Правительство Российской Федерации на заседании 17 июля одобрило в основном прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год и на период до 2006 года. Члены правительства приняли к сведению доклад Минимущества России по данному вопросу, с которым выступил статс-секретарь - первый заместитель министра имущественных отношений Российской Федерации Александр Браверман.

Целью программы, как заявил на состоявшемся после заседания брифинге А.Браверман, является максимизация вклада процесса приватизации в российский ВВП и экономику в целом. По его словам, прежде всего приватизироваться будут компании тех отраслей, в которых наблюдается максимальный разрыв между результатами функционирования государственных и частных компаний.

А.Браверман сообщил, что согласно прогнозному плану приватизации, к 2006 году все федеральное имущество, которое не используется для обеспечения функций государства, будет выставлено на продажу. В частности, в 2004 году планируется приватизировать все акционерные общества, где доля государства составляет менее 25 процентов акций, что не позволяет государству эффективно влиять на деятельность таких предприятий. Всего в следующем году будет приватизировано 629 АО, а также 1050 ФГУПов. Председатель правительства РФ Михаил Касьянов, выступая на заседании правительства, отметил, многие из подлежащих приватизации в 2004 году более, чем 2 тысяч объектов федеральной собственности, представляют собой "избыточную собственность" и на данный момент управляются неэффективно. По мнению А.Бравермана, продажа пакетов акций в таких предприятиях станет "мощной антикоррупционной мерой". "Мы имеем примеры, когда чиновники поочередно прислоняются к той или иной группе акционеров, и не всегда делают это бескорыстно", - пояснил он.

В 2005 году, исходя из инвестиционного спроса, планируется выставить на продажу те предприятия, где государственная доля составляет от 25 до 50 процентов акций. Государство намерено продать свою долю, в частности, в энергоностроительных и машиностроительных предприятиях, организациях строительного и рыболовного комплексов.

В 2006 году, по словам заместителя министра, государство намерено "прекратить свое участие в нестратегических пакетах предприятий гражданской авиации". При этом А.Браверман подчеркнул, что государство намерено выйти только из авиационного бизнеса, но не подвергать приватизации авиапортовые сооружения и их инфраструктуру. Кроме того, на 2006 год запланирована приватизация химических, нефтехимических, геологических предприятий и ряда предприятий сельского хозяйства.

Доходы от приватизации, по словам А.А.Бравермана, будут составлять не менее 35-40 млрд рублей в год. В целом приватизационный процесс будет завершен к 2008 году.

На брифинге А.Браверман также сообщил, что в Министерстве имущества считают, что пересмотр итогов приватизации в России не будет. Он отметил, что сделки по приватизации, совершенные в прошлые годы, соответствовали действующему тогда законодательству. В то же время, он не исключил, что может быть проведен "анализ отдельных сделок".

По итогам заседания правительства Минимуществу России совместно с Минэкономразвития России, Минфином России, МАП России и Российским фондом федерального имущества и участием заинтересованных органов исполнительной власти необходимо доработать с учетом состоявшегося обсуждения, высказанных на заседании замечаний и предложений проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2004 год и основных направлений приватизации федерального имущества до 2006 года, в том числе дополнительно проработать вопросы:

- осуществления структурных преобразований в экономике, включая создание вертикально-интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе;

- уточнения условий приватизации объектов инфраструктурного значения, в том числе находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ и предприятий воздушного транспорта;

- порядка приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ "Новороссийский морской торговый порт "(г. Новороссийск, Краснодарский край) и "Владивостокский морской торговый порт" (г. Владивосток, Приморский край) с учетом обеспечения интересов государства.

Доработанный проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2004 год и основных направлений приватизации федерального имущества до 2006 года с соответствующим проектом решения правительства Российской Федерации должен быть представлен в правительство до 1 августа 2003 г.

Кроме того, Минимуществу России, Минэкономразвития России, Минтрансу России, Минпромнауки России, Минатому и Российскому фонду федерального имущества с участием органов государственной власти Кировской области и г.Санкт-Перербурга поручено проработать вопрос о приватизации в 2004 году находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации акций открытых акционерных обществ "Кирово-Чепецкий комбинат имени Б.П.Константинова" (г.Кирово-Чепецк, Кировская область) и "Морской порт Санкт-Петербург" (г. Санкт-Петербург) и по вопросам, требующим решения правительства Российской Федерации, в месячный срок представить соответствующие предложения.

Минимуществу России, Минсвязи России, Минэкономразвития России, Минфину России, МАП России и Российскому фонду федерального имущества представить до 15 сентября 2003 г. в установленном порядке предложения о приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Инвестиционная компания связи" (г.Москва), в том числе предложения о сроках, условиях приватизации и размере приватизируемого пакета акций.

Правительство поручило Российскому фонду федерального имущества разработать комплекс мер по своевременному информированию потенциальных инвесторов о федеральном имуществе, предлагаемом к приватизации, в том числе обеспечить публикацию извещений о проведении торгов по его продаже в сети Интернет.

Кроме того, Минимуществу России совместно с Минэкономразвития России, Минтрансом России поручено проработать вопрос о мерах по повышению эффективности управления открытых акционерных обществ "Современный коммерческий флот" (г. Москва) и "Новороссийское морское пароходство" (г. Новороссийск, Краснодарский край), направленных на обеспечение надлежащего контроля за деятельностью всей группы зависимых компаний, и до 15 октября 2003 г. представить соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации.