Политика: "Три партии власти связали друг другу руки". Молдавия - Россия: "Посредством своей пятой колонны Россия взорвала в Молдавии "ценовую бомбу". Языковой вопрос: "Нападки на русскоязычное население надо игнорировать, не замечать, и вообще особо не волноваться и не переживать". Приднестровское урегулирование: "Приднестровцев выпроваживают восвояси со словами "вы Смирнова поддерживаете - к нему и обращайтесь".

Политика: "Три партии власти связали друг другу руки"

В парламентских партиях на прошедшей неделе осторожно заговорили о том, что пора бы задуматься о президентских выборах, пишет "Экономическое обозрение". Время поджимает: согласно ст. 90 (4) Конституции, в двухмесячный срок после того, как должность президента РМ становится вакантной, должны быть проведены выборы нового президента. Вакантной должность главы государства в сложившихся условиях можно считать стала после того, как Мариан Лупу сменил Михая Гимпу на посту председателя парламента, получив в наследство должность врио президента. Так что, хочешь не хочешь, а в феврале парламенту придется назначать дату президентских выборов. Но к выборам ничего не готово.

Альянсу за евроинтеграцию для избрания президента не хватает двух голосов, продолжает "Экономическое обозрение". Уже которую неделю ходят упорные слухи, что главный спонсор демократов Владимир Плахотнюк усиленно ищет в стане коммунистов недостающие "золотые голоса". Однако для самого Мариана Лупу принципиально важно стать президентом честно, без подковерных игр и закулисных интриг. А для этого следует заручиться официальной поддержкой ПКРМ. Но попробуй это сделать после "новогоднего подарка", преподнесенного демократами коммунистам, когда вместо ожидаемой левоцентристской коалиции, ДПМ опять подалась вправо.

На днях Владимир Филат заявил, что в рамках Альянса вопрос о том, как и когда будет избираться президент, еще не обсуждался, пишет "Экономическое обозрение". Но в ближайшие дни союзники обязательно встретятся и поговорят на эту тему. Диалог с коммунистами, по мнению лидера ЛДПМ, лучше вести Мариану Лупу - он является кандидатом АЕИ на должность главы государства, ему и все карты в руки. Идти к коммунистам в одиночку Мариан Лупу, естественно, не хочет. Поэтому и говорит, что переговоры по выборам президента в расширенном формате ДПМ-ПКРМ-ЛДПМ-ЛП "наиболее оптимальны", поскольку такой диалог будет "более прозрачным, и более правильным".

Мстительно подталкивая демократов к двустороннему диалогу с коммунистами (вам нужен президентский пост, вот и суетитесь) свое место в нынешнем раскладе Владимир Филат скромно определил так: "Мы будем рядом". Филат, естественно, не станет форсировать события и хлопотать за лидера ДПМ, продолжает "Экономическое обозрение". Да и зачем? Свое Владимир Филат получил - стал премьер-министром. Чтобы воссоздать Альянс за евроинтеграцию, ЛДПМ, набравшей на выборах больше голосов, чем ДПМ и либералы вместе взятые, пришлось пойти на значительные кадровые уступки. Полноценное президентство Лупу премьеру Филату тоже невыгодно: если в "Альянсе за евроинтеграцию-1" премьер-министр активно работал на свой имидж, то в "Альянсе за евроинтеграцию-2" ему придется выполнять роль рабочей лошадки, а дивиденды станут перепадать президенту. Да и вряд ли Владимир Филат смирится с тем, как союзники по АЕИ-2 (читай Плахотнюк-Дьяков-Лупу) связали его по рукам и ногам, навязав президиум правительства с "консенсуальным" механизмом принятия решений. Ну, а если вообще положить руку на сердце, то Владимир Филат и сам бы не прочь побыть президентом страны, о чем публично и объявил год назад. Зачем ему сейчас хлопотать за Мариана Лупу?

Не стоит демократам в диалоге с коммунистами рассчитывать и на поддержку Либеральной партии, пишет "Экономическое обозрение". Михай Гимпу чувствует себя глубоко оскорбленным. Мало того, что при разделе портфелей либералам не досталось силовых ведомств, так еще союзники зарубили большую часть их инициатив. Просил же Гимпу поддержать на местных выборах Дорина Киртоакэ, выдвинув его в качестве единого кандидата от Альянса на должность мэра Кишинева. И получил категоричный отказ. ЛДПМ и Демпартия и сами не прочь получить ключи от города, для чего, либеральные демократы, как говорят, собираются выдвинуть в мэры нынешнего министра юстиции Александра Тэнасе. Дорин Киртоакэ даже не сомневается - на местных выборах все объединятся против него, в том числе и нынешние союзники.

Фактически в АЕИ-2 Либеральной партии досталась незавидная роль демократов при АЕИ-1: хоть одна из трех высших должностей либералам и была обещана (Гимпу - председатель парламента), но пока она что-то вроде миража, продолжает "Экономическое обозрение". Станет Лупу президентом - Гимпу станет спикером. Нет, придется ему, как когда-то Мариану Лупу, довольствоваться званием рядового депутата. Амбициозного Гимпу, вкусившего всю прелесть власти, такое положение, естественно, не устраивает. Вот Гимпу и кипит, шантажируя союзников. То говорит, что "Альянс за евроинтеграцию-2" может развалиться - и не только из-за возможного неизбрания президента, но и из-за внутренних проблем. То грозит, что "в один прекрасный день я буду резать по живому и назову вещи своими именами. Меня не остановит тот аргумент, что если я скажу правду, то к власти придут коммунисты. Это меня не будет интересовать. Какой смысл нового правления, если ничего не меняется - что коммунисты, что мы, одно и то же". То прогнозирует, что в один не очень прекрасный день Молдавия может оказаться в положении Сицилии, "когда люди будут ходить за правдой не в полицию, а к крестному отцу мафии". То предупреждает - "придет день, и я буду рвать и метать".

А что коммунисты? - продолжает "Экономическое обозрение". На прошлую субботу у ПКРМ был запланирован судьбоносный пленум ЦК, на котором могли произойти некие "интересные" кадровые подвижки, обсуждена текущая ситуация в стране и определена стратегия и тактика партии в постэлекторальный период. Именно на этом пленуме предполагалось принять окончательное решение, как поведет себя фракция ПКРМ на президентских выборах - будет она в них участвовать или нет, и на каких именно условиях. Однако, субботнее мероприятие было решено перенести на более поздний срок.

