Закон "Об охране окружающей среды" выносился на 23-й сессии областного Собрания депутатов.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM - Архангельские Новости, он не набрал необходимого количества голосов для принятия. "За" проголосовало только 15 %.

Результаты поименного голосования депутатов областного Собрания по вопросу о принятии "Закона об охране окружающей среды"

Проголосовало за:...............................................15 чел.

Проголосовало против:........................................ 0 чел.

Воздержалось:.....................................................9 чел.

Голосовало:.........................................................24 чел.

Не голосовало:.....................................................5 чел.

Исаков Н.А. (округ 29): За

Фортыгин B.C. (округ 31): За

Силантьев М.С. (округ 10): Воздержался

Верещагин А.Ф. (округ 14): За

Зубахин В.П. (округ 21): Воздержался

Антипин А.А. (округ 23): Воздержался

Тяпкин Н.В, (округ 15): За

Смирнова О.Л. (округ 22): Не голосовала

Павловская Н.И. (округ13): За

Ухин Е.В. (округ 1): Не голосовал

Неустроева Н.И. (округ 16): За

Корыгин А.А. (округ 30): Воздержался

Плотников И.П. (округ 2): За

Артемов Н.Ю (округ 17): Воздержался

Гудимов А.Н. (округ 24): Воздержался

Герасименко Н.П. (округ 28): За

Иванов А.П. (округ 7): За

Вторый С.А. (округ 11): За

Зарума Е.А. (округ 18): Не голосовал

Саблин А.И. (округ 25): Воздержался

Гмырин М.А. (округ 32) За

Кашин Н.П. (округ 38) Не голосовал

Зверев В.П. (округ 19) За

Ивашков В.А. (округ 34) За

Чащин Е.Л. (округ 39) Не голосовал

Сманцер А.В. (округ 3) За

Гришин В.Д. (округ 33) За

Костин А.А. (округ 20) За

Спиридонов Ю.В. (округ 35) За

Мы приводим проект этого закона:

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

Об охране окружающей среды в Архангельской области

Настоящий областной закон разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и определяет основы управления в области охраны окружающей среды, осуществляемого органами государственной власти и органами местного самоуправлении в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды Архангельской области.

Статья 1. Основные понятия

1. В настоящем областном законе используются следующие основные понятия: экологическая программа - программа мероприятий, направленных на взаимную экологическую оптимизацию природных систем и хозяйства, включая охрану природы и окружающей человека среды;

особо охраняемые природные территории регионального значения - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти Архангельской области полностью или частично из хозяйственного пользования и для которых установлен режим особой охраны; государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального значения - официальный документ, составленный специально уполномоченным органом исполнительной власти Архангельской области в области охраны окружающей среды, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях регионального значения;

природопользователи - юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), независимо от их организационно- правовой формы и подчинения, осуществляющие в соответствии с требованиями законодательства хозяйственную или иную деятельность, для ведения которой используются природные ресурсы и (или) при осуществлении которой оказывается негативное воздействие 'на окружающую среду.

2. В настоящем областном законе используются также другие понятия в значениях, определенных Федеральным законом "Об охране окружающей среды".

Статья 2. Компетенция органов государственной власти Архангельской области в области охраны окружающей среды

1. Архангельское областное Собрание депутатов в пределах своей компетенции:

1) принимает областные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды;

2) утверждает экологические программы, осуществляет контроль за их реализацией;

3) утверждает в составе областного бюджета расходы на финансирование областных экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды;

4) согласовывает границы особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с федеральными и областными законами;

5) рассматривает другие вопросы, отнесенные к его ведению федеральным и областным законодательством в области охраны окружающей среды.

2. Глава администрации Архангельской области в пределах своей компетенции:

1) определяет основные направления охраны окружающей среды на территории Архангельской области;

2) проводит на территории Архангельской области единую политику по вопросам охраны окружающей среды;

3) обеспечивает реализацию федеральной политики в области экологического развития на территории Архангельской области;

4) утверждает и вносит в Архангельское областное Собрание депутатов проекты областных экологических программ;

5) утверждает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды;

6) утверждает перечень объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих областному государственному экологическому контролю;

7) утверждает границы особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с федеральными и областными законами;

8) утверждает методику определения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

9) утверждает совместно со специально уполномоченным федеральным территориальным органом государственной власти в области охраны окружающей среды нормативы и государственные стандарты и иные нормативные документы в соответствии с федеральным законодательством.

3. Специально уполномоченный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции:

1) разрабатывает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды;

2) разрабатывает и осуществляет исполнение областных экологических программ, участвует в разработке и реализации федеральных программ на территории Архангельской области;

3) координирует природоохранную деятельность на территории Архангельской области;

4) участвует в организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирует и обеспечивает функционирование территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Архангельской области;

5) осуществляет природоохранные и иные меры по улучшению состояния окружающей среды в зонах экологического бедствия на территории Архангельской области;

6) осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (областной государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от их организационно-правовой формы, находящимися на территории Архангельской области, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

7) ведет кадастр объектов хозяйственной и иной деятельности - источников негативного воздействия на окружающую среду, подлежащих областному государственному экологическому контролю;

8) разрабатывает положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

9) разрабатывает методику определения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

10) осуществляет экономическую оценку состояния окружающей среды на территории Архангельской области;

11) своевременно и достоверно информирует население о состоянии окружающей среды на территории Архангельской области;

12) ведет кадастры, в том числе особо охраняемых природных территорий регионального значения, Красную книгу Архангельской области и Красную книгу почв Архангельской области в соответствии с законодательством;

13) организует проведение природоохранных мероприятий, имеющих областное значение;

14) разрабатывает с "участием специально уполномоченного федерального территориального органа государственной власти в области охраны окружающей среды нормативы, государственные стандарты и иные нормативные документы в соответствии с федеральным законодательством;

15) осуществляет экологическую паспортизацию;

16) в установленном порядке принимает решения об ограничении и (или) приостановлении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением требований в области охраны окружающей среды, причиняющей вред окружающей среде и представляющей опасность для здоровья населения;

17) в установленном порядке привлекает виновных лиц к административной и иным видам ответственности, предъявляет иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

18) разрабатывает инструктивно-методические рекомендации по осуществлению муниципального экологического, контроля и иным вопросам;

19) организует и развивает систему экологического образования и формирования экологической культуры;

20) обеспечивает развитие межрегионального и международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;

21) осуществляет иные полномочия в области охраны окружающей среды, отнесенные законодательством к ведению субъектов Российской Федерации.

4. Специально уполномоченный орган исполнительной власти Архангельской области осуществляет государственное управление в области охраны окружающей среды в соответствии с положением о специально уполномоченном органе исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

5. Положение о специально уполномоченном органе исполнительной власти в области охраны окружающей среды утверждается главой администрации Архангельской области в соответствии с Уставом Архангельской области.

Статья 3. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды

1. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды определяются в соответствии с федеральными законами и настоящим областным законом.

2. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в соответствии с уставами муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области охраны окружающей среды:

1) принимают нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды; 2) определяют основные направления охраны окружающей среды на территории муниципального образования;

3) разрабатывают и реализуют местные экологические программы и природоохранные мероприятия па территории муниципального образования;

4) планируют и осуществляют материально-техническое обеспечение экологических программ и природоохранных мероприятий, осуществляемых на территории муниципального образования;

5) осуществляют учет и оценку состояния окружающей среды на территории муниципального образования;

6) координируют деятельность экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;

7) осуществляют муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от их организационно-правовой формы и подчинения, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности подлежащих федеральному и областному государственному экологическому контролю;

8) объявляют особо охраняемыми природными территориями местного значения объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, организуют и осуществляют их охрану, ведут кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения;

9) организуют деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, производят учет и оценку объемов отходов производства на объектах, расположенных на территории муниципального образования, независимо от их организационно-правовой формы;

10) участвуют в процессе проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;

11) предоставляют налоговые льготы организациям, способствующим охране окружающей среды, в части отчисления в бюджет муниципального образования; 12) организуют и развивают систему экологического воспитания, образования и просвещения на территории муниципального образования;

13) своевременно и достоверно информируют население о состоянии окружающей среды на территории муниципального образования;

14) осуществляют иные полномочия в области охраны окружающей среды, отнесенные законодательством к их ведению.

Статья 4. Экологические программы. Мероприятия по охране окружающей среды

1. Порядок разработки, финансирования и реализации экологических программ областного и местного значения устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти Архангельской области.

Порядок разработки, финансирования и реализации местных экологических программ устанавливается органами местного самоуправления.

2. Планирование и разработка мероприятий областного и местного значения по охране окружающей среды осуществляются органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления на основании научных исследований, направленных на решение задач в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном администрацией Архангельской области.

