В России 22 государственные корпорации в 2010 году защитили лишь около 1 тысячи патентов, сообщила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, посвященном развитию НИОКР в крупных компаниях с государственным участием, которое состоялось в Арзамасе 31 января. При этом из тысячи патентов, защищенных госкорпорациями в 2010 году, международных патентов всего пять, сообщила Набиуллина. "А потом мы обижаемся, когда обнаруживаем наши разработки у наших конкурентов. Но РЖД, я вижу, нормально патентуется, Росатом тоже", - сказал президент РФ Дмитрий Медведев. В ходе доклада на заседании комиссии генеральный директор Росатома Сергей Кириенко сообщил, что госкорпорация потратит 11 % инновационного бюджета на создание новых технологий в сфере, не связанной непосредственно с атомной отраслью. По словам Кириенко, в среднем Росатом планирует тратить на новые технологии около 4,5% своих средств, Госкорпорация также планирует вложить значительные средства (8,4 млрд рублей) в обновление экспериментальной базы своих научно-исследовательских структур. Кроме того, госкорпорация вместе с Минобрнауки РФ вложит семь миллиардов рублей в развитие образования

. "Критика со стороны министра экономического развития обоснована: в зависимости от отрасли вложения в НИОКРы и инжиниринг на Западе составляют от 1 до 30% выручки компаний, - заявил аналитик ИФК "Алемар" Василий Конузин. - БОльшая доля инвестиций в НИОКР характерна для высокотехнологичных производств, которые, впрочем, как правило, существенно уступают крупным "традиционным" промышленным корпорациям в размерах (оборотах). Несмотря на попытки государства мотивировать промышленность вкладывать средства в новые разработки, на деле инновационные процессы все еще находятся в зачаточном состоянии и Росатом в данном контексте является редким исключением: корпорация не только финансирует НИОКР, но за последние несколько лет втрое увеличила расходы на новые технологии, причем не только по традиционной атомной тематике (АЭС), но также и в смежных областях, например, разработке композиционных материалов".

"Проблема с инновациями кроется в сырьевой ориентации экономики: крупные предприятия, задействованные в добыче сырья, экономически не мотивированы вкладывать деньги в новые технологии - они и так получают сверхдоходы от растущей нефти, газа, угля, металлов. Средний и мелкий бизнес испытывает острую нехватку финансирования: даже прорывные решения не находят должной поддержки на уровне государства и государственных корпораций (так как5 зачастую речь идет о небольших проектах, неинтересных госкорпорациям), а банковская система не работает со стартапами, - отметил он. - Наконец, еще одна проблема - это конечный потребитель технологии. Зачастую здесь также речь идет о крупных корпорациях, которые не готовы отказываться от традиционных решений, которые, более того, зачастую лоббируются "устоявшимися" поставщиками (например, металлургами, химиками и т.д.)".

"Работа Росатома в области инноваций отличается многоплановостью, что, впрочем, объяснимо, учитывая диверсифицированную структуру концерна, - пояснил Конузин. - Помимо разработок в области атомной энергетики (как новых, так и традиционных), Росатом вкладывает средства в развитие смежных и новых рынков. Здесь речь может идти о разработке наноструктурированных покрытий, о развитии химических производств (в поддержку электроники и солнечной энергетики), о создании композиционных материалов и т.д. Полагаю, что при масштабе Ростатома текущее соотношение выделяемых на инновации средств в размере 4,8% от общих средств корпорации с точки зрения аналогов можно назвать достаточным. Другое дело, что из-за технологического отставания в ближайшие годы России придется ускоренными темпами наверстывать упущенное. Поэтому госкорпорации, в частности такие успешные как Росатом, могут тратить и больше, создавая научно-технологические заделы на будущее".

"Если говорить об образовании, то на первом этапе необходимо создание научно-технических инкубаторов - оборудованных площадок, на которых бы институты и предприятия могли бы создавать и апробировать свои технологии, - подчеркнул аналитик. - Другой вариант - в форме грантов на разработку технологий, но здесь развитие будет сдерживать слабая научно-техническая база вузов. Нынешняя схема в Росатоме, при которой энергетический блок финансирует новые разработки концерна, вполне оправдана: таким образом доходы о станций, построенных на госсредства, реинвестируются в новые технологии".

"Думаю, в целом энергоблок логично сохранить в периметре концерна в качестве генератора прибыли. Возможно, относительно открытые блоки (Росэнергоатом или АСЭ) можно будет частично приватизировать, что принесет дополнительные инвестиции", - считает Конузин.