На прошедшей неделе произошло еще одно важное политическое событие - Альянс рассекретил текст своего коалиционного соглашения, пишет "Экономическое обозрение". Этот документ появился на сайтах практически всех партий, входящих в АЕИ. Однако, когда эйфория немного сошла, выяснилось, что рассекречено далеко не все - самое интересное содержится не в тексте коалиционного договора, а в двух приложениях к нему. А их содержание по-прежнему держится в тайне. "Это правда?" - спросили журналисты у Владимира Филата после заседания правительства. "Правда, - признал он. - Действительно имеются приложения, в которых точно прописано, как будут распределены должности и ответственность. Лично я не имею ничего против их публикации, чтобы ни у кого больше не возникало вопросов, как и о чем мы договорились". Михай Гимпу тоже не против обнародования дополнительных протоколов к коалиционному договору. Но категорически против демократы. "Это наша внутренняя кухня, нет необходимости публично стирать одежду на глазах окружающих", - заявил в ходе одной из телепрограмм почетный председатель ДПМ Дмитрий Дьяков.

На фоне насыщенной политической жизни, жизнь в парламенте немного приутихла: назначив всех, кого следовало и, приняв все, что нужно, депутаты ушли на каникулы, до февраля, пишет "Экономическое обозрение". Закрывая последнее заседание внеочередной сессии, Мариан Лупу пообещал, что с выходом на каникулы жизнь в парламенте окончательно не замрет: на свои заседания будет собираться Постоянное бюро, начнется работа в постоянных комиссиях. Но, видимо, эту неделю депутаты решили посвятить полноценному отдыху - постоянные комиссии ни собирались.

У депутатов сейчас другие заботы, продолжает "Экономическое обозрение". Во-первых, к 28 января те из них, кто совмещает депутатскую должность с другими оплачиваемыми должностями, должны определиться, что для них предпочтительнее и от чего-то отказаться. Это касается и министров: после того, как коммунисты опротестовали в Конституционном суде положение о том, что члены правительства, одновременно являющиеся депутатами парламента в течение полугода могут совмещать данные функции, министрам тоже придется делать выбор.

Три партии власти связали друг другу руки, пишут "Молдавские ведомости". В соответствии с Соглашением о создании Альянса за европейскую интеграцию, ни председатель парламента, ни президент, ни премьер-министр не могут принять важное решение без согласования с руководящим органом АЕИ.

Новой демократической власти Молдавии демократия явно дается с трудом, продолжают "Молдавские ведомости". 20 дней понадобилось Альянсу за евроинтеграцию, чтобы придать огласке документ, который партии, вошедшие в АЕИ, обсуждали почти четыре недели после парламентских выборов. Соглашение о создании АЕИ подписали за 10 минут до начала первого заседания нового парламента, а потом политики о нем словно забыли. Оглашения документа ждали избиратели, журналисты и политологи, а Михай Гимпу, Владимир Филат и Мариан Лупу тем временем с искренним выражением удивления поочередно заявляли: "не понимаю, почему соглашение до сих пор не опубликовано!"

И вот Соглашение о создании АЕИ появилось на сайтах ЛДПМ, ДПМ и ЛПМ, пишут "Молдавские ведомости". Документ разместили в виде фотографии, небрежно заваливающейся вправо. Этакая уступка демократической открытости в принятии решений. А между тем именно такая открытость предусмотрена соглашением и в качестве одной из ценностей АЕИ, и в качестве одного из принципов существования альянса. Как и обещали Филат, Лупу и Гимпу, соглашение оговаривает ценности, принципы и приоритеты правящего альянса, а также определяет механизмы формирования органов власти и принятия решений. Но главная тема документа читается между строк - партии альянса изо всех сил постарались обезопасить себя от непредвиденных действий партнеров. На это и работают и механизмы, и принципы.

Лейтмотив документа - солидарность в принятии решений, взаимное доверие и открытость друг другу, продолжают "Молдавские ведомости". Однако для обеспечения действительных коллегиальности и консенсуса внутри АЕИ свободолюбивые и не лишенные амбиций политики согласились смирить свои натуры и учредили специальную структуру - Совет. По сути, он существенно ограничивает свободу участников коалиции. Совет АЕИ - руководящий коллегиальный орган. В него входят по три представителя от каждого участника альянса: председатели партий, представители партийных фракций в парламенте и члены правительства от каждого из партнеров по коалиции. Без решения Совета не могут приниматься решения, касающиеся смещения членов правительства и заместителей министров, а также любого распределения полномочий, функций, любые институциональные изменения. Постановления правительства будут утверждаться голосами большинства членов кабинета министров, а повестка заседаний правительства - готовиться президиумом исполнительного органа. Но если президиум или кабмин не смогут прийти к общему мнению по тому или иному постановлению, документ рассмотрят в Совете.

Такая же схема будет работать и в случае принятия законов, пишут "Молдавские ведомости". Перед заседаниями парламента будут созываться предварительные встречи депутатов от АЕИ - за день до заседания Постоянного бюро. Участники собраний будут анализировать проекты, которые планируется включать в повестку дня заседаний парламента. И в случае отсутствия консенсуса по проектам законов, их рассмотрит Совет. Будущий президент и вовсе не сможет принять ни одного решения без согласования с Советом АЕИ. Если кто-либо из членов Совета возразит против решения главы государства, указ будет обсуждаться коллегиально.

В принципе отныне без благословления Совета не может появиться ни одно жизненно важное решение власти, продолжают "Молдавские ведомости". Главный критерий деятельности Совета АЕИ - консенсус. То есть любой вопрос может быть принят лишь единогласно. А значит, любое спорное решение любой из трех ветвей власти должно учитывать пожелания всех участников правящей коалиции. Руководители АЕИ обещали, что Совет начнет работать еще неделю назад. Но то ли жизненно важных для страны вопросов еще не накопилось, то ли партии АЕИ засомневались - не станет ли основной винтик главного механизма принятия решений тормозом в работе власти?

