"Граду и мэру".

(Время_МН 17.07.03. А.Хохлов)

Невероятная история случилась с корреспондентом "Времени МН". 21 июня была опубликована моя статья "Поскользнулись на глине", в которой рассказывалось о конфликте градоначальников Красноярского края с монополиями. В частности, речь шла о том, что мэр краевого центра Петр Пимашков недоволен платежами компании "Русский алюминий" в бюджет города. Основой для этих слов послужило недавнее интервью с руководителем местного отделения федерального казначейства Владимиром Быченковым: по его словам, вместо необходимых 400 млн руб. финансово-промышленная группа Олега Дерипаски перечисляет только 80 млн ежегодно.

Естественно, ни один глава территории не может быть удовлетворен столь значительным снижением налоговых сумм. На очевидное стремление автора вступиться за благосостояние почти миллионного города пресс-служба Пимашкова отреагировала весьма своеобразно.

В начале июля на мое имя поступила бумага из мэрии, подписанная заместителем главы города Людмилой Токмаковой, где автору статьи "Поскользнулись на глине" предписывалось "в ближайшее время"... дать письменные объяснения по поводу источника информации о "недовольстве" градоначальника. Поразительный спор, разумеется, необходимо было уладить. Я попробовал выяснить суть вопроса - имеются ли в администрации основания радоваться финансовым поступлениям от алюминиевой корпорации? И в тот же день последовал фантастический разговор с пресс-секретарем мэра Еленой Шостак - она сообщила дополнительно, что главное финансовое управление Красноярска категорически отказывается предоставить данные о поступлении налогов от "Русского алюминия", так как "эти показатели являются закрытыми". Так кто же прав - Петр Пимашков, "не обиженный" платежами от олигархов, или автор журналистского материала?

Если пиарщики градоначальника отказываются сообщить, какова реальная обстановка на финансовом поле Красноярска, можно ли верить мэру и его пресс-службе, упорно не желающим - вопреки закону о СМП - рассказать аудитории о проблемах бюджета территории? Или Петр Иванович настолько доволен налогами от "Русала", что боится назвать их точную величину, чтобы не вызвать гнев Олега Дерипаски и других ведущих финансистов России, потихоньку от фискальных служб заваливших Красноярск непомерно огромными платежами? Затем пресс-служба мэрии притихла. Я напрасно думал, что они перечитали закон и обнаружили нелепость собственных требований - по букве Фемиды, не журналист должен письменно раскрывать источник (который, кстати, вправе потребовать только суд), а сами официальные органы, а особенно городская администрация, должная быть образцом подхода к законодательству, обязаны в полумесячный срок предоставлять требуемые данные прессе. Если, конечно, они не составляют государственную тайну.

А в случае с мэром и "Русским алюминием" понятно ноу-хау Петра Пимашкова - изобрести новый вид информации, которая является секретной, но одновременно очень хорошей, примиряющей монополию и власти краевого центра. Виновен только журналист. Но оказалось, что удивительный конфликт между Олегом Дерипаской, Петром Пимашковым и мной на этом не кончился. 15 июля Елена Шостак позвонила снова и уточнила - готово ли мое письменное покаяние? В ответ на мое упоминание о законе о СМИ она дословно заявила: "В законе нигде не сказано, что вы не должны писать объяснительные...". Ни больше ни меньше. Если бы дело было только в частных трениях между корреспондентом и мэрией (каких полно в любом регионе страны), городить огород, возможно, не следовало бы.

Но проблема, естественно, намного шире. Здесь все знают, что с приходом "Русала" гигантские средства улетают в офшорные зоны. Красноярск, принявший бюджет 2003 года с латентным дефицитом в 30 процентов, стонет от долгов перед энергетиками, работниками бюджетной сферы, латает дыры в городском хозяйстве, чтобы кое-как подготовить 910 тысяч человек к зиме. И вот оказывается, что мэр, на которого, по информации его пресс-секретаря, "давит" алюминиевый завод, входящий в империю Олега Дерипаски, упрямо скрывает от прессы, что на самом деле происходит в отношениях между городом и частной компанией. Главное, чтобы публика была довольна и ничего не знала

* * *

post scriptum

Прошу главу города Пимашкова П.И. и генерального директора ОАО "Русский алюминий" Дерипаску О.В. считать этот материал моей официальной письменной объяснительной. Приношу также свои извинения за то, что нарушил идиллию, до сих пор царившую в реляциях Красноярска и "Русала.

