1. Холодная зима.

Последний год из "нулевых" начался в Латвии с воспоминаний о Сибири. А точнее - о сибирских морозах, перемежающихся зимой 2010-го еще и затяжными снегопадами. Синоптики констатировали, что ничего подобного не случалось уже 15 лет. Кроме того, 52% жителей признали, что холода привели к росту денежных трат: потребители буквально сметали с прилавков обогреватели и теплую одежду. Словосочетание "глобальное потепление" обрело нотки изощренного издевательства.

2. Крупная утечка данных в СГД К середине февраля в Латвии появился WikiLeaks "районного масштаба" под названием "Народная армия четвертой Атмоды". В роли Джулиана Ассанжа выступил программист Латвийского университета Илмар Покайнс, ставший широко известным под емким и не слишком оригинальным ником Neo. Ему удалось совершенно незаметно вытащить из "дыры" в базе данных Службы госдоходов 7,4 миллиона документов. Или замаскировать своим несанкционированным доступом манипуляции с данными, совершенные ранее другими заинтересованными налого(не)плательщиками?

Файлы с документами начали постепенно выкладываться в сети в открытом доступе, и каждое новое появление информации сопровождалось скандалом. Пока общество возмущалось наглостью и безнаказанностью чиновников, следователи искали таинственного незнакомца, дерзнувшего бросить вызов государственной машине.

Через три месяца Neo неожиданно задержали. Министр иностранных дел Линда Мурниеце объявила Покайнса "общественно опасным элементом", сам же программист оказался простым идеалистом, заявив, что хотел, чтобы "люди знали правду". В свете приближающихся выборов недостатка в защитниках у Neo не было. Депутаты рассекретили зарплаты в госуправлении, а кое-кто даже приглашал скромного программиста пойти в политику (правда, безуспешно). Но дело против него все-таки завели, хотя полиция с расследованием не спешит: к Новому году следователи проанализировали содержимое лишь одного из шести его компьютеров.

3. Наводнение Во второй половине марта Латвия поплыла. Конечно, весенние паводки - это такая же новость, как снег, выпадающий ежегодно ближе к декабрю. Но столь масштабного наводнения в стране не было лет десять.

Под водой в считанные дни оказалась четверть территории города Елгавы (бывшей столицы Курляндской губернии и советского микроавтобусостроения), не говоря уже о мелких поселках и региональных дорогах. В связи с этим выяснилось, что у самоуправлений нет денег даже на выработку планов по борьбе со стихией, не говоря уже о реальной помощи людям, отрезанным водой от внешнего мира. В конце концов, на борьбу с паводком были отправлены тысячи военнослужащих (почти все, что есть у Латвии!). Девять подразделений подрывников пытались освободить ото льда скованные устья рек.

4. День независимости

4 мая Латвия скромно отметила 20-летний юбилей принятия Декларации о восстановлении независимости. В связи с кризисом обошлись малобюджетными мероприятиями - сменой караула, хоровым концертом и, конечно, речами.

Один из отцов независимости, бывший лидер Народного фронта Дайнис Иванс, произнес речь у Памятника свободы. К слову сказать, президиум парламента вообще не хотел допускать Иванса до трибун и микрофонов, но пожилому оратору удалось героически прорваться сквозь ряды перессорившихся патриотов - почти как двадцать лет назад.

"Мы находимся на счастливом острове, который называется Латвия, который является садом свободы для Латвии. Мы посадили сад - деревья свободы... Сад выжил, но надо признать, что многое необходимо изменить. Садовнику не суждено попробовать плоды, это смогут следующие поколения", - заявил Иванс.

"Мы сами решаем, что посеять - ложь и алчность или веру и честность, медлительность или предприимчивость", - вторил ему Валдис Затлерс. "Свобода является жизнью нашего народа", - отметил глава государства, пообещав, что жить станет еще лучше. Между тем уже к концу года выяснилось, что рождаемость в Латвии снова упала, а показатели эмиграции резко подскочили. Похоже, что тех, для кого в Латвии предназначаются "плоды свободы", остается все меньше.

5. Дело Кононова

17 мая 2010 года латвийцы узнали, что страна выиграла дело "Кононов против Латвии" в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Большая палата ЕСПЧ приняла решение 14-ю голосами "за" и тремя голосами "против". Суд признал, что когда Палата Верховного суда по уголовным делам в 2004 году признала Василия Кононова виновным в военных преступлениях, Латвия не нарушила 7 статью Европейской конвенции по правам человека, гласящую, что наказание без суда недопустимо.

Меньшинство, состоящее из троих судей, выступившее за то, чтобы признать нарушенной статью 7 ЕКПЧ, задалось вопросами о том, когда сложились нормы международного права, со ссылкой на которые был осужден Кононов. "Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями", по нашему мнению, были четко определены в Нюрнберге, не раньше", - заявили судьи. Вследствие этого судьи пришли к следующим выводам: "а) правовое основание обвинения и осуждения заявителя в 1944 году не было достаточно ясным; b) оно не было в то время разумно предсказуемым, особенно со стороны самого заявителя; с) более того, преследование данного нарушения после 1954 года было запрещено применимым национальным законом; d) и, следовательно, заключение, что к действиям заявителя неприменим срок давности, приведшее к его осуждение, означало придание обратной силы уголовному закону не в интересах заявителя. По всем этим причинам мы считаем статью 7 нарушенной".

МИД Латвии сразу после вынесения приговора заявил, что решение ЕСПЧ - "важный вклад в борьбу с безнаказанностью агентов государства, находящуюся в сфере внимания ООН и привлекающую все больше внимания Совета Европы". Также МИД выразил мнение, что Россия пыталась повлиять на суд.

Адвокат Кононова М. Иоффе высказал мнение, что приговор ЕСПЧ противоречит решению Нюрнбергского трибунала. М. Иоффе подал прошение о пересмотре дела. Основанием для пересмотра, по мнению Иоффе, могут служить новые рассекреченные данные российских архивов о военных действиях на территории Латвии в ходе Второй мировой войны и некорректный перевод некоторых документов. Страсбурский суд прошение принял.

6. Переход TV на цифровой формат

В ночь с 31 мая на 1 июня Латвия окончательно перешла на цифровое вещание. Этот переход планировался уже лет десять, но все равно нагрянул внезапно.

Чиновники в течение полугода бодро рассказывали о преимуществах цифрового вещания, намекая, что больше они откладывать это событие не собираются. Министр сообщения Каспарс Герхардс заявил, что население закупило декодеры, и "махнул рукой". И тут оказалось, что 50.000 семей лишились возможности смотреть общенациональные телеканалы. Причем большинство из этих семей относятся к категории малоимущих. "Большая часть тех, кто до сих пор пользуется аналоговым телевидением, это малообеспеченные, а не люди, которые просто растерялись", - подтвердил социолог Мартиньш Траубергс.

Однако это совершенно не помешало региональным телеканалам продолжать переходить на цифровое вещание. Да так активно, что перед новым годом с аналоговым форматом остались только те латвийцы, кто живет в регионах, граничащих с Россией и Белоруссией. Тем же, у кого денег на цифровые декодеры не хватило, по-прежнему лишены государственного вещания. Засбоила интеграция в единое информационное пространство...

7. Жара

О том, что это лето в Латвии (да и не только в ней) стало самым жарким в истории метеонаблюдений, кажется, не написал только ленивый. Однако непривычно высокие температуры (выше +30) не стали препятствием для проведения главного концерта Праздника песни и танца на рижском стадионе Daugava. В результате пострадали дети.

Все латвийские СМИ обошли фотографии юных танцоров, которые получили солнечный удар. "Мы не привыкли верить метеорологам. Когда появились первые сообщения о жаре, лил дождь, и все ходили в свитерах и куртках. Не было веры, что прогнозы исполнятся, - объяснила представитель организаторов Илзе Мажане.

Исполнительный директор Риги Юрис Радзевич (ЛПП/LC) призвал правительство установить ограничения на участие детей в массовых мероприятиях, а также раскритиковал организаторов праздника. "О том, что будет рекордная жара, стало известно как минимум за три дня. В пятницу детей увозили с репетиции из-за солнечных ударов. Я попросил организаторов перенести концерты, но они ответили, что "перенести" означает "отменить вообще". В течение обоих концертов я стоял рядом с медиками. Там было, как на поле боя. Дети, как ангелочки, лежали в ряд", - заявил Радзевич.

8. Parex Banka разделили

1 июля правительство окончательно разделило известнейший банк Латвии Parex Banka на "плохую" и "хорошую" части. В новый "хороший" банк - Citadele banka были перенесены активы на 1,5 миллиарда латов. Оставшиеся "плохие" активы Parex banka Кабинет министров решил продать.

Однако новый руководитель Parex banka Крис Гвильям заявил, что в нынешних условиях продать его было бы настоящим чудом. Он предположил, что сейчас важнее всего было бы вернуть государству средства, которые в него были вложены: с 2008 года государство вложило в Parex banka 800 миллионов латов.

9. Выход из кризиса

В начале августа Министерство экономики опубликовало доклад "О развитии народного хозяйства Латвии". Если резюмировать его содержание в нескольких словах, то получается следующее: кризис еще не преодолен, но Латвия уже ударилась о дно и начала медленный подъем на поверхность.