Взаимоответственность законодательной, представительной и исполнительной ветвей власти довольно внятно прописана в Конституции страны, пишут "Молдавские ведомости". Совет АЕИ - лишь еще один способ сдержек и противовесов для доктринально разных партий, взявших на себя ответственность за судьбу Молдавии. А чтобы он работал эффективней, решено не отказываться от общих собраний АЕИ. Они будут проходить раз в три месяца в присутствии всех руководителей страны, министров и депутатов от ЛДПМ, ДПМ и ЛПМ. За прошлый год у них накопилось изрядное количество претензий друг к другу. Политики еле скрывали взаимную неприязнь. Зато теперь у них есть скрепленная подписями договоренность согласовывать действия и месседжи во внутренней и внешней политике, обеспечивать равновесие в управлении и уважать друг друга. Очень по-европейски.

Есть и другие договоренности, продолжают "Молдавские ведомости". Они в приложениях к Соглашению о создании АЕИ. Придать их огласке партия альянса пока не готовы. Совсем не по-европейски. Однако демократии нельзя научиться за год. А чтобы она вошла в плоть и кровь нужно время и многое другое. Ценностями АЕИ названы евроинтеграция в целях модернизации страны, консолидация общества в целях сохранения единства нации, взаимное доверие и уважение партий альянса и солидарность в принятии решений. Принципы АЕИ это: продолжение реформ, начатых прежним альянсом; коллективная ответственность; обеспечение эффективного общения между членами АЕИ с участием гражданского общества и внешних партнеров; согласованность действия и мессиджей по вопросам внутренней и внешней политики; обеспечение равновесия в управлении. Приоритетов семь. Это евроинтеграция, реинтеграция страны, эффективная и сбалансированная внешняя политика, верховенство закона, создание устойчивой экономики, борьба с бедностью и децентрализация власти, подводит итог издание.

Молдавия - Россия: "Посредством своей пятой колонны Россия взорвала в Молдавии "ценовую бомбу"

Все помнят крепкое рукопожатие во время избирательной кампании председателя Государственной думы России Бориса Грызлова и председателя Демократической партии Молдавии Мариана Лупу - их показывали на всех рекламных билбордах Кишинева, пишет "Независимая Молдова". Уж не говоря о заверениях того же Мариана Ильича в чувствах преданности стратегическому партнерству с Россией во время молниеносного визита в Кишинев руководителя администрации президента России Сергея Нарышкина. На словах и на рекламных щитах все это выглядело более чем красиво. Но неубедительно. Потому что то, что произошло с этим стратегическим партнерством и с рукопожатиями после завершения избирательной кампании и на протяжении месяца "левых" переговоров, которые якобы вела Демпартия с коммунистами, не лезет ни в какие рамки дипломатии.

И сдается, что нам, молдаванам, как и румынам, придется всем вместе расхлебывать "дипломатическое" пренебрежение господина Лупу к мнению России, продолжает "Независимая Молдова". Во что это выльется, остается только сидеть, ждать и догадываться. Во всяком случае, все предыдущие годы и события со всей отчетливостью доказывают, что такие плевки в свой адрес Россия никому не намерена прощать. Даже если ты Мариан Лупу, и даже если за твоей спиной стоит никому доселе не известный молдавский Савва Морозов, то бишь Влад Плахотнюк.

Смеем только предположить, что наверняка вдруг в России обнаружат, что цена на газ для Молдавии как-то не соответствует европейской, пишет "Независимая Молдова". Молдавия же возомнила себя европейской страной? - зададутся вопросом в России. Так почему же Россия должна делать какие-то ценовые поблажки на газ? Пускай, добавят они, молдаване и платят по европейским ценам... Ни на минуту не возникают сомнения и в том, что Геннадий Онищенко УЖЕ занялся изучением очередных партий молдавского вина и коньяков. И опять в них обнаружится какая-нибудь бяка вроде "оккупантского" дибутилфталата. Долго его не было, но вдруг почему-то опять появился дибутилфталат... Не исключено, что и молдавские гастарбайтеры в России почувствуют тяжесть плевка демократов в адрес России...

Хочется верить, что нам хватит ума не винить Россию за грубейшие промахи молдавских "дипломатов" от политики, продолжает "Независимая Молдова". И сделать из этого соответствующие выводы... Даже если эти выводы придется делать скрипя зубами, подводит итог издание.

2011 год начался тотальным взрывом, пишет Vocea Basarabiei. Уже чувствуются его последствия. Настоящий эффект от этого взрыва еще впереди. Взорвались цены. Некоторые из них еще стоят на месте, но тоже уже готовы взорваться. Это ценовое сумасшествие не случайно. Оно не является спонтанным. Такой взрыв цен не может быть спровоцирован только конъюнктурой рынка. Ценовая бомба взорвалась извне. Детонаторами стали не коммерсанты, а политики.

Не случайно, не скрывает своей озабоченности премьер Влад Филат, продолжает Vocea Basarabiei. Руководитель правительства раскритиковал руководство "Молдова-газ" за повышение тарифов. Под огонь критики попали и медицинские оптовики, которые ни за что не хотят снизить цены на лекарства. Операторы фиксированной телефонии тоже желали бы не тронуть тарифы на международные переговоры. Можно продолжить этот перечень примеров. Но в этом нет никакой нужды. Каждый из нас может легко ознакомиться с этими тарифами при получении квитанций за коммунальные услуги или же посетив магазинчик за углом.

Рынок должен оставаться свободным, пишет Vocea Basarabiei Однако, коррупция, монополизация главных экономических секторов республики и приводит к нарушению механизма ценообразования. Именно по этой причине многие продовольственные товары у нас дороже, чем в ЕС. Деловые люди Республики Молдова, которые поделили по-дружески сферы влияния, играют с огнем. В Тунисе мафиозные кланы, находившиеся по прикрытием президента, спровоцировали драматическое подорожание, что и привело к народной революции...

