Межгосударственный авиационный комитет (МАК), подготовивший отчет о причинах крушения польского самолета Ту-154, сделал все, "чтобы обелить российскую сторону" в этой трагедии. Так считает бывший командир 36-го авиатранспортного полка Польши полковник Роберт Латковски.

В интервью TOK FM он отметил, что в отчете МАК есть очень интересная информация о том, что почти за месяц до трагедии, которая произошла 10 апреля 2010 года, Россия ввела поправку к правилам осуществления иностранных рейсов в воздушном пространстве РФ. Согласно этой поправке, о чем говорила и глава МАК Татьяна Анодина, решение о посадке принимает капитан иностранного воздушного судна. Это нововведение главным образом касается военных самолетов. Информация о поправке была телеграммами направлена в аэропорты. "Если же это было так, то почему диспетчеры сотрудничали с экипажем, почему вели его на посадку в таких условиях? Не умещается в голове, чтобы диспетчер пытался сотрудничать с экипажем в условиях невозможности осуществления маневра", - отметил он, добавив, что "диспетчер принимал решения при ведении самолета на посадку не самостоятельно, а получал решения от вышестоящих и передавал их".

Латковски не сомневается в том, что трагедии удалось бы избежать, если бы диспетчеры принимали суверенные решения, если бы имели соответствующие навыки и знали, что во время такого тумана недопустимо принимать какое-либо судно, тем более, когда на его борту находится президент другой страны. В такой ситуации, по словам Латковского, российская сторона должна была "дипломатическими путями" отказать самолету в посадке.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 12 января МАК представил окончательный отчет о причинах катастрофы в которой погибли 96 человек в том числе и президент Польши. Согласно отчету, причиной катастрофы стало решение экипажа идти на посадку в условиях густого тумана. При этом, в отчете даются психологические характеристики этого происшествия, в частности отмечается, что в кабине пилотов находились третьи лица. Они - главком ВВС Польши и директор протокола президента, а также сам президент Лех Качиньски осуществляли психологическое давление на экипаж, командир которого во избежание возможного недовольства, пытался во что бы то ни стало, посадить самолет в Смоленске и не идти на запасные аэродромы, констатировал МАК. Польская сторона, оставшись недовольной отчетом, готовится продемонстрировать свое техническое расследование, в частности, представить запись разговоров диспетчеров смоленского военного аэродрома с коллегами из Москвы, а также показать, что и в кабине диспетчеров находились третьи лица.