Общая численность венгерского меньшинства в Словакии, по-видимому, сейчас чуть превышает полмиллиона человек. Потенциал этнических венгров Словакии, желающих принять венгерское гражданство, оценивается по-разному. По-видимому, нужно исходить из цифры в 100 тыс. человек, как минимальной. Именно столько словацких граждан в предшествующий период испросили себе у венгерских властей т. н. "венгерские удостоверения личности" - специальные документы, введенные Будапештом для заграничных соотечественников.

В прошлом году Словакия попыталась законодательно воспрепятствовать принятию собственными гражданами, этническими венграми, двойного венгерского гражданства. Модифицированный закон о гражданстве, по которому словацкий гражданин лишался гражданства Словакии в случае принятия им иного гражданства, вступил в силу 17 июля 2010 г. За сокрытие наличия двойного гражданства гражданину Словакии грозит штраф в 3319 евро.

Как показали дальнейшие события, закон оказался действенной мерой. Когда наступил нужный срок, этнические венгры, граждане Словакии, не пошли в консульство Венгерской республики за гражданством этой страны. Пример Словакии показывает, что нынешнюю венгерскую "экспансию" достаточно легко было сдержать законодательными мерами. Однако в Румынии это оказалось невозможным из-за попустительства либерального кабинета и собственной румынской политики раздачи своих паспортов гражданам Молдовы и Украины. Что касается Сербии, то там, наряду с либеральным фактором и попыткой первичной нормализации запущенного национального вопроса, присутствует момент неурегулированности проблемы гражданства после распада Югославии и наличия большого количества беженцев. Как в этих условиях законодательно ограничить венгров в праве получить двойное гражданство, когда многие граждане Сербии имеют гражданство Черногории, республики Сербской в Боснии, Хорватии и т. д.?

Но уже осенью словацкие власти заявили о готовности пойти на попятную. Впервые об этом премьер-министр Словакии Ивета Радичова объявила и, что показательно, в Вашингтоне по окончании своего визита в США в октябре 2010 г. Первоначально предполагалось, что необходимые изменения, позволяющие гражданам Словакии иметь двойное гражданство, будут приняты парламентом Словакии в декабре и вступят в силу с начала марта 2011 г. Но дело сразу же стало тормозиться. С конца октября проблема активно обсуждается в Словакии. Предполагается, что вновь модифицированный закон о гражданстве должен установить ограничения в праве иметь двойное гражданство для некоторых категорий государственных служащих. По предложению христианских демократов, полицейские, работники прокуратуры, таможенники, сотрудники службы безопасности не будут иметь иного, кроме словацкого, гражданства. В случае наличия такового, лица, поступающие на соответствующую государственную службу, должны отказываться от двойного гражданства. Недонесение об имеющемся двойном гражданстве повлечет за собой большой штраф и увольнение.

Тем не менее, предложение новой модификации словацкого закона о гражданстве встретило серьезную критику, как в самой правящей консервативной коалиции, так и в оппозиции, в особенности со стороны националистов. Ян Слота, председатель Словацкой национальной партии (SNS), в начале января категорически высказался против новой модификации словацкого закона о гражданстве, допускающей принятие гражданами Словакии двойного гражданства. Однако применение существующего закона он предложил отнести только к соседним со Словакией странам. По его мнению, закон должен быть направлен прямо против Венгрии. По отношению к ней Словакия - "соседнее государство, находящееся в сфере интересов Венгерской республики". В этих условиях "тот, кто легко примет двойное гражданство - или предатель словацких интересов, или просто идиот", - заметил председатель SNS.

Таким образом, вопрос встал об адресности применения модифицированного июльского закона, т. е. о том, кого лишать или не лишать словацкого гражданства.