И все же монополии не самая главная и не самая опасная головная боль молдавского общества, пишет Vocea Basarabiei. Нашей экономической немощью спекулирует Россия. Посредством своей пятой колонны и представителей госкомпаний в Молдавии Москва всегда готова взорвать экономическую бомбу. Именно это сегодня и случилось. Разочарованные проигрышем при образовании левоцентристской коалиции, они желают сейчас взять реванш. Они хотят отомстить за Нарышкина, который опозорил Медведева, выставив его на посмешище (На протяжении всего декабря 2010 года в Молдавии шли активные межпартийные консультации по созданию правящей коалиции. Коммунисты предложили Демпартии создать коалицию "За Молдавию", а либерал-демократы и либералы настаивали на воссоздании Альянса за евроинтеграцию. Посредником в переговорах между Компартией и Демпартией выступил посетивший 5 декабря Кишинев глава администрации президента России Сергей Нарышкин. Тем не менее, по итогам переговоров 30 декабря лидеры Либерально-демократической, Демократической и Либеральной партий Молдавии подписали соглашение о воссоздании Альянса за европейскую интеграцию, обладающего 59 мандатами в парламенте - прим. ИА REGNUM). Первым симптомом этого стал и тот факт, что Россия не поспешила поздравить Мариана Лупу и Влада Филата с избранием на высокие должности. Отсутствие реакции Кремля на создание АЕИ вызвало панику в бизнес кругах Молдавии. И так как благополучие бизнеса зависит не только от спроса и предложения, но и от доверия партнеров и населения, последствия не заставили себя долго ждать. Молчание дорого нам обошлось.

Кажется, к энергетическому своему оружию русские добавили в свой арсенал и оружие цен, продолжает Vocea Basarabiei. А именно это оружие может оказаться достаточно эффективным при нынешней политической ситуации. Это как оружие массового поражения. Преимущество такого оружия состоит в том, что оно не указывает напрямую на Россию как на агрессора, но последствия от его применения могут быть летальными...

Языковой вопрос: "Нападки на русскоязычное население надо игнорировать, не замечать, и вообще особо не волноваться и не переживать"

После воссоздания Альянса за европейскую интеграцию, некоторые "властители либеральных дум", видимо от избытка чувств, в очередной раз подняли тему русского языка, пишет "Независимая Молдова". Мол, слишком его много в Молдавии, непозволительно свободно чувствуют себя те, для кого он является родным, и, о ужас, в парламенте некоторые депутаты, позволяют себе на русском языке выступать. С парламентской трибуны эту тему развил Михай Гимпу, который предложил внести в программу правительства положение, обязывающее депутатов пользоваться только государственным языком. Ну и, наконец, по этому поводу свое весомое мнение высказал редактор газеты "Тимпул" Константин Тэнасе: "...должен признать, что я не люблю тех граждан Республики Молдова, которые, став депутатами, говорят на русском языке в парламенте нашей независимой, суверенной страны - страны, у которой есть официальный язык, установленный конституцией. И этот язык - не русский". Далее Тэнасе задается вопросом: " Уважаемые молдавские депутаты, как вам кажется, правильно ли то, что мы, молдаване, должны из наших налогов оплачивать переводчиков этим депутатам коммунистам, которые настолько ненавидят язык этой страны, что, даже постарев, так его и не выучили?"

Обращает на себя внимание, как изящно г-н Тэнасе обошел тему названия государственного языка, продолжает "Независимая Молдова". Однако весьма отрадно, что в его реплике прозвучала фраза "мы, молдаване". Это дорогого стоит, тем более в устах редактора "Тимпул" (Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Республика Молдова (в своих фактических границах занимающая большую часть Бессарабии) является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским" - прим. ИА REGNUM). А теперь по существу. Во-первых, уместно напомнить всем обеспокоенным, что в число налогоплательщиков нашей страны, которые исправно платят налоги, входят также русские, украинцы, гагаузы, болгары и представители других национальностей. И даром свой хлеб не едят, ни они, ни депутаты, которые, пока еще не в совершенстве владеют молдавским (румынским) языком. Во-вторых, государственный язык знают или как минимум понимают все депутаты парламента. И если всего несколько человек пользуется услугами переводчиков, то это только для того, чтобы лучше понять, о чем идет речь. Что касается вопроса о том, на каком языке выступать, то это право выбора того или иного депутата. И это право не может быть отнято у народного избранника в такой многонациональной стране, как Молдавия. В-третьих, в обычном общении той проблемы вообще нет. Нормальные люди быстро улаживают вопрос о том, на каком языке говорить исходя из обстановки. Для любого "озабоченного" факт отличного владения молдавским (румынским) языком представителем другой национальности является поводом к еще большему возмущению: "Мало того, что умный, так он еще такой-рассякой и наш язык знает". В-четвертых, прежде чем обращаться к этому "аргументу" следовало бы подумать о том, что по сравнению с началом 90-х годов ситуация в Молдавии изменилась. Все-таки, прошло уже 20 лет. Это тогда, на рубеже 80-90-х годов выдвинув обвинения против представителей других национальностей и смешанных семей в имперском мышлении, незнании языка, "отрыве от корней предков" удалось парализовать волю людей и сбить их с толку. Сегодня этот номер не пройдет.

В Молдавии большинство людей владеет как минимум двумя-тремя языками, пишет "Независимая Молдова". Представители молодого поколения, те, кому сегодня 20-25 лет, как правило, свободно владеют молдавским, русским, английским языками. То, что для определенной части членов и сторонников Партии коммунистов Республики Молдова русский язык является основным, означает, что именно с этой партией большинство представителей национальных меньшинств связывает надежды на защиту своих интересов. Хотя здесь оппоненты ПКРМ с пеной у рта начнут доказывать обратное, ссылаясь на тему русского языка, как второго государственного, план Козака и т.д. (Придя к власти в 2001 году с обещанием придать русскому языку статус второго государственного и вступить в Союзное государство России и Белоруссии, Партия коммунистов Республики Молдова уже в том же году отказалась от исполнения этих обещаний. Впоследствии, коммунисты, напротив, проводили политику, направленную на сужение сфер использования русского языка, а в 2003 году лидер ПКРМ Владимир Воронин по указанию Запада сорвал подписание уже парафированного сторонами Меморандума Козака по урегулированию приднестровского конфликта. После этого политика ПКРМ приобрела еще более ярко выраженные антироссийские черты, и на выборы 2005 года Воронин шел при поддержке Траяна Бэсеску, Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили, заключив при этом в парламенте политический союз с русофобской Христианско-демократической народной партией Юрия Рошки. Потеряв власть в 2009 году, Партия коммунистов опять вернулась к пророссийской риторике, снова заявив о планах интеграции на постсоветском пространстве, на этот раз - в рамках Таможенного союза. В то же время на встрече с избирателями в Гагаузии накануне досрочных парламентских выборов, состоявшихся 28 ноября 2010 года, лидер ПКРМ Воронин однозначно высказался против повышения статуса русского языка в Молдавии до уровня второго государственного, заявив, что в Молдавии может быть только один государственный язык - молдавский - прим. ИА REGNUM). Тем не менее, Партия коммунистов, по крайней мере, пыталась взяться за решение таких проблем, к которым иные власти даже боялись (и боятся по сию пору) подойти. Между тем, только за Концепцию национальной политики, которая была принята в 2003 году, действует до сих пор и вызывает жгучее неприятие у либералов, можно было бы сказать спасибо.

