Виген Акопян: Газовый тупик Януковича и европейский блеф Оттингера

Москва, 27 января 2011, 02:01 — REGNUM  

Итоги турне президента Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу и комиссара ЕС по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера в Азербайджан и Туркмению оказались крайне неутешительными для Украины. Вернувшись в Брюссель, Оттингер выступил с достаточно откровенным заявлением, чем вызвал панику в украинском правительстве. В частности, энергокомиссар заявил, что Евросоюз считает бессмысленным вкладывать деньги в модернизацию газотранспортной системы (ГТС) Украины. По его словам, модернизация ГТС не имеет смысла, если в ней нет газа. "Газ поступает из России и есть два проекта - "Северный поток" и "Южный поток" - это трубопроводы, которые будут проложены в обход Украины. Поэтому Россия может поставлять газ без помощи Украины или Белоруссии", - заявил Оттингер. В данном контексте Оттингер посоветовал властям Украины убедить Москву отказаться от строительства "Южного потока" и финансировать модернизацию украинской ГТС.

Реакция Киева на апокалиптические прогнозы Оттингера поступила немедленно. В частности, премьер-министр Украины Николай Азаров обрушился с обвинениями в адрес Москвы. По его словам, в контексте транзитного потенциала, как правило, Украина воспринимается только как транзитер энергоресурсов. "Но мы все знаем, что эта позиция уязвима в связи с новой политикой России", - отметил Азаров, видимо, подразумевая строительство обходных газопроводов. По его словам, модернизация украинской газотранспортной системы имеет перспективу только при участии России и Европейского Союза. "Мы прекрасно понимаем, что без согласия российской стороны, без участия ЕС, вопрос модернизации нашей газотранспортной системы, ее существование не имеет перспективы", - подчеркнул он.

ИА REGNUM уже неоднократно обращало внимание на тот факт, что украинские и европейские чиновники, комментируя проблематику украинской ГТС, тщательно обходят стороной перспективное влияние на украинский транзитный потенциал проектируемого газопровода NABUCCO. Между тем, этот проект по своей логике и с точки зрения украинских интересов повторяет предназначение "Южного потока" - обход украинской ГТС. Подписав в Баку совместную декларацию о создании так называемого "Южного коридора" (в рамки которой и входит NABUCCO), а после этого заручившись в Ашхабаде соответствующими гарантиями президента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова, Оттингер заявил о нецелесообразности инвестирования в ГТС Украины. При этом он акцентировал внимание Киева на том, что стратегическому потенциалу ГТС, а значит и ее шансам быть модернизированной, угрожает не NABUCCO, продвигаемый лично им, а конкурирующий с NABUCCO "Южный поток". То есть налицо плохо скрытая попытка европейского чиновника использовать украинский фактор в конкурентной борьбе ЕС против российского проекта. В условиях, когда предстоящий запуск "Северного потока", который обходит Украину и Белоруссию по Балтийскому морю (Белоруссию обойдёт и нефтепровод БТС-2, который в 2011 году достигнет российского порта на Балтике - Усть-Луга), не представляет сомнений, для Киева обходная комбинация проектов "Северный поток" - "Южный поток" либо "Северный поток" - NABUCCO - мало что меняет.

Это очевидным образом исходит из расчетов самого Оттингера, который не преминул заметить, что суммарная мощность газопровода "Северный поток" (пропускной способностью 55 млрд. кубометров) и проектируемого газопровода "Южный поток" (63 млрд. кубометров) составляет 118 млрд. кубометров. Сейчас Россия экспортирует на европейский рынок 120 млрд. кубометров газа, то есть в случае реализации этих двух проектов Россия может поставлять газ в Европу без помощи Украины или Белоруссии, - пояснил европейский комиссар. Между тем проектная мощность NABUCCO составляет 32 млрд. кубометров газа в год, то есть в сумме с "Северным потоком" получается $87 млрд. Сложно представить, что ради объема, который останется на долю Украины и Белоруссии, ЕС согласится инвестировать в ГТС Украины более $2 млрд.

Так или иначе, NABUCCO в комбинации с "Северным потоком" ставит под угрозу стратегические позиции ГТС Украины, позволяющее Киеву участвовать в энергетической политике России и ЕС. И именно неадекватно активная, а порой и просто авантюрная эксплуатация этого транзитно-политического капитала украинской стороной в период правления дуэта Ющенко-Тимошенко привела к таким печальным последствиям. Отчаянная и беспардонная - иначе не скажешь перед лицом показного исторического российско-украинского примирения образца 2010 года - травля, психическая атака, которой последовательно, в течение всего 2010 года подвергали Янукович, премьер Азаров и министр ТЭК Украины Бойко и недостаточно низкие цены на российский газ, и "слишком дорогой для России" "Южный поток" - стали лишь вторым актом, начатой Ющенко борьбы против транзитного капитала Украины. И последнее. Для Украины наступает этап расплаты за непомерные геополитические амбиции и геополитическую манию величия, которую так цинично эксплуатировали то Бжезинский, противопоставив её России, то Европейская Комиссия, допустив Украину присоединиться к Энергетической хартии ЕС, после чего министр Бойко уже почти угрожал России "общеевропейским" энерготранзитным диктатом.

