В российском экспертном сообществе и политической элите в последнее время усилилась дискуссия относительно того, кто из правящего тандема пойдёт на президентские выборы 2012 года. Вместе с тем, преимущественно обсуждаются личностные моменты кандидатов, но не "повестки", которые они будут реализовывать в Кремле. В этой связи постараемся посмотреть на различие позиций Владимира Путина и Дмитрия Медведева именно в этом ключе.

Как видится, существенное, хотя и не определяющее различие взглядов Президента и Премьера состоит в их отношении к будущей роли России на постсоветском пространстве, а также исторической ответственности Москвы за этот гигантский регион. Выделим два знаковых заявления, сделанных Дмитрием Медведевым за последний периодя, которые в значительной мере касались тенденций развития событий на просторах бывшего СССР.

Первое. В начале декабря на пресс-конференции после саммита Россия-ЕС президент России Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос, как Россия будет вступать в ВТО, отдельно или же с учётом того, что Россия является членом Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, заявил:

"Мы будем вступать в ВТО отдельно, но, состоя в Таможенном союзе. Одно другому не противоречит. И это все должны понять - это совершенно нормальная ситуация. Союзов может быть много, а ВТО у нас одна".

Таким образом Медведев чуть было не поставил под удар в муках создаваемый Таможенный союз, основу нового объединения на постсоветском пространстве. Однако благодаря усилиям Путина, который потратил гигантские усилия на экономическое объединение постсоветских стран, Таможенный союз был к концу года создан.

Второе. Опять же в декабре Медведев попытался отказаться от исторической ответственности России за судьбы притесняемых в образовавшихся на месте СССР новых независимых государствах бывших советских граждан.

На пресс-конференции после переговоров с президентом Латвии Валдисом Затлерсом, Медведев, отвечая на вопрос о том, обсуждалась ли тема неграждан в Латвии, заявил:

"Мы действительно эту тему затронули, потому что она, с одной стороны, такая сложная и щепетильная, касается большого числа людей, которые живут в Латвийской Республике. Мы понимаем всю сложность ситуации, которая возникла в силу известных геополитических процессов. В то же время мы исходим из того, что в отношении части людей, которые в настоящий момент не являются гражданами, рано или поздно должны быть приняты решения, которые позволят адаптировать их в нормальную социально-экономическую и политическую жизнь.

Господин Президент дал мне абсолютно откровенный анализ того, что было и что может быть. Это было полезно, потому что мы давно на эту тему вот так прямо, глаза в глаза, не разговаривали. Это нормально, потому что это непростая тема, но разговор откровенный. И конечно, в разрешении этой ситуации прежде всего, как мне представляется, заинтересована сама Латвия, потому что это люди, которые живут на территории Латвии, которые, насколько я понимаю, хотят продолжать там жить".

То есть Медведев, по сути, отказался от российской позиции, заключающейся в требовании к латвийским властям прекратить дискриминацию национальных меньшинств и ликвидировать позорный институт "граждан второго сорта", которыми, по сути, являются неграждане. В этой связи отметим, что Путин всегда занимал и занимает принципиальную жесткую позицию по проблеме неграждан.

Из этих двух недавних примеров видно, какой будет политика России в отношении постсоветского пространства в случае второго президентского срока Дмитрия Медведева или возвращения в Кремль Владимира Путина.

Соответственно, от фигур Медведева и Путина прямо зависит надежда на реализацию геополитического цивилизационного проекта "Большая Россия", предусматривающего, при безусловном сохранении суверенитета образовавшихся на территории бывшего СССР новых независимых государств, их интеграцию в единое с Россией экономическое, информационное, культурное пространство, скреплённое общими подходами к вопросам обеспечения глобальной безопасности.

Существующее ныне историческое окно возможностей для создания на территории бывшего Союза подобного объединения стран не очень велико, но оно есть. Воспользуется ли им Россия, во многом будет зависеть от результатов президентских выборов - 2012.