Чувашские политики и педагоги о деградации и траектории нового образовательного стандарта
Чувашия, 2 февраля, 2011, 13:27 — ИА Регнум. На фоне дискуссий вокруг нового
Диаметральную точку зрения высказала директор чебоксарской школы №40 с углубленным изучением отдельных предметов Ираида Яшина, отметив, что у них девять обязательных предметов, 36 бесплатных часов и "старшеклассники в принципе уже сейчас в свободном выборе": "Есть базовые предметы, всё остальное - профильные предметы, элективные предметы - мы сами включаем".
Комментируя проект государственного образовательного стандарта, педагог отметила, что "вообще-то, вся Европа идёт по этому пути": "Почему мы сейчас плетёмся в хвосте? Потому что мы всё хотим впихать в голову ученика, абсолютно всё, а это невозможно. Девять классов - это основное общее образование. Значит, основная база, которая нужна ученику, чтобы дальше развиваться - той же самой математики - достаточна, и дальше он будет идти по другим направлениям". При этом Ираида Яшина отметила, что если ученик планирует дальше связать своё образование с естественно-научными направлениями, или техническими, то может выбрать для углубленного изучения в старших классах предметы данных циклов: "Всё это зависит от пути, потому что этот шаг - к следующему уровню образования. Если мы сейчас старшеклассника заставляем и математику учить в количестве шести часов в неделю, и химию, и биологию, то потом удивляемся, почему наши ученики, собственно говоря, ничего не знают. А ведь когда они идут в вуз, то получается, что многое из школьной программы им оказывается не нужным".
Говоря о возможном исключении русского языка из числа обязательных в старших классах, Ираида Яшина обратила внимание на то, что уже сейчас в 10-11 классах на его изучение даётся только один час в неделю: "Потому что в 9 классе мы изучение русского языка заканчиваем - к этому времени все правила, все орфограммы уже изучены".
При этом она обратила внимание на то, что "очень много было недовольных родителей, жалующихся на то, что детей математику заставляют учить": " Говорят, почему заставляют, к примеру, будущего писателя, или поэта, журналиста, учить определённые и неопределённые интегралы, производные. Но поговаривают, что не все будут сдавать
Директор школы также напомнила, что государственная политика заключается в том, что образование должно быть непрерывным: "Всему научить в школе невозможно. И на всю жизнь образование в школе тоже дать невозможно. Человек должен понимать, что он должен учиться всю жизнь. Вполне может получиться так, что дипломированному специалисту через пару лет надо будет переквалифицироваться на другую специальность, потому что время меняется очень быстро, меняются очень быстро технологии, появляются совершенно новые отрасли. И тот, кто не настроен дальше учиться, конечно, ничего в жизни не добьётся. И если человек в 25 лет посчитает, что ему не хватает, к примеру, знаний по литературе, он сам это будет изучать, учиться дальше. Поэтому сказать, что если в старшей ступени ученик что-то недополучил, то он остался неучем на всю жизнь, - это неправильно. Школа должна подготовить ученика так, чтобы он правильно выбрал траекторию своей дальнейшей учёбы и развития". "Поэтому - ничего страшного, - сделала вывод о новом образовательном стандарте директор чебоксарской школы. - Это следующая ступень повышения качества образования: в старшей ступени должна быть более узкая специализация. Не может ученик охватить всё".
Ираида Яшина также отметила, что для введения данных стандартов "при нашем финансировании нужно сделать так, чтобы эти профильные группы были немалочисленные, то есть развивать городскую сеть": "То есть, если, к примеру, в 11 классе хотят врачами стать только двое, в соседней школе ещё трое, а в следующей школе ещё шесть человек - их можно собрать в сеть, и эту сеть надо в городе создавать. Лично мы объединились, например, с Чебоксарским электромеханическим колледжем. То есть 9-11 классы уже получают дуальное образование - уже могут получить первую ступень будущей профессии. А что значит вычислительная техника? Там же и математика, и геометрия, и физика "сидят". Ведь большая разницы между тем, что ученик после 11 класса пойдёт на первый курс, не зная профессии, или уже имея определённые знания, навыки".
Напомним, редакция ИА REGNUM опубликовала открытое письмо