Нападки на русский язык напрасны и безосновательны, продолжает "Независимая Молдова". Русский язык относится к числу языков мирового, или как еще принято говорить, международного, значения. Одновременно он - официальный язык ООН, наряду с английским, арабским, испанским, китайским, французским. К международным языкам относятся те, что могут быть использованы для общения большого числа людей. В Молдавии, где 25-27 % населения являются представителями других национальностей, а среди молдавской части населения приблизительно 30% это выходцы из смешанных семей, использование русского языка для общения не только нормально и естественно, но и полностью соответствует нормам международного права. Любые попытки силой заставить людей освоить язык обречены на неудачу.

Неродной язык невозможно полюбить из-под палки, пишет "Независимая Молдова". Но можно и нужно и полюбить, и освоить его, если на этом языке написаны великие произведения, они издаются, звучат с экранов телевизоров и радио, печатаются на страницах солидных газет и журналов. Можно и нужно любить и изучать язык, если на нем сняты добрые фильмы. Если на нем великолепно поют. Если на нем говорят умные, красивые люди. В Молдавии все это есть. Значит через определенное время те, кто не знает язык, станут редким исключением.

Возврат к старым и избитым "языковым аргументам", свидетельствует, что арсенал русофобов иссяк, продолжает "Независимая Молдова". Тем не менее, они снова рассчитывают смутить людей иной национальности и представителей смешанных семей, заставить их безвольно склонить головы и не мешать АЕИ-2 продолжать свой либеральный эксперимент над народом. Не выйдет. Конечно, молдавский (румынский) язык надо знать. По возможности очень хорошо, может быть даже с бухарестским прононсом. Нападки на русскоязычное население и "неправильных" молдаван надо игнорировать, не замечать, и вообще особо не волноваться и не переживать (Очевидно, именно этим принципом руководствовалась Партия коммунистов во время пребывания у власти в 2001-2009 гг., когда ни одно из многочисленных публичных ксенофобских и русофобских выступлений политиков, общественных деятелей, журналистов, представителей "национальной интеллигенции", разжигающих национальную рознь и оскорбляющих русскоязычное население страны, не стало предметом судебного разбирательства. Лишь после того, как один из таких инцидентов - когда в ходе митинга 3 февраля 2008 года в поддержку интеграции Молдавии в НАТО, главный редактор газеты Timpul Константин Тэнасе заявил: "Молдавия должна избавиться не только от Воронина и коммунистов, но и от русских" - был предан огласке в российских СМИ и вызвал широкий общественный резонанс, 11 февраля 2008 года прокуратура Кишинева возбудила уголовное дело по факту "умышленных действий по разжиганию вражды, национальной, расовой и религиозной розни". 21 февраля 2008 года Генеральная прокуратура Молдавии официально предъявила главному редактору газеты Timpul Константину Тэнасе обвинение в рамках данного уголовного дела. По данным прокуратуры, на митинге, организованном Союзом журналистов Молдавии, Тэнасе публично озвучил "призывы, направленные на разжигание вражды и национальной розни, а также на ограничение прав представителей русской национальности в РМ". Однако, чем закончилось это уголовное дело, до сих пор неизвестно. 26 января 2011 года ИА REGNUM направило официальный запрос в Генеральную прокуратуру Республики Молдова с просьбой предоставить информацию о стадии и ходе расследования уголовного дела, возбужденного прокуратурой Кишинева 11 февраля 2008 года в отношении Тэнасе - прим. ИА REGNUM). Все это прекратится тогда, когда в стране установится власть, которая отвечает интересам большей части населения Молдавии. Представителям же обеспокоенной псевдоэлиты свои неудовлетворенные амбиции и планы по переустройству Молдавии по рецептам семидесятилетней давности останется обсуждать на страницах маргинальных газет, подводит итог издание.

Странное дело - молдавской независимости в этом году исполнится 20 лет, но при этом далеко не все 20-летние ребята, то есть, те, кто родился и вырос в годы независимости, владеют государственным языком, пишет "Труд-Молдова". Преподаватели вузов отмечают, что, как правило, на румынском говорят студенты из более обеспеченных русских семей. Значит ли это, что деньги как-то влияют на способность воспринимать школьную программу? Конечно, нет. Просто состоятельные родители располагают возможностью платить по 75 леев (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM) или более за частные уроки румынского, а у бедных таких денег нет. Вот и не знают они языка. А что же школьная программа? Неужели 12 лет мало, чтобы ребенок мог освоить язык? Вовсе нет. Вопрос в том, как этого ребенка учат. Сегодня процесс обучения государственному языку детей, не являющихся носителями румынского, в школах часто сводится к формальности. Хорошие оценки есть, а знаний - нет. Директор Национальной ассоциации европейских тренеров Лучия Куку считает, что при нынешней системе преподавания изменений ждать не следует. При этом с каждым годом перспективы тех, кто не владеет государственным языком, становятся все скромнее. Уже сейчас в 99 случаях из 100 при приеме на работу от соискателей требуют знания государственного языка.