Кстати, в том же докладе сказано, что в Латвии больше не существует экономической модели, из-за которой произошел стремительный приток зарубежного капитала и скачок внутреннего спроса. В данный момент страна переходит к долгосрочной модели, которая будет основана на развитии экспорта.

После этого доклада первые лица страны заговорили о росте ВВП (аж до 2,9%), росте экспорта, производства и цен, а также сначала о снижении роста, а потом и вовсе об остановке безработицы. К концу года Центральное статистическое управление даже озвучило показатели: промышленность выросла на 20,5% (по сравнению с 2009-м), экспорт превысил даже докризисный максимум 2008 года, увеличившись до 30,3% (опять-таки по сравнению 2009-м). ЦСУ даже обнаружило в стране инфляцию - потребительские цены в годовом выражении показали рост в размере 0,4%. Число тех, кто ищет работу, сократилось за год примерно на 3 процентных пункта: в январе зарегистрированная безработица составила 16,6%, в середине декабря - 14,3%.

10. Возрождение малого бизнеса

1 сентября в Латвии был введен единый налог для микропредприятий. Малый бизнес получил право платить 9% от оборота вместо четырех обременительных налогов: подоходного с населения; социального; подоходного с предприятия; пошлины риска с предприятия.

Правда, для того чтобы начать пользоваться налоговым послаблением нужно сначала было официально сделать свое предприятие "микро", а на это тоже были поставлены условия. Микропредприятие должно соответствовать трем критериям: его участниками могут быть только физические лица; его оборот в календарном году не должен превышать 70.000 латов; число сотрудников на микропредприятии должно быть не более пяти.

Хотя эксперты и упрекают Закон "О налоге на микропредприятия" в несовершенстве, однако в нем все-таки есть несколько позитивных аспектов. Во-первых (по крайней мере, так декларировали депутаты Сейма), это закон будет способствовать созданию новых фирм и компаний. Во-вторых, предполагается, что это уменьшит бюрократизм - все-таки один налог вместо нескольких. В-третьих, 9% ставка поспособствует уменьшению налогового бремени. Все это вместе позволит госбюджету получать некий запланированный стабильный доход. Ну, хотя бы теоретически...

11. Выборы в X сейм

Бесспорно, главным политическим событием года в Латвии стали парламентские выборы. Политики, как обычно, стуча себя в грудь и другие места, обещали "землю - крестьянам, заводы - рабочим". Избиратели, как обычно, не верили, но, проявив достойный всяческих похвал мазохизм, дружно проголосовали (вопреки опросам общественного мнения) за правящую коалицию. Мир заговорил о "латвийском чуде": оказывается, можно повышать налоги и пошлины, уменьшать социальные гарантии, но при этом оставаться популярными.

Кроме того, на этих выборах партии продемонстрировали некоторую способность к слиянию и поглощению. Более-менее значительные игроки сгруппировались вокруг пяти основных сил - "Единства", "Центра согласия", Союза зеленых и крестьян, "За лучшую Латвию" и Национального союза. Все они в результате и прошли в Сейм. Неожиданностью же стал полный провал партии ЗаПЧЕЛ, которая набрала всего лишь 1,4 процентов голосов, несмотря на то (а скорее всего - потому что) и она заявляла о возможности сотрудничества с блоком "Единство".

Разумеется, после голосования все встало на свои места: "латышские" партии не очень-то хотели дружить с "русскими", "Единство" оказалось не таким уж и "единым". А главное после выборов политики продемонстрировали, что за свои слова, особенно произнесенные перед выборами, они не отвечают. НДС (который клятвенно обещали не повышать) вырос, причем даже на коммунальные услуги. Если бы не желание поскорее принять бюджет и наступающие рождественско-новогодние праздники, то наверняка политики ввели бы налог на соль, сахар и все сладости, как предлагали отдельные медики.

12. Скандал в МИДе

Не успели утвердить новое правительство, как в нем разгорелся скандал. Достоянием общественности стала частная (точнее, внутрипартийная) переписка министра иностранных дел Гирта-Валдиса Кристовскиса (она происходила в октябре 2009 года) с известным радикально настроенным латышским эмигрантом, живущим в США Айваром Слуцисом, которого латвийские СМИ окрестили "Доктором Наци". Слуцис признался, что не смог бы одинаково лечить латышей и русских. Министр его в этом мнении поддержал: "Согласен с твоим видением и оценкой".

