В середине августа 2010 года, помощник президента России Сергей Приходько инициировал известный российско-белорусский скандал, сопровождаемый фактическими обвинениями во лжи в адрес Александра Лукашенко. Дабы аргументировать свои обвинения, Сергей Приходько грозился опубликовать стенограммы одного из заседаний ОДКБ, на котором Александр Лукашенко в присутствии президентов стран, входящих в ОДКБ, обещал президенту России признать независимость Южной Осетии и Абхазии.

Российско-белорусский скандал, обильно подпитываемый обоюдными оскорбительными выпадами президентов России и Белоруссии, мгновенно набрал обороты. В течение сентября-октября государственные и окологосударственные российские и белорусские СМИ, включая телевидение, внесли незабываемую лепту в историю этого конфликта. Характерно, что о первопричине конфликта - несостоявшемся белорусском признании югоосетинского и абхазского суверенитетов, вошедшие в раж конфликтующие стороны забыли очень скоро.

Более весомого свидетельства в пользу надуманности исходной причины российско-белорусского конфликта и не требовалось. Кроме того, в ноябре 2010 года, в период активной фазы избирательной кампании в Белоруссии, градус российско-белорусского конфликта стал существенно снижаться, что никак не вписывается в логику принципиального политического противостояния.

Вряд ли будет неверным предположение, о том, что скандал, переросший в российско-белорусский конфликт, в большей степени нужен был Дмитрию Медведеву, чем его белорусскому коллеге, и он состоялся. Актуальный вопрос - цели и задачи этого конфликта. Возьмемся утверждать, что с таким шумом и грохотом, под канонаду информационных пушек, Дмитрий Медведев "корректировал" (перехватывал) российскую внешнеполитическую повестку на белорусском направлении.

Пестуемый Владимиром Путиным с 2009 года Таможенный союз России Белоруссии и Казахстана, политико-экономический проект, локализующий Белоруссию на региональном уровне, в одночасье оказался на периферии российской повестки на белорусском направлении. Напомним, что логика Таможенного союза, применительно к Белоруссии заключалась в формуле: "отказ от ежегодных энергетических дотаций Белоруссии в обмен на свободный доступ белорусской продукции на финансово емкий рынок (российский в частности)". Таким образом, открывая рынок через механизм Таможенного союза, Владимир Путин создал для белорусского руководства безвыходную ситуацию: отныне, в экономическом плане, рассчитывать приходится только на возможности декларативно передовой белорусской экономики, отягощенной букетом проблем, от инвестиционного дефицита до изношенности производственных мощностей.

20 ноября 2010 года, по итогам заседания Совета Россия-НАТО, была распространена информация, о готовности России участвовать в создании территориальной системы противоракетной обороны для евроатлантического региона. Для России, одним из внутренних безальтернативных условий участия в создании системы ЕВРОПРО, является включение в секторальный массив ПВО Белоруссии, закрывающей территорию от Мурманска до Мальты.

Таким образом, в противовес путинскому региональному экономико-политическому проекту Таможенного союза, Дмитрий Медведев предложил Белоруссии участие в трансатлантической военно-политической инициативе. Распорядившись белорусской картой, Дмитрий Медведев, во-первых, создал для Александра Лукашенко пространство для маневра, что позволило белорусским властям полностью игнорировать протесты Запада, в отношение послевыборных событий 19 декабря 2010 года. Можно сказать, что в некоторой степени проблему собственной легитимации после бойни 19 декабря, Лукашенко переложил на Медведева, у которого нет иной альтернативы, кроме, как тащить Белоруссию в ЕВРОПРО. Во-вторых, участие в предложенной Медведевым военно-политической инициативе, оставляет за Лукашенко право рассчитывать на привычные ресурсные преференции и политическую поддержку.

Трансатлантический дрейф Белоруссии моментально заметили в Польше, где отрицательно восприняли публичное, под телекамеры, решение Барака Обамы заморозить развитие американской ПРО в Европе. В отличие от чехов, поляки гораздо лояльнее относились к американским планам строительства радаров ПРО на польской территории, рассчитывая на дивиденды в отношениях с основными военно-политическими партнерами.

Именно поляки стали "застрельщиками" антибелорусского демарша в Европе, по итогам которого, Лукашенко фактически было отказано в легитимации. Однако, довольно сдержанная реакция американцев на белорусские события и вмешательство в проект ЕВРОПРО Медведева, оставляют открытым вопрос: смогут ли поляки нейтрализовать неожиданного конкурента в деле строительства ЕВРОПРО или им (полякам) грозит перспектива жить под белорусским "зонтиком".

Российско-белорусская повестка после 20 ноября в Лиссабоне и 19 декабря в Минске, нуждается в кардинально новом осмыслении, несмотря на кажущиеся старыми и знакомыми политические декорации и фамилии участников действа. Пока есть ощущение, что, во-первых, касательно Белоруссии, Дмитрий Медведев, в определенной степени стал заложником изменчивой политической воли белорусского коллеги. Во-вторых, инициатива о конфигурировании общей (территориальной) системы ПРО, порождает, как минимум, два вопроса:

1. масштабы увеличение оборонных расходов, в том числе косвенных, направленных на поддержку Лукашенко,

2. противоречия между существующей оборонной доктриной государства и инициативой участия в строительстве ЕВРОПРО.

Ответы на вопросы прояснятся уже в ближайшее время.