Очень показательно, что подготовленную под руководством главы президентского Совета по правам человека М. Федотова программу "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении" общественности до сих пор не представили. Общественного обсуждения программы ее авторы не желают; ставка делается на другое: а вдруг президент подпишет? И потому авторам и лоббистам программы нужна не общественная дискуссия, а тишина: мол, наши предложения безальтернативны. Однако постепенно кое-какая информация становится доступной. И сразу появляются вопросы.

В субботу 5 февраля пресс-центр общества "Мемориал" распространил информацию о содержании вошедших в программу предложений по изменению формата социальной поддержки жертв репрессий. Хочу отметить, что для меня лично необходимость улучшения социальной поддержки жертв незаконных репрессий не вызывает никаких сомнений. Дело важное и необходимое. Однако есть в предложениях "Мемориала" пункты, которые вызывают очень большие сомнения.

Эксперты "Мемориала" предлагают "внести в Закон о реабилитации поправки, расширяющие перечень категорий лиц, попадающих под действие Закона". Согласно Закону о реабилитации жертв политических репрессий, реабилитации подлежат лица, которые по политическим мотивам были:

осуждены за государственные и иные преступления;

подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ-ОГПУ, УНКВД-НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции;

подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод;

необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение;

необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям;

признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.

Кого еще хотят внести в списки подлежащих реабилитации? Неужели пособников нацистов или членов бандформирований, которые согласно нынешней редакции Закона реабилитации не подлежат? С учетом абсурдной концепции "семидесятилетней гражданской войны", озвученной во время заседания Совета по правам человека С. Карагановым, подобные опасения могут оказаться небеспочвенными.