"Норильск уступил место Петербургу".

("Красноярский рабочий" 17.07.03)

Вчера распоряжением Александра Хлопонина на должность заместителя губернатора края назначена Надежда Крепышева.

Надежда Васильевна будет курировать социальную сферу. Замгубернатора Татьяна Давыденко, в чьи обязанности это входило, сейчас находится в отпуске с последующим увольнением. Как нам сообщил пресс-секретарь губернатора Максим Гуревич, Надежда Крепышева обладает большим опытом в области финансирования бюджетной сферы, у нее есть ряд наработок по новым технологиям организации этого процесса. До назначения на пост замгубернатора края Крепышева работала в администрации Санкт-Петербурга. На 21 июля намечена ее встреча с Александром Хлопониным.

"За загрязнение надо платить".

(Лика Кытманова "Красноярский рабочий" 17.07.03)

На днях в Законодательном Собрании прошла презентация проекта закона Красноярского края "Об охране окружающей среды". Ведь существующее сегодня краевое ресурсное законодательство имеет множество недостатков и является отстающим по сравнению с природно-ресурсными законодательствами других регионов.

Депутаты и эксперты предлагают ввести экологические платежи для предприятий, негативно влияющих на окружающую среду. В недавнем прошлом эти платежи были законодательно оформлены, но в 2002 году отменены Верховным судом РФ. Результат плачевен - край потерял от одного до двух миллиардов рублей, а Россия, по разным оценкам, более 50 миллиардов. К счастью, в федеральном законодательстве субъектам Федерации не запрещено создавать целевые бюджетные фонды. Предполагаемый фонд будет заниматься разработкой программ по защите окружающей среды, их финансированием, а также мониторингом, в том числе по выбросам тех предприятий, которые остались сегодня вне сферы контроля. Наиболее щекотливым для обсуждения оказался вопрос о правовых основах государственной политики Красноярского края в области охраны окружающей среды. Эксперты рабочей группы так и не пришли к единому мнению, может ли краевое законодательство выходить за пределы федерального. Одни считают, что это превышение полномочий, другие ставят в пример Ленинградскую область, где закон о рыболовстве и закон об охоте были приняты уже 6 лет назад, и до сих пор их никто не отменил.

Ярким примером расхождения двух законодательств в Красноярске является Березовка. В этом райцентре нет предприятий, сильно загрязняющих окружающую среду, но его жители задыхаются от выбросов алюминиевого завода, КрасТЭЦ и прочих предприятий. Вполне справедливо было бы часть средств загрязнителей направлять в районы экологического бедствия, но сделать это будет очень сложно. В федеральном законодательстве отсутствует понятие трансграничных перевозок, а это значит, что, пока оно не будет введено, краевое законодательство не сможет работать в полную силу.

Разработчики законопроекта сами отмечают некоторые его недоработки, но до первого официального рассмотрения у них еще полтора месяца, а значит, есть надежда, что закон Красноярского края "Об охране окружающей среды" будет принят уже в этом году.

"Просим нас не продавать".

(Павел Полуян "Красноярский рабочий" 17.07.03)

На днях в вестибюле общежития КрАЗа, расположенного на Тельмана, 44а, состоялся если и не митинг протеста, то, по крайней мере, прошла акция гражданского неповиновения. Жители общежития решили отправить письмо "самому Дерипаске" - требуют, чтобы их жилищный фонд передали в государственную собственность.

Дело в том, что в свое время общежитие оказалось присоединенным к гостиничному комплексу "Яхонт" - между двумя девятиэтажками есть пристройка, хотя оба корпуса по технической документации разные здания. Прокуратура уже требовала отдать общежитие в государственную собственность, поскольку приватизация находящегося на балансе предприятия жилищного фонда запрещена пунктом 1 Указа Президента РФ "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий". Было и соответствующее решение суда, но потом менеджерам завода, заинтересованным в сохранении помещений в своей собственности, удалось его отменить. Заинтересованность понятная - жилые по сути своей площади сейчас сдаются в аренду под офисы различных фирм. Теперь легко представить, что будет с жильцами, когда весь этот "гостиничный комплекс" продадут новым хозяевам, для которых население девятиэтажки - лишняя проблема.

