Произошедшее 16 января столкновение между членами казанского отделения "Антифа" и молодыми болельщиками футбольной команды "Рубин", участвовавшими в массовом забеге под лозунгом "Русские - за здоровый образ жизни!", который состоялся в столице Татарстана, вызвало разные оценки у казанских специалистов в области изучения межнациональных отношений.

Доцент кафедры социологии Казанского федерального университета Лариса Усманова, являющаяся также руководителем проекта "Толерантность в Татарстане", считает, что сегодня в России публичная демонстрация русскими своей этничности даже с "благородными мотивами, представителями нерусских народов воспринимается как вызов их национальной идентичности".

По ее мнению, "если подчеркивается этническая идентичность, то и лозунг акции должен касаться именно национальной особенности, например "Русские - за чистоту русского языка" или "Татары - за сохранение праздника Сабантуй". "Если мы говорим об универсальных ценностях ("За трезвый образ жизни!", "За мир!", "За чистую экологию!" и др.), - продолжает свою мысль специалист по толерантности, - то и призыв к их поддержке должен быть без разделения по национальному признаку: лозунг "Россияне - за здоровый образ жизни!" не вызвал бы столь болезненной реакции, поскольку не имеет этноцентричной заостренности".

Заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета, профессор Александр Салагаев считает, что ничего провокационного в лозунге "Русские за здоровый образ жизни!" нет, а поведение членов "Антифа", которые с дубинками и кастетами напали на болельщиков "Рубина", как раз и стоит считать экстремизмом, а не простым уличным хулиганством.

"То, что некоторые русские готовы отказаться от демонстрации своей этничности, чтобы только не провоцировать представителей нерусских народов, можно объяснить старым "комплексом вины", который у русских еще идет с советских времен, когда этничность русских подавлялась", - считает казанский социолог. Что касается участия татар среди участников забега, то, по мнению Александра Салагаева, это можно объяснить тем, что татары воспринимают себя как часть гражданской нации ("Все россияне - русские"), к тому же, этнокультурная дистанция между татарами и русскими значительно меньше, чем между татарами и кавказцами.

"Этничность должна проявляться бесконфликтно", - такого мнения придерживается профессор кафедры этнологии и археологии Казанского федерального университета Татьяна Титова. В своем комментарии для ИА REGNUM казанский этнолог отметила, что не видит экстремистской и ксенофобской составляющей в прошедшем забеге. В то же время, по ее мнению, любые насильственные действия, фактически носящие характер самосуда, со стороны какой-либо из групп молодежи (в данном случае, членов "Антифа") независимо от их мотивации должны быть запрещены, поскольку находятся вне закона.

"Болельщики "Рубина" демонстрировали свою этничность в форме оздоровительно-спортивного мероприятия, т.е. ничего криминального в этом не было, - считает профессор Титова, - а вот поведение так называемых "антифашистов" можно назвать только экстремизмом, какими бы, по их мнению, благородными причинами оно не прикрывалось".

Как уже сообщало ИА REGNUM, по данным правоохранительных органов, за последние два-три года в Татарстане наблюдается радикализация сторонников движения "Антифа", в состав которого вливаются представители различных молодежных течений. В качестве одной из своих основных целей члены казанского "Антифа" называют "физическую борьбу с проявлением ультраправых идей".