Принято считать, что нацменьшинства в Молдавии просто не желают изучать румынский язык, продолжает "Труд-Молдова". Лучия Куку не разделяет это мнение. Действительно, есть категория людей, чье финансовое положение позволяет не учить государственный язык. Однако таких не много. Еще одна категория тех, кто не владеет языком, сформировалась из-за того, что после распада Советского Союза достаточно долго в Молдавии не было особой необходимости разговаривать на румынском. Ну, а если нет необходимости, зачем учить? "Так думали, и по сегодняшний день думают многие граждане Молдавии, - отмечает Лучия Куку. - Но за последние 10 лет ситуация в стране изменилась, без государственного языка обходиться все сложнее. Исследования, проведенные Национальной ассоциацией европейских тренеров, показали, что в 99 случаях из 100 при поиске работы на рынке труда Молдавии обязательным требованием работодателя является знание румынского языка".

В последние годы в Молдавии увеличилось число русскоязычных людей, желающих освоить государственный язык, пишет "Труд-Молдова". Такие данные предоставила Национальная ассоциация европейских тренеров, которая бесплатно обучает румынскому языку госчиновников, медиков, юристов, экономистов, бухгалтеров и других работников бюджетной сферы. Директор АНТЕМ Лучия Куку рассказала, что на сегодняшний день в программе участвуют 500 человек - их отобрали из 1,5 тыс. желающих. Это те счастливчики, которым удалось поступить на курсы бесплатно. Остальным придется либо ждать, либо искать платные курсы, "потянуть" которые может далеко не каждый бюджетник. "К нам обращаются многие люди, которые желают изучать румынский язык. Это не только госслужащие, но и физические, юридические лица. К сожалению, наши возможности ограничены. Тем, кто не прошел по программе бесплатного обучения, мы предлагаем платные услуги", - говорит директор АНТЕМ.

В сентябре 2010 года Национальная ассоциация европейских тренеров провела исследование в области изучения румынского языка нацменьшинствами и выявила, что необходимость в изучении румынского языка в Молдавии существует, и немалая, продолжает "Труд-Молдова". Люди записываются на курсы по разным причинам. Как показывает статистика, 25% аргументируют свое желание выучить румынский язык тем, что он необходим для работы. Еще 25% желают профессионального роста, 21% - хотят понимать своих друзей и коллег по работе, 17% считают, что государственный язык им необходимо знать только потому, что они живут в Молдавии, и 12% просто желают свободно разговаривать на румынском языке.

Лучия Куку считает что, сегодняшние школьники и студенты недостаточно знают румынский язык из-за недостатков в системе образования, пишет "Труд-Молдова". "Румынский язык должен изучаться по единой системе на всех этапах образования, начиная с детского сада и заканчивая специальностью. К сожалению, у нас эта цепочка разрывается и, в итоге, мы имеем то, что имеем", - говорит директор Национальной ассоциации европейских тренеров. Лучия Куку считает, что изучение румынского языка в школах необходимо переводить на европейские стандарты. Чтобы после 12 класса ученик обладал знаниями уровня А1, А2, В1 и В2. То есть, мог свободно говорить. В вузе, где изучается специальность, студент должен пройти последний уровень С1 и С2, когда язык совершенствуется.

И еще один важный момент, продолжает "Труд-Молдова". Людям, которые не являются носителями языка, румынский язык необходимо преподавать не как родной, а больше как второй язык, то есть как иностранный. "Но для того чтобы такой метод включить в нынешнюю систему образования, необходима четкая государственная стратегия, направленная на внедрение европейских стандартов, - отмечает Лучия Куку. - АНТЕМ вместе с Бюро межэтнических отношений, министерством культуры и образования работает над проектом "Государственная программа по интеграции молдавского общества". Программа находится на этапе технического развития и через пару лет, когда она будет готова, мы надеемся получить финансовую поддержку от государства и внедрить ее в систему образования. Однако для того, чтобы программа заработала, необходимо не только финансирование, но и последовательность изучения румынского языка, то есть, начинать нужно с детского сада, далее школа, университет и так далее".

Кто знает, может и правда через несколько лет что-то изменится, пишет "Труд-Молдова". Однако пока, судя по всему, спасение утопающих продолжает оставаться делом рук самих утопающих. Лучия Куку уверена: язык можно выучить в любом возрасте - было бы желание. "Те, кому за 40, часто утверждают, что изучение языка им уже не под силу, - отмечает она. - Обычно такие высказывания аргументируются возрастом, плохой памятью и другими причинами. В общем, до попыток изучения языка, как правило, дело не доходит. Эти стереотипы надо ломать. У нас разработаны специальные программы изучения румынского языка для взрослых. На курсы приходят люди пенсионного возраста, и успешно осваивают язык. Это нелегко, но, в итоге, и 60-летний ученик начинает говорить на румынском, иностранном для него языке".

Лучия Куку считает, что споры вокруг русского и румынского языка в Молдавии избыточно политизированы, продолжает "Труд-Молдова". "Многие политики на языковой проблеме сделали карьеру, - отмечает она. - Обычные же люди находят общий язык между собой. Думаю, соседи, друзья и коллеги по работе не враждуют, если один общается на румынском языке, а другой на русском. Другой момент, когда общение идет на уровне государства, тогда, конечно депутаты, судьи, парламентарии должны говорить только на румынском языке. Если, к примеру, русскоязычный гражданин Молдавии становится депутатом, то он обязан изъясняться на государственном языке, таковы законы (русский язык, согласно действующему молдавскому законодательству, имеет статус языка межнационального общения, а в Гагаузской автономии он имеет статус одного из официальных; в парламенте Молдавии осуществляется синхронный перевод на русский язык, требование обязательного знания депутатами госязыка законом не предусмотрено, и парламентарии имеют право выступать как на русском, так и на молдавском языке - прим. ИА REGNUM). Нынешние времена согласитесь, не из легких, поэтому я считаю, что не стоит спорить о том, чей язык лучше или хуже. Жители Молдавии нуждаются в языковой гармонии. Но без участия политиков и государства достичь этой гармонии будет очень непросто".

Справка ИА REGNUM: Молдавская письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка. Сегодня в конституции Молдавии указано, что государственным языком страны является "молдавский язык на основе латинской графики". Стоит отметить, что молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии.

Приднестровское урегулирование: "Приднестровцев выпроваживают восвояси со словами "вы Смирнова поддерживаете - к нему и обращайтесь"

В новом правительстве РМ, сформированном Альянсом за европейскую интеграцию (АЕИ) в середине января, большинство министров не поменялись, пишет Infotag. Из 19 членов правительства 13 сохранили должности, а четыре министра и два вице-премьера заменены. Причина? Тактические соображения партий, а также то, что в парламент не прошел Альянс "Наша Молдова", который делегировал в прежний состав правительства трех министров и вице-премьера по вопросам реинтеграции Виктора Осипова.

При формировании первого правительства АЕИ, в сентябре 2009 г., кандидатура Осипова вызвала, пожалуй, наибольшие споры, продолжает Infotag. В Кишиневе всегда был человек, ответственный за урегулирование приднестровского конфликта - независимо от того, что с 1993 г. эта должность называлась по-разному. После прихода к власти в 2001 г., Партия коммунистов (ПКРМ) ввела должность министра реинтеграции - сначала без министерства, а затем, наделив его небольшим аппаратом. АЕИ поднял статус этого министра до вице-премьера, хотя полномочия оставались прежними. Никому в этой должности не удавалось совершить прорыв в приднестровском урегулировании, поэтому и на Осипова смотрели достаточно скептически: молодой человек, профессиональный журналист с опытом работы в неправительственных организациях, но не в структурах государственной власти.

Тем не менее, за короткий срок Осипов утвердился в этой должности и даже добился определенных успехов, пишет Infotag. Если полноценный переговорный процесс и не был восстановлен, то контакты Кишинева с Тирасполем возобновились, возобновлено движение поездов через Приднестровье в том числе пассажирского поезда Кишинев-Одесса, снято ограничение на передвижение лидеров Приднестровья в Евросоюз (ЕС оставил в силе, но приостановил действие ограничительных мер в отношении руководства ПМР - прим. ИА REGNUM), состоялись неформальные встречи премьер-министра Влада Филата с президентом Приднестровья Игорем Смирновым. И самое главное - проблема Приднестровья стала обсуждаться на встречах лидеров супердержав, которые стали искать точки соприкосновения для ее решения. Все это позволяло с оптимизмом смотреть на перспективы урегулирования. В новом АЕИ стали говорить о возможности сохранения Осипова в должности, несмотря на то, что партия, первым заместителем председателя которой он является, не прошла в парламент.

Однако принцип партийной принадлежности при формировании правительства сыграл решающую роль, продолжает Infotag. За два часа до утверждения состава правительства, в списке появился Евгений Карпов. Его кандидатура согласована и одобрена лидерами АЕИ. Формально - он не является представителем партий, хотя его считают близким к либерал-демократам Влада Филата. Карпову 45 лет. Он профессиональный дипломат. Работал на различных должностях в МИД, был заместителем министра иностранных дел, послом в Польше, послом РМ при Евросоюзе. В результате спровоцированного скандала в посольстве РМ в Брюсселе с подачи ПКРМ в 2007 г. Карпова уволили из МИД, после чего он стал работать в нефтяной кампании "Аском-груп". Он перешел в бизнес по предложению Юрия Лянкэ, с которым вместе работал заместителями министра иностранных дел и всегда поддерживал тесные связи.

Политологи считают, что назначение сильного профессионального дипломата на должность министра по реинтеграции свидетельствует о том, что РМ намерена делать упор на интернационализацию приднестровского конфликта, пишет Infotag. "Карпов - человек, который умеет открывать двери европейских канцелярий, чтобы включить приднестровскую проблему в их повестку дня. Очевидно, что РМ не может сама решить приднестровскую проблему, а при помощи заинтересованных сторон это вполне реально", - говорит политолог Игорь Боцан. По его мнению, задача нового вице-премьера состоит в том, чтобы развить достигнутый прогресс на приднестровском направлении. "Благодаря усилиям АЕИ, в 2010 г. ОБСЕ активизировала усилия по урегулированию приднестровского конфликта. В процесс активно включилась Германия, проблема обсуждалась на встрече лидеров России, Франции и Германии. При условии преодоления политического кризиса в РМ, есть все условия, чтобы достичь прогресса в этом процессе. Именно этим и займется вице-премьер Карпов. Может быть, он не столь хорошо владеет проблематикой, но его дипломатический опыт окажется весьма кстати", - считает Боцан.

Он полагает, что новому вице-премьеру предстоит убедить партнеров по диалогу в том, что "решение приднестровской проблемы отвечает интересам региональной стабильности и одинаково полезно и Западу, и России", продолжает Infotag. "Сейчас существует противоречие в том, что Запад пытается решить приднестровский конфликт, а уже потом - обсуждать российские инициативы по созданию системы безопасности в Европе. Россия, наоборот, считает, что нужно создать систему безопасности в Европе, а уже в рамках самой системы решать замороженные конфликты, в том числе приднестровский", - говорит политолог. Он считает, что новый главный переговорщик от РМ должен убедить обе стороны, что "эти процессы должны идти параллельно, и не зависеть друг от друга". "Только в этом случае, Россия сможет считать, что решение приднестровской проблемы станет первым шагом в создании системы безопасности в Европе, а Запад будет доволен тем, что безопасность укрепляется на практике", - отмечает Боцан, выражая уверенность, что эта задача по плечу Карпову, который "может стать нужным человеком в нужной должности".

Остается посмотреть, какими будут встречные шаги основных игроков в приднестровском урегулировании - России, ЕС и США, пишет Infotag. На этой неделе Молдавию покидает спецпредставитель ЕС Кальман Мижей, который активно участвовал и в приднестровском урегулировании, и в решении других проблем молдавской политики. Очевидно, что с его отъездом ЕС придется выработать новую стратегию своего участия в приднестровском урегулировании. Не исключено, что это участие в обозримом будущем претерпит перезагрузку, которая может быть полезной для окончательного урегулирования приднестровского конфликта, подводит итог агентство.

Румынская дипломатия при негласной поддержке Вашингтона систематически добивается права на прямое участие в переговорном формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, ЕС и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) по урегулированию приднестровского конфликта, пишет "Пульс". Об этом свидетельствует просочившееся в прессу дипломатическое послание, подписанное госсекретарём США Кондолизой Райс ещё в 2008 году. Утечка информации стала возможной благодаря новой порции секретных документов, выложенной на скандальном сайте WikiLeaks в конце прошлого года, а именно - благодаря служебной записке, которую подготовили американские дипломаты, работающие в Бухаресте и Кишинёве. И судя по резолюции, подписанной лично тогдашним госсекретарём США Кондолизой Райс, с документом были ознакомлено высшее политическое руководство Соединённых Штатов.