Оппозиция в лице партийных объединений "За лучшую Латвию!" и "Центр согласия" потребовала отставки министра. Общественное мнение (58%) также заявило, что такой министр нам не нужен. Даже Валдис Затлерс, как врач и президент, прокомментировал ситуацию: "У меня как врача этот вопрос вообще никогда не появлялся (нужно ли лечить русских так же, как латышей). Любой врач, используя свои знания, с лучшими намерениями лечит абсолютно всех пациентов. В свою очередь господин Кристовскис несет ответственность за свои слова, и ему самому нужно их объяснять". Однако министр иностранных дел сохранил свое кресло.

А вот Слуцис по крайней мере одного из кресел лишился - американского доктора отлучили от "Гражданского союза", который он, кстати, активно спонсировал перед выборами. Ему даже деньги предложили вернуть, однако это сообщение Слуцис оставил без ответа.

Что касается врачебной практики "Доктора Наци", то представитель Mayo Clinic, в которой он числился рентгенологом, сообщила, что "по состоянию на 10 ноября доктор Слуцис остается занятым в американской системе здравоохранения". Так что безработным, судя по всему, и он не остался.

13. Повышение рейтинга

В начале декабря международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило кредитный рейтинг Латвии на одну ступень - с BB до BB+. Кредитный рейтинг Латвии был повышен "с учетом сравнительно быстрого улучшения экономической ситуации, а также существенного улучшения счета текущих платежей платежного баланса". Кроме того, агентство обосновывает свое решение "сохранением госдолга на умеренном уровне".

"Хоть и существует риск, что эмиграция из Латвии увеличится, произошедшее за последнее время снижение уровня безработицы и стабилизация зарплат заставляют думать, что спрос на рабочую силу в стране постепенно восстановится", - подчеркивает Standard & Poor's.

Глава Минфина Андрис Вилкс заявил, что это "важная оценка развития латвийской экономики, а также сигнал для инвесторов, что в нашем народном хозяйстве происходит улучшение". "Это повысит доверие к государству на международных финансовых рынках, а также интерес инвесторов к Латвии и Прибалтики в целом", - отметил также министр финансов.

Что же до жителей Латвии, то большинство смирилось, приспособилось к новым условиям и затянуло пояса. Не знаю, заметил ли кто-нибудь улучшение в этом году экономической ситуации, но по поводу "сохранения госдолга на умеренном уровне" есть некоторые сомнения. Дело в том, что пока Латвия не в состоянии ни копейки отдать из занятых ею у международных кредиторов денег и с огромным трудом, то урезая социальные пособия, то грозя сократить расходы на медицину, кое-как "обслуживает долг" (проще говоря - отдает проценты). Так что, о какой стабилизации и доверии государству идет речь не очень-то понятно.

14. Исторический визит

19-21 декабря состоялся официальный визит президента Латвии Валдиса Затлерса в Россию. Визит этот с полным правом можно назвать историческим, причем по нескольким причинам.

Во-первых, у этого визита богатая предыстория. Сколько копий было сломано на теме, нужно или не нужно Затлерсу вообще ехать в Россию; сколько слов сказано о нужности и важности (или с точностью до наоборот) этого визита. И, несмотря ни на что (или вопреки всему), он все-таки состоялся.

Во-вторых, делегация, сопровождающая президента Латвии, насчитывала более 200 человек! Никогда еще за все годы независимости Латвия не была представлена на официальных визитах в столь расширенном составе. Правда, длина свиты на "глубину" проработки визита заметно не повлияла.

Наконец, в ходе встречи в верхах Россия и Латвия официально договорились о создании совместной комиссии историков для решения проблем общего российско-латвийского прошлого. Тут уж визит окончательно обрел свое истинно "историческое" значение.

Не обошлось и без казуса, тоже, своего рода, исторического. Впервые в истории существования российского газового концерна "Газпром" страна-потребитель предложила не понизить цены на газ, а... повысить. Дело в том, что министр экономики Латвии Артис Кампарс на переговорах с премьер-министром РФ Владимиром Путиным предложил изменить формулу расчета тарифов, применив ту, что базируется на ценах на мировых торгах. Однако при применении этой формулы цены на газ для Латвии, наоборот, выросли бы. Путин указал министру на его ошибку и вежливо предложил все-таки снизить цены на газ для Латвии на 15%.

15. Без света

На рождество (24-25 декабря) юго-восток Латвии остался без электричества. Сначала всему виной стал ледяной дождь, из-за которого произошло обледенение электролиний.

Пока компания Latvenergo пыталась устранить эту проблему, в Латвии еще и снег пошел. И без того отягощенные льдом деревья стали падать на уже отремонтированные участки электролиний и рвали их вновь.

В итоге Новый год 40 000 латвийцев встречали без электричества. Хорошее начало для года, которому предстоит войти в историю как одному из самых сложных с экономической и политической точки зрения. И, между прочим, двадцатому по счету году независимости Латвии...