"На совещании, прошедшем в Арзамасе, госкорпорация "Росатом" оказалась среди лидеров с точки зрения понимания и готовности, а также того, что нужно делать в рамках программы инновационного развития (ПИР)", - заявил проректор национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" Анатолий Петровский, комментируя итоги заседания комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, посвященном развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в крупных компаниях с государственным участием, которое состоялось 31 января.

"В ней большое место занимает взаимодействие с базовым вузом, которым является МИФИ, и с другими вузами, которые готовы взаимодействовать с Росатомом и в части подготовки кадров, и в части совместных работ, - отметил он. - Уже в рамках социального развития МИФИ идет наращивание и улучшение материально-технической базы, естественно, идет увеличение НИОКРов, которые Росатом будет заказывать в ядерном университете. Госкорпорация, разумеется, сформулирует, какие специалисты и с какими компетенциями нужны для того, чтобы программа инновационного развития выполнялась, а МИФИ в свою очередь должен построить весь учебный процесс и структурировать все свои кадры, чтобы они были более точно ориентированы на запросы Росатома".

"Кроме того, обязательно участие НИЯУ МИФИ в реализации технологических платформ, о которых будут наверняка подробно написано в ПИРе, в становлении процесса коммерциализации, организации работы с интеллектуальной собственностью, развитии всех вспомогательных структур, технопарков и т. д., - подчеркнул Петровский. - Это все нужно для того, чтобы продолжать развивать фундаментальные и прикладные исследования. На этой базе можно будет готовить тех специалистов, которые реально нужны сейчас и, тем более, завтра. Если эта программа, как ее планируется написать, получится и будет реализована в полном размере (она задумана в достаточно краткосрочных временных рамках), то это будет хорошая поддержка для развития инновационного направления в работе Росатома".

"Как говорилось в понедельник на заседании комиссии, хватит бумаги плодить, давайте выпускать конкурентную продукцию, - заявил проректор МИФИ. - Ведь инновационная экономика - это действительно работа с интеллектуальной собственностью, это выпуск наукоемкой конкурентной продукции. Есть один индикатор работы - либо продукция есть и вы ее реально реализуете, отвоевывая определенные сегменты на рынке высоких технологий, либо продукции нет, и тогда не надо говорить, что есть инновационная стратегия и продукция".

"Насколько я знаю, было некое рейтинговое голосование о готовности перед совещанием в Арзамасе. Так вот, Росатом оказался на первом месте. Это объективный показатель. С другой стороны, у Росатома есть тоже определенные проблемы, касающиеся ядерных неэнергетических технологий. Дело в том, что с ядерными энерготехнологиями все понятно - есть программа модернизации существующих реакторов и программа развития реакторов на быстрых нейтронах, чтобы перейти на замкнутый цикл. В далекой перспективе есть и термоядерные технологии, - подчеркнул он. - В эти направления вкладывается практически 90% всех мощностей Росатома. А вот во вторую, неэнергетическую часть, вкладывается 10-11% мощностей, а рынок-то растет именно здесь - в областях ядерной медицины, супер-ЭВМ, досмотровых систем, сверхпроводников. В этих областях надо найти баланс. Вспомните во Франции, где атомный комплекс достаточно мощный, он уже подмял под себя и ветровую энергетику, и солнечную, исходя из того, что внутри него много технологий, которыми можно эти направления закрывать. Например, почему бы Росатому через углеволокно не делать очень легкие ветряки, а через кремний делать кремниевые батареи".

"Росатом вкладывает в инновации уже сегодня гораздо больше, чем его основные соперники на рынке, - напомнил Петровский. - Озвученная Сергеем Кириенко цифра в 11% инновационного бюджета, ориентированная на ядерные неэнергетические технологии, в ближайшие 10-15 лет вырастет до 40% мощностей Росатома. Я думаю, что если это будет достигнуто, то будет замечательно. Ведь ядерная медицина и ранняя диагностика - это самое больное место медицины в целом. Данная тема сегодня является самой актуальной. Вопрос будет упираться в кадры, потому что очень срочно нужно будет подготовить и переподготовить сотни специалистов. И сегодня мы как раз договорились окончательно об участии НИЯУ МИФИ в написании этой программы инновационного развития - отношения наши окончательно перешли в практическую плоскость. События сейчас будут развиваться очень быстро".

"Ситуация с патентами в госкорпорациях в целом соответствует общей картине по России, - отметил руководитель экспертно-аналитического управления по новым энергетическим технологиям Института энергетической стратегии, кандидат технических наук Василий Тиматков. - За последние десять лет количество заявок на патенты, поданных резидентами, в России было значительно ниже, чем в Японии, США, Евросоюзе. По сравнению с Японией мы проигрывали в 12-15 раз, с США - в 7-9 раз, с Евросоюзом - в 3-3,5 раза. Низкая инновационная активность в России давно является предметом обсуждения в дискуссиях на разных уровнях, и даже стала причиной появления такого спорного понятия как "принуждение к инновациям".

"Если говорить о перспективах будущего, то на фоне постепенного исчерпания легкодоступных резервов углеводородов участие Росатома в проектах по термоядерной энергетике является, несомненно, важным и актуальным, - полагает эксперт. - Однако практическое применение разрабатываемых сейчас технологий в этой области произойдет еще не скоро. В области традиционной ядерной энергетики достаточно сложно объективно оценить успехи Росатома в области инноваций в силу значительной закрытости разработок в атомной отрасли".

"Дать какую-то общую цифру по объему необходимых инвестиций в инновации для всех госкорпораций невозможно, поскольку у них очень разный бизнес, это совершенно непохожие друг на друга структуры. Здесь проще ориентироваться на мировой уровень для соответствующей отрасли, - считает Тиматков. - Скажем, в машиностроении это единицы процентов от оборота, в области телекоммуникаций - 8-15%, у софтверных компаний доходит до 20% и более. Для такой корпорации как Росатом требуются весьма высококвалифицированные кадры. Чтобы такие кадры создавались российской высшей школой, требуется не только привлечение наиболее талантливых и способных студентов на специальности по атомной энергетике за счет обеспечения специальных стипендий, условий проживания студентов, но и соответствующее техническое оснащение учебных лабораторий. И то, и другое может быть частично обеспечено за счет Росатома. Для создания гарантий эффективности такого расходования средств представляется целесообразным заключение контракта на обучение, по которому студент после получения диплома о высшем образовании обязуется отработать определенный срок в компании, оплачивающей его обучение".

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, выступая на заседании в Арзамасе, министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина сообщила, что в России 22 государственные корпорации в 2010 году защитили лишь около 1 тысячи патентов. При этом из тысячи патентов, защищенных госкорпорациями в 2010 году, международных патентов всего пять, сообщила Набиуллина. "А потом мы обижаемся, когда обнаруживаем наши разработки у наших конкурентов. Но РЖД, я вижу, нормально патентуется, Росатом тоже", - сказал президент РФ Дмитрий Медведев.

В ходе доклада на заседании комиссии генеральный директор Росатома Сергей Кириенко сообщил, что госкорпорация потратит 11 % инновационного бюджета на создание новых технологий в сфере, не связанной непосредственно с атомной отраслью. По словам Кириенко, в среднем Росатом планирует тратить на новые технологии около 4,5% своих средств, Госкорпорация также планирует вложить значительные средства (8,4 млрд рублей) в обновление экспериментальной базы своих научно-исследовательских структур. Кроме того, госкорпорация вместе с Минобрнауки РФ вложит семь миллиардов рублей в развитие образования.