Комментарии азербайджанских экспертов ИА REGNUM о прибытии в Баку нового посла США в Азербайджане Метью Брайзы.

Руководитель Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу:

"Конечно же, приезд нового посла в Баку не вызовет коренных стратегических изменений в двусторонних азербайджано-американских отношениях, характеризуемых продолжительным положительным развитием. Можно лишь сказать, что прибытие Метью Брайзы будет способствовать увеличению функциональности, темпов, росту интенсивности двустороннего сотрудничества. Что касается вопроса урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта, то в настоящее время в этом процессе не наблюдается большой активности США. В Вашингтоне понимают, что вопрос урегулирования карабахской проблемы сейчас находится в компетенции Москвы, однако происходящие в последние месяцы в этом вопросе отмечены изменениями, связанными с появлением новых аппетитов у США, под контролем которых Армении удалось умело нейтрализовать активность России. То есть, Ереван смог нейтрализовать, облегчить направленное против него давление со стороны Москвы. Умело противостояв стремлению Кремля достигнуть какого-либо прогресса в решении карабахской проблемы, Армения, с точки зрения запада, доказала, что Россия является рядовым государством. Если помните, то Серж Саргсян даже в интервью радиостанции "Эхо Москвы" заявил, что Россия - всего лишь региональное государство.

Конечно, возможно, что приезд Метью Брайзы может придать новое направление процессу вытеснения интересов России в регионе. С этой точки зрения я придаю большое значение обсуждение вопроса нормализации турецко-армянских отношений между главами внешнеполитических ведомств Турции и США в рамках конференции по вопросам политики безопасности в Мюнхене. То есть, в период активно протекающих мировых процессов, связанных с ситуацией в Египте, активизацией региональных процессов, а также с учетом того, что в конце текущего года в Турции ожидается проведение очередных парламентских выборов, правящая партия Турции не заинтересована в нормализации отношений Анкары с Ереваном, как минимум, до конца 2011 года, какую бы внешнюю политику США не проводили. Наряду с этим Вашингтон и сегодня продолжает давить на Анкару, подталкивая ее к нормализации отношений с Ереваном. То есть США уверены в том, что Россия сейчас достаточно слаба, и стремятся во что бы то ни стало воспользоваться этим, чтобы вывести Армению из-под сферы влияния Москвы. И возможно, что с приездом в Азербайджан Метью Брайза может активизировать и протекающие в этом направлении процессы".

Сопредседатель Социал-Демократической партии Азербайджана Араз Ализаде:

"Начнем с того, что добро пожаловать. Во-вторых, никакого прорыва в связи с прибытием нового американского посла в Азербайджан в двусторонних связях я не ожидаю. Отношения Азербайджана и Соединенных Штатов Америки давно уже стабилизировались, и за рамки того, что есть, не выйдут. Америка все, что хотела от нас, получила, и теперь она ведет себя с Азербайджаном равноудаленно.

Что касается решения карабахской проблемы, а что сделал Брайза для этого, когда был одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ? Ничего. И вообще, послы являются проводниками политики, которую им диктует центр. Я не думаю, что в США что-то изменилось в отношении Азербайджана в лучшую сторону, чтобы он тоже какие-то подвиги геракловы совершал бы. Как было, так и останется".

Депутат Милли Меджлиса, политолог Айдын Мирзазаде:

"Я думаю, что прибытие нового посла США не означает начало какого-то нового этапа развития двусторонних межгосударственных отношений. Позднее и такое длительное опоздание с назначением посла было проблемой самой Америки. Азербайджан со своей стороны неоднократно подчеркивал о своих намерениях развивать тесные, близкие отношения со своим стратегическим союзником США, и делал все возможное для укрепления этих дружеских связей. Ввиду каких-то внутренних проблем официальный Вашингтон уже более полутора лет не представлен в Азербайджане очередным послом. Думаю, что прибытие нового руководителя американской дипмиссии в Баку облегчит США реализацию тех шагов, которые намеревался делать Белый дом в этом регионе. Послы хоть и играют определенную роль, тем не менее, они не независимы, как кажется, в своих заявлениях. Главы дипломатических миссий претворяют в жизнь те политические задачи, которые поставили перед ними их правительства.

