С момента проведения выборов президента Белоруссии прошел почти месяц. Однако, как показывает анализ, состоявшиеся 19 декабря "выборы" не только не решили ни одной внутри- или внешнеполитической проблемы современной Беларуси, но и усугубили их. Только одно перечисление этих проблем займет достаточно много места, поэтому упомянем лишь одну из них, главную - легитимность избрания Александра Лукашенко главой белорусского государства находится под большим вопросом. Соответственно, этот фактор непосильным бременем ложится на белорусскую власть как в проведении внутренней политики, так и в достижении внешнеполитических целей. В данном материале я остановлюсь на внешнеполитической стороне вопроса.

***

За прошедшее с "кровавого воскресенья" время экспертами проведен достаточно подробный разбор произошедшего. Тем не менее, этот анализ в основном носит диахронический характер, т.е. рассматривает произошедшие 19 декабря события изолированно, в отрыве от временного (исторического) потока, в котором президентские выборы - это не конец битвы, а только один из ее этапов. Рассмотрение же этого события с точки зрения синхронического подхода позволяет выявить массу иных и гораздо более интересных аспектов, которые позволяют увидеть за "декабрьским восстанием" в Минске принципиально иные "вершины и широты".

Я предлагаю посмотреть на произошедшее не с той точки зрения, что 19 декабря завершилась президентская кампания, а с позиции того, что 20 декабря начался новый этап политической многоходовки со стороны основных политических сил Беларуси и основных внешнеполитических игроков на белорусском политическом поле. И этот взгляд позволяет увидеть, что 19 декабря завершился только очередной этап борьбы за вектор геополитического развития республики, который тут же, буквально 20 декабря перешел в новую, еще более динамичную и жесткую фазу по причине того, что, к сожалению, 19 декабря не решило ни одной внутри- или внешнеполитической проблемы современной Беларуси.

Многоходовки

Если исходить из той позиции, которую я очертил выше, то можно выстроить достаточно цельные и внутренне непротиворечивые позиции как основных политических игроков внутри республики, так и основных внешнеполитических игроков в отношении Беларуси (РФ, ЕС, США). Начнем "разбор полетов" с анализа многоходовки США и ЕС.

Во-первых, итоги белорусских выборов, в ходе которых за решеткой первоначально оказались семь (!) из десяти кандидатов в президенты (случай небывалый в мировой истории), говорит о том, что еще на предварительной стадии неизвестные пока игроки вывели из-под удара белорусской репрессивной машины некоторых ведущих представителей белорусской оппозиции, а конкретно, только одного человека - Александра Милинкевича (лидера движения "За свободу"). Этот человек был сохранен для того, чтобы потом, когда его основные, и что необходимо подчеркнуть - более радикальные политические конкуренты окажутся за решеткой, именно он возобновил со стороны белорусской прозападной оппозиции политический диалог с ЕС и США, ограничиваясь достаточно мягкими требованиями в отношении белорусского режима.

В связи с этим, появляются достаточно логичные вопросы относительно тех сил, которые летом прошлого года якобы вывели Александра Милинкевича из "большой политики", и мотивации их действий. Напомню, что летом появилась информация о том, что зарубежные спонсоры из Франции и Польши отказались финансировать Милинкевича, в результате чего он вынужден был сняться с выборов. Однако с учетом той роли, которую в настоящее время играет Милинкевич, такое понимание произошедшего должно быть пересмотрено: его вывод за пределы президентской кампании был однозначно выгоден белорусским властям, которые таким образом сохранили "мягкого" переговорщика для будущего диалога с ЕС.

Однако вывод Милинкевича на время из игры был невозможен без согласования данного хода с определенными политическими силами в самой Европе, которые также стоят за Милинкевичем. Выведен был и Анатолий Лебедько, которого, тем не менее, белорусские власти все же решили наказать, в отличие от Милинкевича.

Сейчас Милинкевич с другими не менее "приятными в личном общении политиками" (прежде всего, имеется в виду, естественно, Ярослав Романчук), готовится возглавить так называемую конструктивную оппозицию (3-5 человек), которой высочайшим соизволением будет разрешено попасть в состав будущего белорусского парламента, дабы продемонстрировать ЕС и США так называемый "прогресс". Дело в том, что приход в белорусский парламент таких господ ни в коей мере не станет угрозой белорусскому режиму, т.к. их линия нисколько не отличается от внешнеполитического курса Макея-Мартынова. Они - близнецы-братья, которые пока разделены неким идеологическим барьером по чистому недоразумению. Соответственно, после политического уничтожения реальных оппонентов режима можно допустить в парламент тех, кто не представляет угрозы власти, а становится одним из ее элементов.

Зафиксируем - определенные силы в РБ и США-ЕС вывели из-под удара Милинкевича и аналогичных ему персонажей.