Как следует из этого документа, Румыния регулярно изъявляет желание на дипломатическом уровне принять участие в формате "5+2", но, судя по тексту записки, это стремление не находит поддержки даже со стороны Евросоюза, продолжает "Пульс". По мнению американской дипломатии, Брюссель всё же должен способствовать включению Бухареста в переговорный процесс, потому что "российское влияние в Приднестровье находится в такой стадии роста, что русские пытаются возродить новый план федерализации Республики Молдова, как и в 2003 году". Не критикуя прямо Бухарест, власти ЕС всегда выступали против увеличения числа посредников за столом переговоров за счет Румынии.

Впрочем, официальный Бухарест и не скрывал своего желания вклиниться в переговорный формат "5+2" и поначалу даже рассчитывал на поддержку Евросоюза, членом которого является Румыния, пишет "Пульс". "Здесь необходим формат, в который были бы вовлечены Румыния, Молдавия, Приднестровье, Украина или Россия. Я уверен, что участие Румынии в обсуждениях по Приднестровью могло бы придать динамику поиску решения", - заявлял по этому поводу полтора года назад румынский президент Траян Бэсеску. До этого глава МИД Румынии (уже бывший) Кристиан Дьяконеску тоже говорил о "прямом вовлечении в процесс переговоров, а не только посредством Евросоюза". В то же время, по мнению высокопоставленного чиновника, "некоторые другие страны, напротив, должны участвовать в процессе приднестровского урегулирования в меньшей степени".

На эту же тему любят высказываться и многочисленные румынские дипломаты и сенаторы, чья риторика в пользу вхождения Румынии в переговорный формат, как правило, сводится к нескольким аргументам, продолжает "Пульс". Во-первых, Румыния - единственная страна из ближайшего окружения Молдавии, которая напрямую не участвует в переговорах, хотя замороженный конфликт угрожает и её национальной безопасности. Во-вторых, в Бухаресте не без досады вспоминают о том, что сразу после прекращения военных действий на Днестре румынские дипломаты и военные некоторое время работали в мобильных смешанных комиссиях в зоне безопасности - предшественнике Объединённой контрольной комиссии. И, в-третьих, в Бухаресте справедливо замечают, что формат "5+2" явно нуждается в свежих инициативах, которые бы сдвинули переговорный процесс с мертвой точки.

В прошлом году, когда отношения между Румынией и Россией беспрецедентно ухудшились, румынские официальные лица стали называть вслух и ещё одну, четвертую причину: Бухарест настораживает присутствие российского анклава в сотне километров от собственных границ, пишет "Пульс". "Присутствующие вблизи границ ЕС оккупационные войска должны немедленно уйти из Приднестровского региона", - заявлял, к примеру, вице-председатель парламентской комиссии по внешней политике Виорел Бадя во время недавнего визита в Кишинёв.

Так что же помешало Бухаресту "вклиниться" в переговорный формат, даже несмотря на негласную поддержку американской дипломатии? - задается вопросом "Пульс". Скорее всего, критическая позиция Брюсселя, недовольного слишком агрессивной внешней политикой Румынии на приднестровском направлении. Не критикуя прямо Бухарест, власти ЕС всегда выступали против увеличения числа посредников за столом переговоров за счёт Румынии. "На данный момент существует единогласие всех сторон, в том числе и участников переговорного процесса, что именно формат "5+2" является жизнеспособным и единственно легитимным форматом, способным найти устойчивое урегулирование и согласие в приднестровском конфликте", - неоднократно подчёркивал спецпредставитель ЕС в Молдавии Кальман Мижей.

Согласно недавним сообщениям кишиневской прессы, состоялась встреча премьера РМ Влада Филата с руководителями большой группы неправительственных формирований Молдавии, в ходе которой директор правозащитной организации Promo Lex Ион Маноле высказался за необходимость "изменить менталитет и отношение чиновничества к процессам, происходящим на левом берегу Днестра", пишет "НИКА-пресс". Комментируя свой тезис, Маноле заявил, что выступает за активное подключение к данному процессу и средств массовой информации, и всего гражданского общества страны с целью более активного влияния на власть, которая до сих показывала если не равнодушие ко всему комплексу приднестровской тематики, то в большинстве случаев - нежелание заниматься конкретными вопросами, стоящими перед простыми приднестровцами. Наша организация, созданная для правозащитной деятельности, отметил Маноле, часто сталкивается с фактами, когда молдавские чиновники на местах относятся к жителям Левобережья не иначе, как к иностранным гражданам, что постепенно формирует негативный фон для разрешения всего набора политических задач устойчивого урегулирования проблемы. Он назвал число таких фактов непростительно большим, а поэтому требующим незамедлительного вмешательства в процесс высшего руководства Молдавии. В отдельных случаях, сказал Ион Маноле, мы оставим за собой право более резкого, в том числе и с привлечением средств массовой информации давления на власть с тем, чтобы напоминать чиновниками об их обязанностях перед всеми гражданами страны, где бы они ни проживали. А примеры, когда приднестровцев, обращающихся к правобережным структурам за социальной или юридической помощью, выпроваживают восвояси со словами "вы Смирнова поддерживаете - к нему и обращайтесь", должны стать поводом для самого широкого обсуждения в гражданском обществе, сказал Маноле.

Наблюдатели агентства считают, между тем, что молдавских чиновников среднего звена и особенно на местах, сталкивающихся с необходимостью решать текущие бытовые вопросы приднестровцев, нельзя особо строго судить: они зачастую не понимают, как поступать в том или ином конкретном случае, поскольку до сих пор не имеют перед собой четкой позиции одного из главных игроков в приднестровском урегулировании - официального Кишинева, продолжает "НИКА-пресс". Либерально-демократическим партиям, пришедшим к власти летом прошлого года, было не до приднестровской тематики, а прежнее коммунистическое руководство за восемь лет несчетное число раз меняло свое отношение к условиям и механизмам реинтеграции Молдавии, подводит итог агентство.