Песня "Черные глаза", завоевавшая на несколько лет не только кавказские просторы, во Владикавказе уже не рвется изо всех динамиков. С телеэкрана и в маршрутках продолжают звучать мало отличающиеся одна от другой песни на народные мотивы. Но в Северной Осетии начала развиваться музыка и других направлений - появились рок-группы, появились рок-фаны, проходят рок-концерты и, кроме своих рокеров, в прошлом году на местной сцене выступили не забытые еще мировые звезды - группа Nazareth и Крис Норман.

Один из самых ярких рок-явлений современного Владикавказа отнюдь не провинциального масштаба - 23-летний Вахтанг Задиев. Вокальные данные и мастерство позволяют ему исполнять в частности каверы на песни Led Zeppelin, отлично звучит в его исполнении Holy diver Ронни Джеймса Дио. Совсем недорого по сравнению с московскими ценами можно послушать его клубные выступления. Во Владикавказе у Задиева сформировался свой фан-клуб. "Поставить для начала голос, переслушать такого блюза и пропустить музыку через себя", - посоветовал он тем, кто интересовался, как приобретается такое мастерство.

Задиев также выступает в концертах за пределами Северной Осетии. В Москве он стал одним из четырех победителей конкурса, объявленного группой "Маврин" на лучшее исполнение песни "Дай руку мне".

Рок-н-ролл бэнд братьев Дзиовых Shock therapy, самая известная в Осетии группа, как они сами о себе заявляют, - также представители "молодого осетинского рока". Они помимо прочего обратились к национальным корням и записали в роковом исполнении традиционный осетинский танец "Нартон симд" ("Симд нартов"). Стоит также выделить в их исполнении праздничную осетинскую "Баганыйы зараг" ("Песня о пиве"), поют они эту рок-композицию на родном языке.

Молодые музыканты обращаются также к осетинским рок-корням. В 1979 году в Южной Осетии соло-гитарист Ахсар Джигкаев собрал группу "Мемориал". В том же году группа дала четыре концерта и на этом практически была запрещена партийными функционерами. Одну из песен, исполнявшуюся 30 лет назад, записали во Владикавказе. Песня называется "Арра фыййау" ("Сумасшедший пастух") - это хард-рок на стихи классика осетинской литературы Коста Хетагурова.

Инициатива возрождения репертуара группы принадлежит Александру "Блэкеру" Тедееву - сыну вокалиста-басиста "Мемориала" Тимура Тедеева. Он записал бас и ритм-гитарные партии, остальное исполнили сами ветераны: Тимур Тедеев - вокал и Ахсар Джигкаев - соло-гитара.

В числе возрожденных также римейк на песню имевшего в советское время статус государственного ансамбля ВИА "Бонварон" народной песни "Чепена". Эти песни звучат на южном (кударском) говоре осетинского языка, как полагает некоторая часть исполнителей и рок-фанатов Осетии, именно этот говор для рока так же органичен, как и родной английский.

Солист еще одной владикавказской группы Tiberium, поющей на русском языке, Константин Топчиев рассказал в интервью, что вкладывает в песни "свое понимание и восприятие этого мира". "В основном, в песнях бывает выражен какой-то протест, сопротивление, - отметил он. - Например, в песне "Настоящее" мы критикуем наше правительство, которое допустило такие жестокие проявления терроризма и продолжает закрывать на проблему глаза. Этим людям не важна судьба человека, им важно, чтобы в кармане не было пусто. Это наш ответ на то, что происходит сегодня в мире".

По подсчетам Топчиева, в Северной Осетии насчитывается 16 рок-групп. 14 из них во Владикавказе, одна из Беслана, еще одна из Моздока.

У этих музыкантов пока нет господдержки, нет возможности записываться в высокопрофессиональных студиях, во Владикавказе их просто нет, звук на концертных площадках - ужасный. Однако, по словам музыкантов, у рокеров есть "чисто осетинские амбиции" и они будут продолжать работу. Рок во Владикавказе жив и развивается. В Осетии появляются даже рок-певицы. Анна Чочиева, известная исполнительница "зармона" - городского осетинского романса, работает над диском в роковом стиле, она собирается исполнить песни на осетинском, русском и английском языках.