Позиция США в данном регионе, в частности, в Азербайджане, ясна. Приоритеты сотрудничества Вашингтона с Баку неоднократно подчеркивались. Наши отношения во всех сферах жизни - в политической, военной, дипломатической, экономической - тесные, и в дальнейшем будут тесными. И роль Метью Брайзы как сопредседателя Минской группы ОБСЕ в решении нагорно-карабахского вопроса большая. И очень хотелось бы, чтобы с прибытием нового посла, который хорошо знаком с реалиями Азербайджана, политическая активность Америки росла. То есть сегодня США не так активны в этом регионе, как, скажем, Европа, Россия, Китай, и даже ближневосточные страны. Незначительно участие Вашингтона в крупных экономических проектах, нет, к сожалению, политической инициативы, с которой часто выступает Москва по разрешению нагорно-карабахского вопроса. С другой стороны, частые реванши в сторону Армении, тоже, не думаю, что являются правильными шагами в направлении решения нагорно-карабахской проблемы. Прибытие нового посла, конечно, активизирует дипломатическую деятельность США в Азербайджане, и будем надеяться, что свой опыт, свои связи господин Метью Брайза будет использовать всецело".

Депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков:

"В любом случае, если Соединенные Штаты Америки заинтересованы в том, чтобы продвигать свою политику и интересы, то отсутствие посла, безусловно, уменьшает возможности особенно для политики Вашингтона. Так что это, в первую очередь, важно для самих США. Потому что временный поверенный, ну, может встретиться с заместителем какого-нибудь министра. А выход на политический уровень его либо затруднен, либо если какой-то серьезный представитель приехал из США, то сопровождая его, он может попасть к президенту, премьер-министру или спикеру парламента. А так, в общем, вынужден ограничиваться, скажем, таким техническим уровнем. Естественно, это сокращает возможности американской политике для влияния.

Метью Брайза в этом смысле, конечно, очень удачная кандидатура. У него давно выстроены очень прочные отношения не только с высшими представителями власти в Азербайджане, но и с оппозицией, и с представителями гражданского общества. И в этом смысле его появление здесь, конечно, все равно открывает намного больше возможностей для продвижения американского влияния, для того, чтобы получать информацию с первых рук. Так что это позитивно.

Для нас хорошо то, что он, практически, все основные проблемы региона знает. Он занимался в свое время энергетикой Каспия, и это важный для Азербайджана, приоритетный вопрос, и он был сопредседателем Минской группы и очень хорошо знает карабахскую тематику. Понятно, что для нас это важно и в том смысле, что он может правильно артикулировать и азербайджанское видение, и возможности Азербайджана в продвижении урегулирования вот этих очень острых для нас вопросов. То, что нервничают армяне, тоже понятно, потому что Метью Брайза - это будет авторитетный посол, мнение которого и в Госдепартаменте, и в Белом доме может оказаться существенно выше, чем мнение посла Соединенных Штатов Америки, который находится в Ереване. Так что он, я еще раз повторю, в силу опыта, в силу знаний предмета, в силу занимаемой прежде позиции в Вашингтоне будет более влиятельным послом. Ну а в какой мере все эти качества скажутся на урегулировании нагорно-карабахского конфликта, сказать трудно. Если он не достиг успеха в качестве сопредседателя Минской группы, то с чего следует предполагать, что как посол, когда он уже будет ограничен все же рамками Азербайджана, ему удастся в этом вопросе добиться большего. Но при всех случаях, я думаю, появление и нахождение американского посла в Баку - это позитивный факт, а то, что это посол с квалификацией Метью Брайзы, это хорошо вдвойне".