Статья 5. Финансирование экологических программ областного и местного значения и местных экологических программ

1. Финансирование экологических программ областного и местного значения может производиться за счет:

1) средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством и федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

2) средств областного бюджета, в том числе областного экологического фонда; 3) средств местных бюджетов в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на соответствующий год;

4) средств природопользователей;

5) заемных средств;

6) добровольных взносов юридических и физических лиц;

7) средств, поступающих из других источников финансирования.

2.Финансирование местных экологических программ осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с решениями органов местного самоуправления и нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на соответствующий год.

Статья 6. Архангельский областной целевой бюджетный экологический фонд

1. Архангельский областной целевой бюджетный экологический фонд (далее - экологический фонд) - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе областного бюджета за счет доходов целевого назначения и используемый по отдельной смете.

Доходная часть экологического фонда формируется за счет:

1) платы за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду;

2) средств, полученных в результате применения мер гражданско-правовой ответственности за нарушение сроков внесения платежей и иной ответственности в соответствии с законодательством;

3) средств, полученных в качестве применения мер имущественной ответственности при компенсации вреда, причиненного окружающей среде в результате се загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

4) добровольных взносов юридических лиц и граждан, в том числе иностранных юридических лиц и граждан;

5) иных источников, определяемых в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год.

2. Средства экологического фонда расходуются на финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды и населения, научные исследования в области охраны окружающей среды, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, развитие экологического воспитания и образования, поддержку особо охраняемых природных территорий, а также на иные цели, связанные с охраной окружающей среды.

3. Финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий областного значения осуществляется в размере 40 процентов от общего объема доходов экологического фонда. Финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий местного значения осуществляется в размере 60 процентов от общего объема доходов экологического фонда, если иное не установлено федеральным законодательством или областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

4. Средства экологического фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению фонда. Нецелевое использование средств экологического фонда влечет ответственность в порядке, установленном законодательством.

5.Средства экологического фонда в случаях их нецелевого использования, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки подлежат возврату в областной бюджет.

Статья 7. Порядок формирования расходной части (сметы ) экологического фонда

1. Экологические программы и природоохранные мероприятия областного значения для финансирования из средств экологического фонда представляются комитетами и департаментами администрации Архангельской области, депутатами, постоянными комиссиями Архангельского областного Собрания депутатов, а также юридическими лицами для формирования в специально уполномоченный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

2. Экологические программы и природоохранные мероприятия местного значения для финансирования из средств экологического фонда представляются органами местного самоуправления для формирования в специально уполномоченный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, установленном администрацией Архангельской области.

3. Специально уполномоченный орган исполнительной власти Архангельской области в области охраны окружающей среды в установленном порядке формирует и представляет проект сметы расходов экологического фонда главе администрации Архангельской области.

Архангельское областное Собрание депутатов в составе областного бюджета на соответствующий финансовый год утверждает смету экологического фонда.

4. Полное или частичное финансирование программ и мероприятий областного и местного значения из средств экологического фонда осуществляется на основании конкурса, условия, порядок и проведение которого утверждаются постановлением главы администрации Архангельской области.

Статья 8. Экологические (природоохранные) требования к организации и ведению хозяйственной и иной деятельности природопользователями.

1. Природопользователь обязан:

1) выполнять установленный порядок подготовки и реализации хозяйственной и иной деятельности, осуществление которой может оказывать негативное воздействие на окружающую среду;

2) размещать объекты хозяйственной и иной деятельности с учетом их возможного негативного воздействия на окружающую среду;

3) планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством, при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

4) не допускать внедрения новых технологий, ведущих к образованию неутилизируемых опасных отходов;

5) оснащать технологические процессы и оборудование измерительной аппаратурой для контроля уровня их воздействия на окружающую среду;

6) обеспечивать проведение производственного лабораторного контроля за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почвы в санитарно - защитной зоне предприятия по графику, согласованному со специально уполномоченными государственными органами и с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

7) соблюдать технологические режимы производственных процессов, обеспечивать надежную эффективную работу очистных сооружений, установок обезвреживания и утилизации отходов, средств контроля;

S) соблюдать при транспортировке и хранении требования к упаковке и маркировке продукции, а при необходимости предусматривать специальные условия транспортировки;

9) предоставлять в установленном порядке достоверную информацию, необходимую для государственного экологического контроля;

10) своевременно извещать администрацию Архангельской области, органы местного самоуправления, территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, государственный орган санитарно-эпидемиологического надзора о случившейся аварийной или чрезвычайной ситуации и мерах, которые необходимо принять для обеспечения безопасности населения, сохранения окружающей среды;

11) осуществлять плату за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую среду;

12) выполнять иные требования в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством.