Вступление в силу модифицированного при правительстве Роберта Фицо закона о гражданстве, по которому принятие другого гражданства лишало гражданина Словакии словацкого гражданства, натолкнулось на реалии его применения. Оказалось, что под его действие стали попадать словацкие граждане, эмигрировавшие на Запад. Так, к концу года стало известно, что за все время действия закона с 17 июля только 19 граждан лишились словацкого гражданства из-за принятия иного. По сведениям министерства внутренних дел Словакии, 10 человек лишились словацкого гражданства из-за принятия австрийского, 6 - немецкого, 1 - голландского, 1 - итальянского и только один - венгерского (!). Получается, что при нынешней практике применения закона, Словацкое государство стало отталкивать от себя тех, в помощи которых оно часто нуждается, т. е. словаков, уехавших и адаптировавшихся на Западе и, самое главное, в значимых в экономическом отношении для Словакии Германии и Австрии.

Проблематичным оказалось и само применение июльского закона. В начале января словацкое министерство внутренних дел объявило, что у него нет никакой возможности расследовать, особенно за рубежом, принятие словацкими гражданами иных гражданств. Оказалось, что ход закону можно давать только при добровольном объявлении словацким гражданином наличия у него иного гражданства. Поэтому тысячи словаков, ныне живущие за рубежом по всему миру, могут спокойно иметь наряду со словацким другой паспорт. Дотянуться до них Словацкое государство практически не может.

Словаки стали думать дальше, когда стало очевидным, что венгры собираются вместе с гражданством дать и право избирать и быть избранным в венгерский парламент. 4 декабря 2010 г. премьер-министр Словакии Ивета Радичова заявила, что последнее категорически неприемлемо для Словакии. "Проблема в том, что в праве отсутствуют необходимые требования. Поэтому Словакия в этих вопросах обратится за помощью ЕС в Брюссель", - пригрозила она.

14 декабря 2010 г. во время официального визита в Словакию венгерского премьера Виктора Орбана обе стороны по итогам переговоров признали, что в вопросе о двойном гражданстве нет взаимопонимания. Безрезультатной осталась и попытка обсуждения проблемы двойного гражданства на более низком уровне во время визита в Братиславу 21 декабря 2010 г. курирующего иностранные дела венгерского госсекретаря Жолта Немета.

28 января 2011 г. во время очередного визита в Братиславу венгерского премьер-министра словаки сделали умный ход. Они предложили подготовить и подписать специальный договор между странами о двойном гражданстве. Венгерский премьер Виктор Орбан вынужден был согласиться на это. Теперь Словакия получила возможность затягивать вопрос о модификации закона о двойном гражданстве. Решение проблемы, таким образом, откладывается в долгий ящик. Что касается Венгрии, то она попытается ускорить подписание договора со словаками о двойном гражданстве. О желательности подобного соглашения в самой ближайшей перспективе заявили венгерские политики (MKP) и представители венгерских гражданских организаций Словакии на встрече с венгерским премьер-министром Виктором Орбаном 29 января в Дунасердахейе. Однако, не ясно, до какого предела уступок венгры готовы здесь пойти словакам. Отметим, что Словакия сейчас сохраняет известные возможности для маневра. 2 февраля ее парламент преодолел вето президента Ивана Гаспаровича, наложенного им 29 декабря на модифицированный в интересах венгров закон о языке в Словакии. Этот акт демонстрирует всем, кроме венгров, позитивное стремление Словакии в решении проблем собственных национальных меньшинств. Поэтому венгерский заместитель госсекретаря по национальной политике Жужанна Репаш тут же выступила с заявлением о том, что Венгрия надеется на дальнейшую модификацию означенного закона в нужном для венгерского меньшинства направлении.

Тем временем, председатель Венгерской коалиционной партии (Magyar Koalíció Pártja - MKP), основной партии венгерского меньшинства в Словакии, Йожеф Береньи в первый же день, т. е. 3 января 2011 г., демонстративно подал заявление на венгерское гражданство в консульство Венгерской республики в Братиславе. До этого председатель MKP заявил: "У меня двойное сознание. И это можно будет подтвердить документом. В Словакии и со словацким гражданством я могу законно и дальше работать в области политики и культуры. С Венгерской республикой меня связывает общая культура, общая история и родной язык". Когда Й. Береньи подавал заявление на венгерское гражданство, у него была надежда, что словацкий закон о гражданстве будет модифицирован этой весной.