В Польше опубликованы записи переговоров диспетчеров с вышки, которые направляли польский Ту-154 10 апреля 2010 года - до момента крушения лайнера. Министр внутренних дел страны Ежи Миллер на конференции 18 января в Варшаве заявил, что главной целью обнародования новых данных является не поиск виновных, а демонстрация того, что замечания польской стороны к отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о причинах катастрофы были обоснованными.

Как сообщает wiadomosci24.pl, на пресс-конференции был представлен видеоматериал корреспондента телекомпании TVP Славомира Вишьневского, на котором видно, что в момент снижения российского Ил-76 в районе полосы того же аэродрома видимость составляла порядка 400 метров.

Самолет Як-40 из Варшавы с журналистами на борту, приземлившийся на смоленском аэродроме "Северный" немногим ранее катастрофы Ту-154, получил иные данные - видимость 1500 метров. Wiadomosci24.pl отмечает, что по мнению польской стороны, погода не могла так быстро измениться. В тот момент, когда Ту-154 еще был в аэропорту в Варшаве, Ил-76 пытался приземлиться в Смоленске, и погода уже была плохой - уверены польские специалисты. Один из находившихся на диспетчерской вышке в это время заявил: "Надо сказать полякам, что не имеет смысла начинать (приземление)". Уже в 9:47 обсуждался вопрос задействования запасного аэродрома - "Внуково", отмечает эксперт комиссии по расследованию причин катастрофы Роберт Бенедикт. "Из опубликованной записи слышно, что какое-то лицо, не имеющее на это полномочий, ведет переговоры с польским самолетом Ту-154. В этот момент, заместитель начальника базы просит от вышестоящих должностных лиц информацию о возможности приземления на запасном аэропорту. Не получив такой информации, он предоставляет польский экипаж самому себе", - пишет wiadomosci24.pl. представляя информацию с пресс-конференции. "Когда экипаж Туполева на высоте 500 метров сообщил, что собирается идти на посадку, заместитель начальника базы сообщил, что все готово для принятия самолета. Он ничего не сказал о погодных условиях. Польская комиссия отмечает, что диспетчеры постоянно пытались получить информацию от своих начальников. "Прежде всего, приготовь его к уходу на второй круг", - говорит один из диспетчеров. "Сам решил пусть сам и...", - говорит другой голос, свидетельствуют записи.

Самолет отклонился от курса на 80 метров влево, но диспетчеры не информировали экипаж об этом, - было заявлено на пресс-конференции. "В 10:40 руководитель зоны посадки сообщил, что все в порядке, когда, на самом деле, самолет на тот момент отклонился от курса влево на 130 метров", - пишет польское издание. На представленной 18 января анимационной реконструкции видно, по данным польских СМИ, что решение вывести самолет из снижения принял сам командир корабля за три секунды до команды диспетчера. Напомним, последний фрагмент демонстрирует момент столкновения самолета с березой.