2. Хозяйственная и иная деятельность ограничивается в соответствии с законодательством:

1) в пределах зон охраны особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры;

2) в пределах водоохранных зон.

3. На территории Архангельской области запрещаются:

1) сжигание мусора и отходов производства и потребления открытым и иным способом без очистки выделяемых газов;

2) размещение в населенных пунктах отвалов бытового мусора и других отходов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды;

3) добыча, сбор, пользование и распространение объектов растительного и животного мира, а также ботанических, зоологических, минералогических коллекций, образцов древней флоры и фауны с нарушением действующего федерального и областного законодательства;

4) иная деятельность, создающая угрозу экологической безопасности на территории Архангельской области, в соответствии с действующим законодательством.

Статья 9. Меры воздействия за нарушение экологических (природоохранных) требований

При нарушении предусмотренных статьей 8 настоящего закона экологических (природоохранных) требований хозяйственная и иная деятельность может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном федеральным законодательством, к природопользователям могут быть также применены меры иного воздействия в соответствии с законодательством.

Статья 10. Государственный контроль в области охраны окружающей среды на территории Архангельской области (областной государственный экологический контроль)

1. Государственный контроль в охраны окружающей среды на территории Архангельской области (областной государственный экологический контроль) осуществляется специально уполномоченным органом администрации Архангельской области.

2. Областной государственный экологический контроль на территории Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Перечень объектов, подлежащих областному государственному экологическому контролю, утверждается администрацией Архангельской области.

Статья П. Государственные инспектора Архангельской области по охране природы

1. Руководитель специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды является главным государственным инспектором Архангельской области по охране природы и назначается на должность главой администрации Архангельской области по согласованию с Архангельским областным Собранием депутатов.

2. Государственных инспекторов Архангельской области по охране природы назначает глава администрации Архангельской области по представлению главного государственного инспектора Архангельской области по охране природы.

3. Государственный инспектор Архангельской области по охране природы имеет удостоверение установленного образца.

Статьи 12, Права и обязанности государственных инспекторов по охране природы

I. Государственные инспектора Архангельской области по охране природы при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном законодательством порядке:

1) посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности в соответствии с перечнем объектов, подлежащих государственному экологическому контролю в соответствии с настоящим законом, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

2) проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, наличие средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

3) проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

4) проверять выполнение требований, указанных в заключениях государственной экологической экспертизы;

5) предъявлять требования и выдавать предписания природопользователям об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

6) приостанавливать хозяйственную и иную деятельность природопользователей при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды в установленном законодательством порядке;

7) привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

8) осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

2. Государственные инспектора Архангельской области по охране природы обязаны:

1) предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

2) разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;

3) соблюдать требования законодательства.

3. Решения государственных инспекторов Архангельской области по охране природы могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Государственные инспектора Архангельской области по охране природы подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

. Статья 13. Ответственность государственных инспекторов Архангельской области по охране природы

Государственные инспектора Архангельской области по охране природы в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за;

- несоблюдение требований законодательства при исполнении служебных обязанностей;

- несоблюдение установленного порядка осуществления государственного экологического контроля;

- ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

- несвоевременное принятие надлежащих мер к юридическим и физическим лицам, виновным в экологических правонарушениях;

- объективность и достоверность материалов проводимых проверок.

Статья 14. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль)

1. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования (муниципальный экологический контроль) осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

2. Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим областным законом.

Статья 15. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)

1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях оперативного контроля за соблюдением требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

2. Производственный экологический контроль осуществляется в порядке, установленном природопользователем в соответствии с законодательством.

3. Природопользователи обязаны предоставлять сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный экологический контроль в установленном порядке.

Статья 16. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)

1. Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

2. Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в установленном порядке.

3. Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти Архангельской области, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в установленном порядке.

4. Объекты государственной экологической экспертизы подлежат общественной экологической экспертизе, проводимой в соответствии с положением об областной общественной экспертизе, утверждаемым администрацией Архангельской области.

5. Администрация Архангельской области ежегодно до 1 июня представляет в областное Собрание депутатов с одновременной публикацией в средствах массовой информации доклад о состоянии окружающей среды и основных направлениях экологической политики в Архангельской области.

Статья 17. Экологический аудит

Экологический аудит осуществляется на территории Архангельской области в целях совершенствования экологического управления, повышения эффективности природоохранной деятельности природопользователей, а также для определения экологических последствий их хозяйственной и иной деятельности.