Примечательно, что 26 января начался официальный визит в Киев Реджепа Тайипа Эрдогана, премьер-министра Турции - страны, которая, наряду с Азербайджаном и Грузией, вытягивающими на себя туркменский газ в обход РФ через Каспийское море, является основным конкурентом (союзной им по ГУАМ) Украины на рынке газового транзита. Более того, Турция является участницей сразу двух конкурирующих проектов - NABUCCO и "Южного потока". Ведь именно поддержка обоих проектов со стороны Анкары делает возможной их реализацию, обеспечивая транзитный коридор через Черное море.

В Киеве этот очевидный факт жесточайшей конкуренции и очевидной угрозы стараются не замечать. Незадолго до этого визита украинские политики выступили с реверансами в адрес Турции. В частности, глава Верховной рады Владимир Литвин заявил, что "Европа не может быть целостной, не может быть глобальным игроком, пока в Европейское содружество не будут входить Украина и Турция". Он же отметил: "между нашими странами есть много общего и прежде всего - Черное море, которое мы делим (однако Черное море делят также Грузия, Болгария, Румыния, Россия и Абхазия - ИА REGNUM)". Литвин считает, что Украина и Турция являются важными странами Черноморского региона со многих точек зрения. "Черное море не разделяет наши страны, а объединяет, и от Украины и Турции зависит, будет ли это море "европейским озером", - ответил на это Литвин.

В свою очередь, премьер-министр Азаров, прекрасно осведомленный об успехах "обходной дипломатии" Баррозу-Оттингера в Баку и Ашхабаде, обозначает следующий приоритет: "Нашей ключевой целью является интеграция транспортной сети Украины в европейскую...". Таким образом, украинская сторона полагает, что РФ согласится модернизировать украинскую ГТС, которая далее интегрируется в европейскую сеть, растеряв свои конкурентные преимущества перед турецким транзитным направлением. А если вспомнить, что целью программы ЕС "Восточное партнёрство", в которую вошла Украина, также является демонополизация, интеграция энерготранзитных сетей стран-участников и подчинение их ЕС, то можно сказать, что Украина Януковича-Азарова прямо поставила своей целью расчленить и отдать свою ГТС в чужие европейские руки, непосредственно перед этим заставив Россию раскошелиться на её модернизацию и попутные "административные издержки".

Между тем, позиция российской стороны в комплексе вопросов, связанных с потенциалом и модернизацией украинской ГТС, была неоднократно озвучена на самом высшем уровне. В частности, еще в мае 2010 года российский премьер Владимир Путин предложил объединить газовые монополии двух стран,- "Газпром" и "Нафтогаз Украины". Адекватного ответа на это предложение Киев так и не дал. Видя несговорчивость Киева, Москва развила идею, предложив создать СП на базе магистральных газопроводов Украины и месторождений "Газпрома" на Ямале и в Астрахани. Однако и это не помогло Украине определиться... Правительство Януковича предпочитает продолжать борьбу с "Южным потоком", не замечать NABUCCO и наращивать долговой мешок "Нафтогаза". В перспективе такая политика может действительно привести к "долговой интеграции" украинской ГТС в европейскую сеть, однако на повестке дня станет другой вопрос - в какую сторону будет течь газ в украинских транзитных трубах - из России в Европу через Украину, или из России на Украину.... - через Европу?

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.02.17
Лионель Месси в очередной раз принес «Барселоне» 2 очка
NB!
26.02.17
Савченко на Донбассе: почему это так пугает Киев
NB!
26.02.17
Великий пост дарует великие возможности
NB!
26.02.17
Неизвестный облил Касьянова зеленкой на «Марше памяти» Немцова
NB!
26.02.17
«Крысиное царство» губернатора Анатолия Артамонова
NB!
26.02.17
Басурин: Украинские нацбатальоны освободили Донецкую фильтровальную станцию
NB!
26.02.17
Бои рыцарей ко Дню защитника Отечества
NB!
26.02.17
Нагорный Карабах: кто заинтересован в военной эскалации
NB!
26.02.17
Главком ВКС РФ: В 2017 году армия закупит 160 новых самолетов и вертолетов
NB!
26.02.17
На Украине определили своего участника конкурса «Евровидение»
NB!
26.02.17
Бесцензурная и религиозная страсть
NB!
26.02.17
Поэма Санкт-Петербурга: Небо
NB!
26.02.17
Япония хочет лечить жителей южных Курил по интернету
NB!
26.02.17
Трамп саркастически прокомментировал назначение Тома Переса
NB!
26.02.17
Арестован глава киргизской партии «Ата Мекен» Омурбек Текебаев
NB!
26.02.17
Борьба за пост президента США продолжается: теперь — при живом Трампе
NB!
26.02.17
Выборы в Эквадоре: удастся ли Корреа «добежать до бельгийской границы»?
NB!
26.02.17
«Народный автомобиль»: сильнее Гитлера и «дизельгейта»
NB!
25.02.17
«Бавария» уничтожила «Гамбург» 8:0 в 1000-м матче Карло Анчелотти
NB!
25.02.17
The Daily Express: «Печально известная победа Красной армии над нацистами»
NB!
25.02.17
Украинские нацбатальоны захватили Донецкую фильтровальную станцию
NB!
25.02.17
1917: Кто же отступил от Бога – страна или Церковь?