживаемых представителями российского меньшинства, протестовали против планируемых изменений в законе об образовании. Эти изменения, по мнению поляков, ударили бы по польскому школьному образованию и привели бы к ликвидации 120 польских школ. Проект изменений форсировали литовские консерваторы, аргументируя тем, что граждане Литвы обязаны в совершенстве знать литовский язык и учить историю и географию по-литовски. Ставились под сомнение экзамены для получения аттестата зрелости, которые сдавались в польских школах. Это были демагогические обвинения, тем более что практика показывает, что знание литовского языка среди польских учеников очень высоко. Доказательством этому является тот факт, что 80% польских абитуриентов сдают экзамены в литовские вузы. Более того, польские ученики учатся лучше, чем их литовские сверстники и являются хорошими гражданами Литвы", - заявил он.

Как заметил Ян Энгельгард, пока, под давлением протестов и твердой позиции польских властей, Литва отказалась от принятия спорного закона об образовании. Но это только временный отход. "Этот пример демонстрирует, что оценка министра иностранных дел Литвы не правдива. Может, с точки зрения литовских властей поляки не имеют в этой стране никаких проблем, но с точки зрения тех же поляков - этих проблем множество.

Проблемы возникают по одной основной причине - глубокого недоверия литовских властей к полякам, а в некоторых случаях и ненависти, подпитываемой историческими фобиями. Часто мы имеем дело с весьма курьезными случаями. Например евродепутат Витаутас Ландсбергис известен своим агрессивным отношением к полякам Литвы. Это именно он не так давно призывал к радикальному уменьшению значения поляков в Литве. Одновременно этот самый Ландсбергис представляет себя в качестве "друга Польши". Однако его "дружба" к нам имеет весьма специфический вкус: он подразумевает лишь совместные действия Польши и Литвы против "российского империализма". Литовский политик подпитывает также среди поляков антирусские настроения, используя для этого Смоленскую катастрофу. Дошло до того, что он предупреждал на встрече в Брюсселе дочь одной из жертв катастрофы, чтобы она боялась за свою жизнь. На что он намекал, нетрудно догадаться".

Ян Энгельгард отмечает, что после многолетних иллюзий относительно внутренней политики Вильнюса польские власти уже не верят в заверения, что все проблемы будут решены в скором времени: "Отсутствие премьера и президента Польши в Вильнюсе по случаю 20-летия событий под телебашней (13 января 2011 - ИА REGNUM) - очень красноречиво. Польские власти стоят на позиции, что пока Литва не изменит своей политики в отношении поляков, не может быть речи о модельных взаимных отношениях".

3 февраля 2011 на пресс-конференции в Москве отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о проблемах польского меньшинства в Литве, Аудронюс Ажубалис заявил: "Литва здесь не имеет никаких проблем. Это недавно подтвердил в своём интервью комиссар ОБСЕ по вопросам нацменьшинств Кнут Воллебек - после того, как он посетил Литву и ознакомился с ситуацией. Я думаю, сперва нужно прочитать и увидеть, и лишь потом делать такие серьёзные заявления".

Как сообщало ИА REGNUM, исторически проживающие в Литве поляки борются за право реприватизации земли в Виленском крае, право использовать двуязычное - наравне с литовским польское - написание фамилий и имен на уличных указателях и в личных документах. Литовское законодательство запрещает это, в то время как европейское право, которое Литва приняла при вступлении в ЕС, гарантирует соблюдение прав нацменьшинств. Сейм Литвы также готовится провести реформу образования, в результате которой обучение в школах для нацменьшинств должно быть постепенно переведено на литовский язык. Ранее в эфире TVP1 Аудронюс Ажубалис заявил: "Тот, кто призывает молодых людей (в Литве) изучать польский язык, лишает их возможности быть конкурентоспособными на рынке труда. Они оказывают "медвежью услугу", поскольку позднее такой человек может быть не более чем помощником на стройке".