Статья 18. Экологическое страхование

1. Экологическое страхование гражданской ответственности субъектов хозяйственной и иной деятельности осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случаи экологических рисков.

Экологическое страхование является добровольным, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховании и законодательством Архангельской области.

2. Органы государственной власти Архангельской области принимают нормативные правовые акты по вопросам стимулирования и обеспечения условий добровольного экологического страхования, порядку возмещения вреда окружающей среде, причиненного субъектами хозяйственной и иной деятельности при нарушении законодательства в области охраны окружающей среды.

3. При установлении органами государственной власти Архангельской области платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также при предоставлении налоговых и иных льгот в порядке, установленном действующим законодательством, учитываются и компенсируются затраты физических и юридических лиц на добровольное экологическое страхование в объемах, установленных областными нормативными правовыми актами.

Статья 19. Особо охраняемые природные территории регионального и местного значения

1. К особо охраняемым природным территориям регионального значения относятся:

1) природные парки;

. 2) государственные природные заказники;

3) памятники природы;

4) дендрологические парки и ботанические сады;

5) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

2. К особо охраняемым природным территориям местного значения относятся лечебно-оздоровительные местности, курорты и памятники природы.

3. Администрация Архангельской области, органы местного самоуправления на территории Архангельской области могут устанавливать и иные виды особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном настоящим законом.

4. Особо охраняемые природные территории регионального значения находятся в ведении органов государственной власти Архангельской области.

5. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью соответствующих муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Статьи 20. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения

1. Государственное управление и государственный контроль при организации и функционировании особо охраняемых природных территорий регионального значения в установленном порядке осуществляются органами государственной власти Архангельской области и специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации.

2. Руководитель особо охраняемой природной территории регионального значения является инспектором Архангельской области по охране природы на данной особо охраняемой территории.

Статьи 21. Порядок создания особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения

1. Особо охраняемые природные территории регионального значения создаются постановлением главы администрации Архангельской области на основании заключения государственной экологической экспертизы по согласованию с органами местного самоуправления в соответствии с областным законодательством.

2. Особо охраняемые природные территории местного значения создаются органами местного самоуправления на основании заключения государственной экологической экспертизы по согласованию с администрацией Архангельской области в соответствии с областным законодательством.

Статья 22. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

1. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях учета и оценки состояния особо охраняемых природных территорий, -определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также в целях планирования социально -экономического развития регионов.

2. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий регионального значения ведется уполномоченным органом администрации Архангельской области в области охраны окружающей среды в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения ведется органами местного самоуправления в установленном порядке.

Статья 23. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных и иных организмов

1. В целях учета и охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и иных организмов на территории Архангельской области ведется Красная книга Архангельской области.

2. Виды растений, животных и иных организмов, занесенные в Красную книгу Архангельской области, подлежат охране и изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих видов, ухудшающая среду их обитания.

3. Предприятия, учреждения, организации, на территории которых имеются растения, животные и иные организмы, занесенные в Красную книгу Архангельской области, обязаны принимать меры по соблюдению установленного режима охраны и нести ответственность за их сохранение.

4. Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и иных организмов, а также порядок ведения, издания и распространения Красной книги Архангельской области устанавливается постановлением главы администрации Архангельской области.

Статья 24. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв

1. В целях учета и охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения почв учреждается Красная книга почв Архангельской области. Порядок ведения Красной книги почв Архангельской области устанавливается постановлением главы администрации Архангельской области.

2. Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, устанавливается постановлением главы администрации Архангельской области.

Статья 25. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды

Архангельская область осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды на основе следующих принципов:

- соблюдения норм международного права, признания прав человека на здоровую и благоприятную окружающую среду, прав государств на охрану и использование окружающей среды, природных ресурсов, находящихся в пределах их юрисдикции;

- приоритета общечеловеческих ценностей в обеспечении экологической безопасности и охране природы Земли;

- обмена информацией о состоянии и изменении окружающей среды, передовых природосберегающих технологиях, авариях, катастрофах;

- выполнения взятых на себя международных обязательств по охране окружающей среды;

- оказания помощи в чрезвычайных экологических ситуациях.

Статья 26. Участие Архангельской области в разработке и реализации международных экологических программ

Архангельская область принимает участие в деятельности международных организаций по охране окружающей среды, подготовке и проведении международных конференций, разработке и реализации международных экологических программ, а также обменивается делегациями специалистов в области охраны окружающей среды.

Статья 27. Вступление в силу настоящего областного закона

Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации области А.А.Ефремов