Политолог Лейла Алиева:

"Конечно, назначение посла, это позитивный шаг, безусловно. Особенно после такой борьбы, которая была долгое время. А для развития двусторонних отношений это большое дело, тем более, такого посла, как Метью Брайза, который давно знает Азербайджан, давно занимается им, и Карабахом занимался. Так что тут два позитивных момента. Другое дело, конечно, насколько назначение его послом имеет большое значение для продвижения в процессе урегулирования карабахского конфликта. Возможно, что сейчас как бы Метью Брайза более свободен от своих обязанностей как сопредседателя Минской группы ОБСЕ, и как бы со стороны он мог бы может быть продвигать какие-то идеи по тому, как механизм можно усовершенствовать в разрешении конфликта. Это может повлиять позитивно, если только он захочет воспользоваться этой возможностью своей свободы.

Ну, в общем-то, я такого особенного ничего не жду. Хотя не именно с назначением послом Метью Брайзы не жду, потому что дело не в личности, особенно сейчас. Дело больше в геополитических вообще мировых процессах, которые сегодня идут. В этих событиях, которые происходят в Магрибском районе, в северной Африке. Они, безусловно, накладывают свой отпечаток, заставляют американскую политику приспосабливаться к новым реалиям. Я думаю, что, все-таки, эти изменения уже будут отражаться на политике США, которая будет проводиться в Азербайджане. В любом случае, является ли послом Метью Брайза, или кто-то другой. Так что посмотрим, все покажет время".

Политолог Фикрет Садыхов:

"Начнем с того, что пустующее длительное время место чрезвычайного и полномочного посла США в Азербайджане, наконец, занято человеком, который хорошо знает регион. Будучи сопредседателем Минской группы ОБСЕ, он, в общем-то, был вовлечен в процесс урегулирования карабахской проблемы, встречался с официальными лицами и в Азербайджане, и в Армении, и знает эту проблему достаточно хорошо и досконально. Теперь, следует ли из этого, если задаться риторическим вопросом, что знание предмета и осведомленность по поводу проблемы является основной причиной того, что он будет занимать проазербайджанскую сторону? Я так не считаю.

Я вообще был удивлен тем ажиотажем, который был устроен в американском конгрессе по поводу попытки сдержать его назначение в Азербайджан. Я думаю, что это было направлено даже не против Метью Брайзы, а против Азербайджана, и этим воспользовались, естественно, проармянские силы в конгрессе и пытались таким образом, найдя еще один повод, как бы продемонстрировать свое отношение к нашей стране. Не получилось, не удалось, и в этом, в общем-то, я считаю, выигрыш Азербайджана. Мы сделали все необходимое для того, чтобы все же на место посла был назначен именно этот человек, потому что тут речь уже шла о принципах, которые были положены в основу процедуры назначения Метью Брайзы.

Он профессиональный дипломат и, в общем-то, достаточно гибкий политик и, я думаю, что он, конечно же, будет делать все необходимое, чтобы продолжать реализовывать интересы Соединенных Штатов Америки. Но, в первую очередь, я бы хотел просто заметить одну очень важную вещь, на мой взгляд. Тот факт, что президент Соединенных Штатов, невзирая на все эти сложности, на препятствия, которые чинились при назначении Брайзы, все-таки принял это волевое решение, говорит об отношении Обамы к Азербайджану. О его заинтересованности, в общем-то, к проблеме решения карабахского конфликта. Это очень важно. И буквально через голову конгресса, воспользовавшись своим конституционным правом, он пошел на это, продемонстрировав, на мой взгляд, все же хорошее отношение к нашей стране. У США достаточно широкие интересы в этом регионе. У нас очень неплохие партнерские связи с американцами. Правда, в прошлом году Соединенные Штаты были несколько дистанцированы от решения карабахской проблемы. Мы понимаем, что они были заняты Ираком, Афганистаном, ядерной проблемой Ирана, но я все же надеюсь на то, что назначение посла в Азербайджан, назначение именно того человека, который в общем-то знаком хорошо с проблемами региона, создаст какие-то определенные условия для более заинтересованного отношения официального Вашингтона к урегулированию этой сложной многолетней проблемы".