Во-вторых, анализ промежуточных итогов работы белорусской репрессивной машины показывает, что ее основная задача - это не только полностью разрушить сложившуюся на настоящий момент прозападную оппозиционную инфраструктуру в республике, но и закатать в асфальт те общественные инициативы, которые и смогли придать нынешней избирательной кампании хоть какой-то смысл. Сотни обысков, изъятие сотен носителей информации (компьютеры, ноутбуки, телефоны и т.д.) говорит о желании тотально зачистить нынешнюю оппозицию. Причина подобных действий может быть только одна - освободить место для другой оппозиции, как было показано выше, конструктивной, на фоне которой все остальные будут попадать изначально в разряд террористов и бандитов.

В-третьих, в последнее время на Западе некоторыми политическими кругами активизировалась критика основных интеграционных экономических инициатив России для стран постсоветского пространства - сначала Таможенного союза, а в настоящее время и Единого экономического пространства. Аналогично, сохранение режима Лукашенко позволяет определенным силам на Западе опорочить в глазах своих избирателей и политическую составляющую интеграционных инициатив Москвы. Логическая цепочка примитивна - Россия покрывает режим Лукашенко, соответственно, все, что делает Россия на постсоветском пространстве, служит не целям демократии, а целям имперского усиления Москвы. Соответственно, такая российская линия расходится с теми демократическими и либеральными идеалами, которым привержен Запад. Следовательно, Россия не демократична, и Западу следует с ней не сотрудничать, а продолжать борьбу. Т.е. это конфронтационная логика.

Перечисленные выше тенденции можно расценить как желание определенных сил как в республике (что естественно), так и по линии США-ЕС сохранить в Беларуси режим Лукашенко (при придании ему некоторого политического лоска) с целью сохранения конфронтационного потенциала в российско-европейских и шире - российско-западных отношениях. И эта линия преобладала в западном подходе на всем протяжении избирательной кампании вплоть до 19 декабря: Запад был готов признать прежнего Лукашенко с небольшими косметическими видоизменениями режима и надолго закрыть белорусский вопрос.

Суть другой политической линии на Западе состояла в том, чтобы все-таки добиться смены режима Лукашенко, демократизировать республику и сделать из нее пример позитивного политического и экономического сотрудничества между Европой и Россией. С этой целью активно стала раскручиваться новая для Беларуси гражданская инициатива "Говори правду", которую возглавил известный в республике поэт Владимир Некляев. Она играла как на прозападном, так и на пророссийском поле в глазах рядового избирателя, и благодаря грамотной и профессиональной работе в короткие сроки смогла стать самостоятельным политически игроком в стране. Позже сюда была подтянута и кампания Андрея Санникова "Европейская Беларусь". Эти силы к середине лета смогли не только разрушить тот сценарий апатичных выборов, который осуществлялся первой группой, но и крепко взять инициативу в свои руки на поздних этапах избирательной кампании.

Где-то к середине осени политическим радикалам внутри республики стало очевидно, что, несмотря на предпринимаемые усилия, провести выборы по своему сценарию не удается: а) слишком высоки риски; б) росли опасения относительно того, что Запад не выполнит договоренности и в последний момент обведет официальный Минск вокруг пальца. В результате стратегия избирательной кампании со стороны власти была переосмыслена и ставка была сделана на провокацию в день выборов. Т.к. в условиях кризиса в основном побеждают сторонники радикальных действий, то главной целью властей на завершающем этапе выборов стало отсечение Некляева от процесса принятия решений на площади. Во-первых, только Некляев своим авторитетом мог образумить как непродуманный радикализм некоторых других кандидатов, так и откровенную трусость других. Во-вторых, он имел реальный и продуманный план действий на площади, который резко сужал возможности других кандидатов влиять на происходящее.

Власть не видела для себя иных вариантов развития событий, кроме как запустить силовой сценарий в действие. Дальнейшее было делом техники. Лидерам не оставалось ничего иного, как увлечь толпу за собой, дальше в дело вступили провокаторы. Завершающий аккорд взяли спецназовцы. Протрезвев и начав понимать, что натворил, в настоящее время официальный Минск ищет поддержки своим действиям по линии тех сил на Западе, с которыми и были ранее заключены прежние договоренности.

Что мы имеем в итоге. Определенные игроки в РБ и ЕС-США засадили всех радикальных и внесистемных политических игроков в республике за решетку, параллельно выведя из-под удара своих игроков (Милинкевич, Романчук, и т.д.). Отдельный удар нанесен по ОГП как русскоязычной партии малого и среднего бизнеса - после предательства Романчука эта партия не скоро оклемается, если оклемается вовсе, и по кампании Владимира Некляева "Говори правду", которая также работала в пророссийской политической нише. Прежняя оппозиция разгромлена. Новая появится к выборам, ее лидеры будут заседать в парламенте в то время, как их коллеги будут сидеть в тюрьме. Никакого торга с ЕС-США по поводу нынешних сидельцев не будет. Будет торг по поводу оппозиционной "квоты" в будущем парламенте. После заключения соглашения, власти РБ попробуют опять начать политический дрейф в западном направлении.

Что, с учетом вышеизложенного, и с учетом совместной игры руководства республики и ряда сил на Западе, оставалось делать руководству России? Не признавать выборы? - Их итоги де-факто все равно признает Запад и моментально начнет новую игру с находящимся у власти кланом на антироссийской основе. Лукашенко же получит дополнительные козыри по обвинению России в том, что именно Россия препятствует стабильному развитию республики. В принципе, эта мысль уже была белорусским лидером озвучена, да и двое задержанных российских граждан имеется. Пока эта линия атаки приглушена. Но можно себе представить, что было бы в том случае, если бы Россия выборы не признала.

В настоящее же время официальный Минск никак не может ужалить Москву, и вынужден развивать бешеную активность на западном направлении. Такая активность в любом случае началась бы после выборов. Другое дело, в какие условиях она проходит сейчас. Поэтому с учетом того, что игра "парламентские выборы-2012" между руководством РБ и Западом только начинается, Кремлю оставалось только признать итоги выборов, чтобы не только экономически нарастить свое влияние в РБ с помощью ЕЭП, но и сохранить политические рычаги влияния на ситуацию. По сути, это является единственным оправданием той позиции, которую занял Кремль после 19 декабря в отношении происходящего в Беларуси.

В связи с этим, становится ясно, чем так раздосадованы официальные лица ЕС - что своими непродуманными действиями Лукашенко сорвал так красиво идущую совместную игру: "старая" (радикальная и несистемная) оппозиция и так была бы слита, а новая (белая и пушистая) и так вошла бы в состав нового парламента. Только при этом и Запад, и белорусские власти были бы все в белом. И Запад со спокойной душой для себя мог бы на долгие годы закрыть "белорусский вопрос". Вместо этого тихого и совместного распила бабок, Запад вынужден опять на себя принять роль защитника бедных и униженных, возобновить жесткую политическую риторику, вспомнить о правах человека и прочих демократических шалостях.

Вот основная причина злости Запада. Мало того, что Россия решила все свои задачи по сохранению своего политического и экономического влияния в республике, параллельно еще больше затянув удавку на шее белорусского режима, так еще и сам официальный Минск своими непродуманными и истеричными действиями нанес непоправимый ущерб белорусско-западной коалиции на антироссийской основе.

Поэтому в настоящее время основной вопрос на Западе, вокруг которого и ведется дискуссия, это вовсе не вопрос о санкциях в отношении белорусского режима, а о том, сохранять Лукашенко в качестве такого переговорщика с белорусской стороны, или нет. После полученной 19 декабря оплеухи определенные силы в ЕС и США выступают за то, чтобы поменять главного белорусского контрагента. Механизмы этой смены понятны и обкатаны. Другие политические силы в ЕС и США заинтересованы в том, чтобы наказать, возможно, жестко наказать Лукашенко за допущенный прокол, но сохранить его в качестве ведущего переговорщика, и на новом этапе (парламентские выборы) все же достигнуть своих целей.

Нельзя исключить и того, что и ЕС-США в целом выгоден факт наличия в республики политзаложников, вокруг которых можно раскрутить тему будущих депутатов-оппозиционеров. Тогда сам факт разводки Некляева-Милинкевича по разным углам ринга и их последующую разную политическую судьбу можно рассмотреть как звенья одной очень хорошо продуманной цепи событий. Использование одних в качестве навоза для других - один из излюбленных дипломатических приемов Запада. Сейчас Запад получил великолепную возможность оказывать очень серьезное давление на белорусские власти с целью достижения своих целей, но уже не в режиме диалога, а в режиме ультиматумов. Впрочем, белорусская власть сама в этом виновата.

Таким образом, после 19 декабря наблюдается следующая картина. В результате действий ныне правящего клана в ночь с 19 на 20 декабря, выборы президента не только не решили, но наоборот, радикально обострили все внутри- и внешнеполитические проблемы республики. Пространство маневра для правящего клана резко сузилось. Вместе с тем, и Россия, и США-ЕС добились реализации своих целей. Можно ожидать продолжения давления с их стороны, т.к. нынешнее руководство республики мало того, что имеет очень серьезные проблемы с легитимностью - у него нет никаких ресурсов, ни политических, ни экономических для длительного маневрирования в таком узком пространстве.

Кроме того, после 19 декабря резко повысилась вероятность заключения между Россией, с одной стороны, и США-ЕС, с другой стороны, некой договоренности по белорусской теме, которая не только позволит снять накопившиеся противоречия двух сторон на белорусском направлении, но и легитимно решить данную ситуацию еще до проведения следующих президентских выборов.