Интервью ИА REGNUM с азербайджанским политологом Зардуштом Ализаде.

ИА REGNUM: Начало текущего года характеризует крайне нестабильная обстановка в Северной Африки и Аравийского полуострова. В Тунисе, Египте, Йемене, Алжире прошли и продолжаются массовые акции протеста и беспорядки с требованиями отставки глав государств. Какую оценку и прогнозы вы можете дать происходящему сегодня кризису сразу в нескольких государствах?

Причина происходящего заключается в том, что массам надоела беспросветная жизнь. Надоели ложь, бесправие, несправедливость, и они, наконец, восстали. Это типичный случай восстания масс. Я не могу гарантировать, что в дальнейшем там будет лучше, но изменения необходимы. Происходящие восстания характеризуются требованиями перемен, демократии. К высыпавшему на улицы Египта восставшему народу присоединись представители оппозиционных партий и все они требуют ухода Хосни Мубарака. А в Йемене народ требует ухода Али Абдуллы Салеха. Если бы в этих странах были демократичные парламенты, то оппозиция поднимала бы там какие-то проблемы и вместе с властями обсуждала бы возможные пути их решения. Народ же в этих странах лишен права реально принимать участие в политической жизни. Они видели псевдо-парламенты, они видели псевдо-газеты, псевдо-телевидение, псевдо-партии. Реальность такова, что протестующих против нарушения конституции, даже положений Корана, людей обвиняли в том, что они враги народа. Власти их сажали, пытали, убивали или же в лучшем случае изгоняли из страны. Очень много политических эмигрантов уехало из Йемена, Египта, Туниса, Алжира и других стран, потому что там нет нормальной возможности работать внутри страны с применением цивилизованных культурных политических методов. Поэтому все выливается в такой дикий протест с разбиванием окон, поджогом банков, штаб-квартиры правящей партии, с грабежом магазинов.

Скажем, во время происходящих на Западе выборов разве избиратели идут брать штурмом магазины и банки? Нет, они идут голосовать, а потом возвращаются к себе домой. Более того, они даже мало интересуются политикой. Они считают, что проголосовали за политиков, и пусть теперь последние занимаются регулированием внутренней и внешней политики страны. Если что-то политики делают не так, как избирателю хочется, то народ выходит на мирные демонстрации, протестует. Сейчас в Лондоне проходит демонстрация против уже утвержденного закона об образовании. Но, тем не менее, студенты идут вместе с преподавателями в одной колонне, протестуют и требуют изменить закон. Это культурная, цивилизованная форма политического самовыражения. А то, что происходит в арабском мире, - это восстание масс.

ИА REGNUM: Вы не видите ничего странного в том, что беспорядки происходят одновременно по обе стороны Красного моря? Нет ли в этом роли США?

Нет, что вы. Во-первых, Америка имела прекраснейшие отношения с этими диктаторскими режимами. И эти режимы даже играют важную роль в реализации геостратегических и геополитических интересов США в регионе. Вот что такое Хосни Мубарак? Мубарак - это продолжение политики Анвара Садата. Что сделал Анвар Садат? Подписал Кэмп-Дэвидские соглашения, вывел из игры самого сильного игрока против израильского плана оккупации арабских земель Палестины и установил отношения с Израилем, и сейчас продолжает торпедировать все попытки отстоять арабские земли. Фактически это политика национального предательства. Против Мубарака сейчас действует самая мощная сила, и если будут выборы, то понятно, что "братья мусульмане" победят. А если придут "братья мусульмане", то что они сделают? Элементарно: они начнут присоединяться к борьбе арабских националистов за возвращение палестинских земель.

Это противоречит геостратегическим интересам США, и, значит, американцы заинтересованы в том, чтобы Мубарак оставался у власти. Вашингтон 29 лет поддерживал Мубарака, закрывая глаза на его "художества". Но, тем не менее, они говорили египетскому президенту, что политика тотального угнетения, фальсификации и подавления свободы выражений невыгодна и неэффективна. Надо идти на какие-то реформы, на изменения. А он не слушался. Он решил, что "вы не знаете, а я знаю, как делаю". Что арабы не знают, что такое демократия. Он так считал.

Прочтите Wikileaks, что Мубарак советовал американским дипломатам в отношении Ирака. Он им говорил о том, что они там играют в демократию, тогда как это якобы не годится для иракского народа. По словам Мубарака, это жестокий народ и Вашингтону следует поддержать какого-то генерала, который должен будет совершить военный переворот. А потом пресыщенный генерал будет деспотическими методами управлять Ираком. Вот его совет американцам в отношении Ирака. А сам он это делал в Египте. И на свое место Мубарак готовил сына Гамаля, которому уже больше 50 лет и который был генеральным секретарем правящей партии. Так вот Гамаль уже убежал. Другой его сын тоже убежал с огромным количеством чемоданов.

Но Мубарак пока еще сидит, потому что он контролирует военных. Он создал очень верную ему лично военную верхушку. Но я египетскую армию знаю. Я два года служил в египетской армии. Я знаю, что там очень много патриотов. Я не исключаю, что если кризис будет продолжаться в таком же духе, то какой-нибудь полковник или подполковник, или даже майор поднимет свою часть и пойдет на Мубарака, и начнется гражданская война. Потому что невозможно до бесконечности управлять народом тоталитарно-авторитарным методом. И Обама не напрасно сказал, что предупреждал Мубарака о том, что он должен пойти на реформы. А они реформ боятся. А почему боятся? Потому что они опасаются потерять привилегии и право грабить народы. Власти Египта боятся честной конкуренции. Они все время фальсифицировали выборы.

ИА REGNUM: В каких странах региона может последовать цепная реакция?

Когда говорят "арабская нация единая, имеющая священную бессмертную книгу", то да, действительно, там есть партикулярный национализм. Есть разные страны. Но есть еще такая арабская нация. Если в разных арабских странах восстание началось практически одновременно, по цепной реакции, то это означает, что есть духовно-политическое, экономическое, культурное и религиозное единство этой нации. И, думаю, не случайно в отдаленных друг от друга Йемене и Тунисе одновременно начались акции протеста населения. Я постоянно слежу за событиями на Арабском Востоке. Йемен, куда я ездил в 2007 году, поразил меня огромным количеством нищих, поразил объемами коррупции, поразил своим количеством политзаключенных. И в Йемене еще в 2007 году юг все время восставал, юг все время бастовал. Бастовала бывшая южнойеменская армия. Периодически бастовали племена. Некоторые племенные территории неподконтрольны центральным властям. Йеменской племя хутхи восстало на границе с Саудовской Аравией, и тогда саудовская и американская авиации бомбили этих несчастных людей. Хотя Али Абдулла Салех говорил, что бомбит йеменская авиация. В поведении этих шиитов видели руку Ирана, хотя надо было видеть руку самого Али Абдуллы Салеха, который 30 лет грабит Йемен и который на свое место своего сына Ахмеда готовит.

Это общая присущая всем арабским народам ситуация безнадежности, несправедливости, беззакония, нищеты. Это, конечно, привело к почти синхронному восстанию народа. И в Иордании люди тоже высыпали на улицы. А в Алжире четверо человек сожгли себя, чтобы своей смертью поднять народ на восстание против Абдулазиза Бутефлики. Этот маленький шпингалетик уже свыше 20 лет властвует над Алжиром. Хватит. Сколько можно? Нельзя же все время сидеть на штыке, как говаривал Наполеон.

ИА REGNUM: То есть, исходя из всего сказанного вами, последние события у берегов Красного моря вызваны внутренними процессами в самих этих арабских странах. Что это идет не извне?

Да, внутренние процессы, но я вам хочу сказать следующее. Конечно же, Америка внимательно следит за всем этим. США имеют прекрасные связи и с военным истэблишментом, и с политическим истэблишментом, и с экономическим истэблишментом Египта. И они уже ясно выразили свою позицию. Госпожа Клинтон сказала, что народ хочет перемен, реформ. Когда у египетского дипломата высочайшего ранга, генерального секретаря Лиги арабских государств Амра Мусы спросили о том, что происходит в Египте, он ответил лаконично - "народ хочет реформ". И в Тунисе, когда Зина эль-Абидин вызвал начальника генштаба и сказал, что полиция убила свыше ста человек, но народ не успокаивается, и приказал военачальнику выйти и стрелять в народ, то начальник генштаба ответил ему, что он этого делать не будет, "ты кончился - уезжай". И президент быстро сел в самолет и драпанул. Вот и все.

И вы знаете, иногда я думаю, что сейчас Америка в отношении Египта стоит перед дилеммой. Или им удастся привести к власти лауреата Нобелевской премии мира, бывшего генерального секретаря МАГАТЭ Мухаммеда аль-Барадеи, который уже более года тому назад объявил о том, что имеет президентские амбиции и готовится принимать участие на президентских выборах... Ему всячески препятствует это сделать Хосни Мубарак. Аль-Барадеи вернулся на родину, его посадили под домашний арест, но он сказал, что хочет быть вместе со своим народом. В какой-то момент Хосни Мубараку так резко посоветуют изменить свою позицию, что он вынужден будет отпустить аль-Барадеи, и тогда последний автоматически станет как бы знаменосцем этого народного восстания. Тогда есть шансы, что на выборах президента аль-Барадеи победит и начнет реформы восточного типа.

Если же Мубарак будет дальше упираться и если произойдет кровавый переворот, и он уйдет, то на следующих выборах стопроцентно победят исламисты, "братья мусульмане". У них высочайший рейтинг там, и они самые последовательные и смелые борцы против режима диктатуры. Так что Америка должна применить какие-то технологии, должны Соединенные Штаты убедить Хосни Мубарака убедить уйти. Но уйти подобру-поздорову не получится, так как уже свыше ста трупов.