Между Азербайджаном и ЕС разгорелся нешуточный политико-дипломатический скандал. МИД Азербайджана выразил "глубокую обеспокоенность в связи с тем, что выступление председателя Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу перед зарубежными и местными СМИ в рамках визита в Баку было размещено на официальном сайте Еврокомиссии не в полном объеме". В сообщении пресс-центра внешнеполитического ведомства Азербайджана уточняется, что в цитате из заявления Баррозу, касающейся территориальной целостности Азербайджана, были удалены соответствующие фразы и заменены иными высказываниями. Напомним, что речь идет о недавнем посещении Баку делегации Еврокомиссии во главе с ее председателем Баррозу, в состав которой входил и еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер.

По версии Баку, Баррозу на совместной с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым пресс-конференции заявил: "Европейский Союз, конечно же, поддерживает принцип территориальной целостности стран-партнеров, в том числе и Азербайджана. Мы также поддерживаем усилия Минской группы ОБСЕ и готовы финансировать меры по созданию доверия". Понять Баку можно. Он считает, что "исправления, внесенные в выступление Баррозу на официальном сайте Европейской комиссии, могут негативно повлиять на имидж Евросоюза". Но интрига все же в другом.

Накануне визита Баррозу некоторые бакинские СМИ со ссылкой на мнение таких политологов, как Вафа Гулузаде, уверенно заявляли, что "Россия в значительной степени ослабла и больше не способна препятствовать реализации проекта NABUCCO, что этот проект - уже реальность и Россия проиграла схватку с Западом". В этой связи звучали слова, что этот проект, помимо Азербайджана, поддержит Туркмения, что, мол, дело сейчас только за Европой. И вдруг "сайтовый" казус, который заставил искать ответ на вопрос: "Означает ли это изменение позиции ЕС в отношении принципа территориальной целостности Азербайджана в целом, или в отношении карабахского урегулирования, в частности?" Последовавшее вскоре "разъяснительное" заявление пресс-секретаря Еврокомиссии Майкла Карнитшнига о том, что "мы.. полностью поддерживаем усилия, предпринимаемые Минской группой ОБСЕ и готовы оказать содействие в урегулировании конфликта", что ЕС "полностью поддерживает все три принципа урегулирования карабахского конфликта - право народов на самоопределение, территориальную целостность и исключение применения силы и угрозы силы", смахивает на стиль политико-дипломатической схоластики.

Конечно, после возвращения из Баку на делегацию Баррозу стало оказываться жесткое давление, прежде всего, со стороны армянских лоббистов. Они обвиняют его в том, что во время визита в Баку он не почтил память жертв армянских погромов в Баку. Однако, на наш взгляд, не стоит преувеличивать значение этого фактора. Баррозу - один из опытнейших европейских политиков и искать мотивацию в его действиях в подобных обстоятельствах было бы неверно. К тому же, в его компетенцию не входит проблема карабахского урегулирования. В Баку он решал иные задачи. Если судить по некоторым сообщениям европейской печати, то он проводил зондаж относительно заключения энергетического пакта Баку-Ашхабад, чтобы придать определенную динамику виртуальным процессам, закрученным в Европе вокруг антироссийского проекта "Южный коридор".

И все вроде бы у Баррозу в Баку получилось. Он подписал с президентом Ильхамом Алиевым декларацию о поддержке "Южного энергетического коридора", который предусматривает транспортировку азербайджанского и туркменского газа в Европу в обход РФ. К тому же Европарламент быстро принял документ, который призывает заинтересованные стороны до конца 2011 года заключить все соглашения с потенциальными поставщиками ресурсов для трубопровода NABUCCO. Так стало складываться впечатление: Баку начал крупную "игру", стал дрейфовать на Запад. Тем более, что в ходе визита Баррозу речь шла и об ускорении интеграции Азербайджана в ЕС. Поэтому после исчезновения фраз из бакинского заявления Баррозу на официальном сайте Еврокомиссии многие ждали, что Брюссель объявит случившееся "технической ошибкой" и быстро устранит возникшее " недоразумение". Но такого не произошло, что наводит на многие размышления. По мнению бакинского политолога Расима Мусабекова, это может означать следующее: "Евросоюз не будет активно помогать Азербайджану в восстановлении территориальной целостности", и что " в лице Баррозу ЕС будет дистанцироваться от помощи Азербайджану в карабахском урегулировании", и "соответственно, она (Европа - С.Т.) не сможет рассчитывать на то, на что хотела бы рассчитывать в энергетической политике, связанной с Азербайджаном".

Таким образом, можно сделать важный вывод: миссия высокого представителя ЕС в Азербайджан провалилась по всем направлениям. А по большому счету европейской дипломатии не удалось и на сей раз ухватить "пульс" кавказской политики и она по-прежнему плетется в хвосте событий. Сенсационно, к примеру, прозвучало заявление депутата Великого Национального Собрания Турции, члена турецкой делегации Парламентской Ассамблеи НАТО, заместителя председателя правящей Партии справедливости и развития Суатома Кыныклыоглу о том, что "Минская группа ОБСЕ должна уже завершить свою деятельность, и на ее место должна придти новая переговорная группа под руководством Турции и России".

С другой стороны, в бакинских СМИ все чаще стали появляться публикации, в которых говорится об укреплении в окружении президента Азербайджана Ильхама Алиева главы администрации президента Рамиза Мехтиева. Утверждается, что вокруг него группируются так называемые пророссийские силы, состоящие из координирующих многие проекты молодых функционеров и руководителей медиа-ресурсами. Одновременно утверждается, что в Азербайджане стала терпеть поражение "западная партия". Причины возвышения первой группы разные. С одной стороны, это побуждение начать цивилизованными средствами выходить из карабахского тупика, возможно, с опорой на политико-дипломатический альянс Москвы и Анкары.

С другой - некоторые американские эксперты стали открыто предсказывать Баку "тунисский синдром".

Поэтому азербайджанские политические группы ищут выхода из ситуации. Один из них - в прорыве на карабахском направлении. К примеру, ничто не мешает Москве, Баку, Еревану и Анкаре договориться о выстраивании параллельного процесса по освобождению азербайджанских районов и ратификации цюрихских протоколов с подключением Армении к региональным энергетическим проектам. Конечно, потенциал Минской группы нельзя считать исчерпанным. Но идти на этом направлении с использованием фланговых маневров необходимо. В этом плане объективные интересы нынешнего руководства Армении и Азербайджана могут совпадать. Во всяком случае, от трехсторонней встречи министров иностранных дел Армении, России и Азербайджана - Эдварда Налбандяна, Сергея Лаврова и Эльмара Мамедъярова 24 января в Москве - можно ожидать серьезных новостей.

А до этого Баку посетит глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин. Официально заявлено, что целью этого визита является участие в церемонии открытия нового здания Российского информационно-культурного центра в Баку. Но в Баку у Сергея Нарышкина запланированы двусторонние встречи с официальными лицами Азербайджана, в ходе которых будут обсуждаться "перспективы расширения и углубления двусторонних отношений между Азербайджаном и Россией". В контексте скандала с главой Еврокомиссии Баррозу и новых контуров в карабахском урегулировании можно ожидать некоторых политических сюрпризов. Пока же напомним: летом прошлого года Сергея Нарышкина, приехавшего в Баку вручить награду президенту Азербайджана, Ильхам Алиев не принял.