В Брянской области со дна реки поднят уникальный артиллерийский тягач

Брянск, 28 января 2011, 14:18 — REGNUM  Транспортный трактор - артиллерийский тягач "Сталинец-2", сохранившийся в России в единичных экземплярах, поднят со дна реки Нерусса в районе заповедника "Брянский лес" в Суземском районе в четверг, 27 января. Операцией руководил лично глава Брянской горадминистрации Сергей Смирнов, сообщили корреспонденту REGNUM-Центр в пресс-службе горадминистрации.

Трактор-тягач С-2 "Сталинец" попал в Неруссу в ходе боёв 1941 года и с тех времён пролежал в воде. Для того, чтобы извлечь эту уникальную историческую ценность - ни один "живой" тягач С-2 до нашего времени не сохранился - предпринимались различные попытки начиная с 1970-х годов. Однако многотонная машина вязла в иле и песке, трос обрывался и трактор оставался в реке. Несколько попыток совершили московские поисковики - предполагалось, что брянский С-2 будет выставлен в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Но извлечь "Сталинца" до сего момента не удавалось.

26 января специально созданная комиссия под руководством главы Брянской горадминистрации Сергея Смирнова предприняла еще одну попытку по подъему уникального трактора. На месте работала группа водолазов и тяжелая техника. Только после применения 75-тонных противовесов эта попытка завершилась успехом. По словам Смирнова, после реставрации (у трактора снесло кабину, но остальные узлы у него вполне в порядке) "Сталинец" С-2 займет место в музее военной техники под открытым небом на Партизанской поляне.

Трактор-артиллерийский тягач С-2 "Сталинец" разрабатывался во второй половине 1930-х годов конструкторами НАТИ и Челябинского тракторного завода. Опытная партия из 12 машин была выпущена в середине 1940 года, с четвертого квартала 1940 года до ноября 1941 года трактор находился в серийном производстве на Челябинском тракторном заводе. Всего было изготовлено 1.275 тракторов "Сталинец-2" (С-2). С-2 попали на все фронты, особенно много - на Юго-Западный. Они буксировали пушки от 85-мм зенитных до средних и тяжелых артсистем в корпусных артполках, а также 203-мм гаубицы образца 1931 года и 280-мм мортиры образца 1939 года. Были эффективны при эвакуации легких и средних танков. На 1 сентября 1942 года в армии работало 892 трактора С-2. При общей нехватке тягачей их берегли - известен случай, когда водитель С-2, у которого сломалась коробка передач, за ночь восстановил только задний ход и проехал в этом режиме 132 км до расположения своей зенитной части. Несмотря на отсутствие с 1942 года заводских поставок запчастей (как и для С-65), тягачи С-2 не хуже других транспортных тракторов доработали в армии до конца войны и ограниченно использовались в мехтяге артиллерии до начала 1950-х годов. Ни одной целой машины в России не сохранилось. За последние 10 лет из-под воды извлечено ещё два аналогичных трактора - в Псковской и Новгородской областях.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail