"Есть ряд проблем, которые "Соглашение 123", вступившее в силу 11 января, поможет нам решить совместными с США усилиями, - заявил советник президиума Россйской Академии наук, академик Ашот Саркисов. - Разумеется, если не будет очередных препятствий со стороны американцев. Это важный и серьезный документ. Самая главная стратегическая проблема, которую нам надо решать сообща, это подготовка атомной промышленности к переходу на замкнутый топливный цикл. Потому что в перспективе эта задача для всех будет неизбежна, и решить ее автономно для каждой страны невозможно. Для таких мощных атомных держав как Россия и Америка - это первое и важнейшее поле для сотрудничества. Я имею в виду выбор типа реакторов, особенности топливных циклов, решение вопросов нераспространения. Это важно и актуально, потому что запасы урана-235 ограничены, то есть все работы надо делать своевременно. Быстрые реакторы я тоже отнес бы к этой группе первоочередных проблем".

"Вторая важная проблема, решению которой может способствовать "Соглашение 123", - это развитие малой атомной энергетики, о котором я уже лет 10 говорю. И теперь, к счастью, это довольно новое направление атомной энергетики привлекает внимание не только в России, но и за рубежом - в США и Японии, - отметил эксперт. - Здесь мы имеем определенные технологические преимущества, у нас есть задел в технологиях, которые мы применяли в оборонных целях. Американцы сейчас пытаются эту свинцово-висмутовую технологию осваивать, но для ее освоения нужно немало времени. Мы же ее не только освоили, но и имеем опыт в эксплуатации. Разработка таких стационарных и мобильных установок - атомных энергоисточников малой мощности - очень серьезный вопрос в глобальном планетарном масштабе. В этом вопросе наше сотрудничество с США тоже было бы очень полезным для обеих сторон. Это не говоря уже о не таких глобальных вещах, как разработка и совершенствование тех типов реакторов, которые сейчас уже эксплуатируются. Ведь участие в совместных проектах всегда было полезным".

"Третья интересная тема для российско-американского сотрудничества - это взаимодействие в области обращения с РАО и ОЯТ. Я не имею в виду ввоз ОЯТ на территорию России - "соглашение 123" его не предусматривает. Россия вообще не ввозит зарубежный ОЯТ. Речь идет об обмене опытом и высокими технологиями в этой области, ведь у каждой из сторон в этом плане накоплен богатый опыт", - полагает Саркисов.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, 11 января, президент России Дмитрий Медведев в ходе встречи с генеральным директором государственной корпорации "Росатом" Сергеем Кириенко заявил, что России и США в атомной сфере следует избежать политизации сотрудничества в атомной сфере. Как доложил президенту глава Росатома, сегодня было объявлено о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу российско-американского межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии (так называемого "соглашения 123"). "Это хорошая работа. Главное, чтобы ее не политизировать, а заниматься этим как бизнесом", - подчеркнул президент.

11 января в Москве заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Рябков и Посол США в Москве Джон Байерли обменялись дипломатическими нотами о завершении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу российско-американского межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии (так называемого "соглашения 123"). Это важное двустороннее соглашение формирует необходимые правовые рамки для выстраивания полномасштабного и эффективного сотрудничества в гражданской ядерной энергетике. Создаются условия для проведения плодотворной работы по реализации взаимовыгодных совместных проектов и проведения перспективных научно-технологических исследований. Срок действия соглашения составляет 30 лет.