Люди, живущие здесь, уже изложили свою позицию в письме финансовому директору управляющей компании "Русал" В. А. Соловьеву, председателю комиссии корпорации по реализации непрофильного имущества, но поскольку результата не было, взывают теперь к высшей инстанции. На собрании один из жильцов спросил адвоката: "А если Дерипаска не отреагирует?" Тогда, видимо, жильцам останется один путь: доказывать в суде, как изначально неправильная приватизация жилищного фонда привела к финансовым злоупотреблениям - тогда угроза уголовного разбирательства, возможно, заставит кое-кого поумнеть. Сейчас доходы от эксплуатации гостиницы и аренды офисов в общежитии идут мимо заводской казны, а плата за жилье собирается вообще неизвестно по какой схеме. Здесь, безусловно, есть чем заняться компетентным органам, а права граждан, не желающих быть крепостными крестьянами, государство должно защищать в любом случае.

"Большие и маленькие радости".

(Максим Царев "Известия - Красноярск" 17.07.03)

На этой неделе первые казачинские погорельцы отпразднуют свое новоселье

Побывавший на строящихся объектах губернатор остался доволен тем, как идет строительство. Восстановление сгоревшего села стало поистине народной краевой стройкой. Телерадиокомпания "Центр России" совместно с региональным отделением партии "Единая Россия" провели телемарафон. Координационный Совет сторонников партии обратился ко всем руководителям предприятий и предпринимателям с предложением - помочь людям, оказавшимся в беде. Такого количества откликов не ожидал никто... Было собрано более двух миллионов рублей. Кроме этого, а Казачинское отправился целый автопоезд, груженный строительными материалами, мебелью, бытовой техникой.

Прошло меньше двух месяцев с того дня, как в Казачинском отбушевал огненный ураган, снесший с лица земли 57 домов. От пых пожарищ не осталось и да. Там, где совсем недавно дымились обугленные развалины, жизнерадостно желтеют растущие на глазах срубы домов, перемежающиеся палатками строителей. На одной из них гордо красуется слово "штаб". Именно к нему подъехала автоколонна, организованная "Единой Россией". Строители очень довольны - перебоев с материалами не будет...

Атмосфера в лагере строителей чем-то напоминает времена комсомольских строек - члены бригад ревностно смотрят, как продвигаются дела у соседей - каждый хочет стать первым.

С первыми новоселами встретился губернатор края Александр Хлопонин. Лично осмотрев пахнущий свежим деревом и краской дом, он остался доволен. В ближайшее время новоселье справят еще более десятка семей.

Не успевшие прийти в себя после огненной стихии казачинцы вновь испытывают шок, на этот раз приятный. Привычные к обещаниям властей селяне, слова, прилетевшего на дымящиеся развалины губернатора, делили, как обычно, на два (обещает к октябрю, жди к маю). Но скорость, с которой восстанавливаются дома, похоже, произвела впечатление даже на самого Хлопонина...

А у маленьких погорельцев свои радости. Дозвонившаяся до участников телемарафона восьмилетняя Василина Синякова посетовала на то, что в пожаре сгорела ее любимая игрушка. Заместитель секретаря регионального отделения партии "Единая Россия" Вера Оськина подарила ей огромного плюшевого медведя. Теперь девочка абсолютно счастлива.

КСТАТИ

Обществом с ограниченной ответственностью "Монолитстрой" уже построены и готовы к заселению четыре дома. Кроме того, в ближайшее время еще шесть семей заселяются в жилье, которое приобрели закрытое акционерное общество "Золотодобывающая компания "Полюс" (5 квартир) и общество с ограниченной ответственностью промышленно-строительная компания "Омега" (1 квартира). Обеспечено проживание за пределами села двум семьям, в том числе одному человеку - в геронтологическом центре Красноярска. После телемарафона Красноярский филиал "Сбербанка" принял решение выделить 300 тысяч рублей на строительство. Итого на сегодняшний день решена проблема жилья для 12 семей погорельцев.

"От сырьевого придатка - к региону высоких технологий".

(Анна Кравченко "Труд - Енисей" 17.07.03)

На этой неделе состоялась пресс-конференция руководства красноярского регионального отделения партии "Единая Россия". Ее участниками стали Игорь Тихов, секретарь КРО партии "Единая Россия" и заместитель председателя регионального координационного совета сторонников партии Анатолий Малиновский. Поводом для пресс-конференции стало начало работы КРО над разработкой программных предложений партии "Единая Россия".

"Труд-Енисей" уже рассказывал своим читателям о том, что в конце июня в Москве состоялся форум сторонников партии. На него съехались делегаты со всех регионов России, представители всех социальных групп страны. Делегаты везли на форум наказы - пожелания, просьбы, предложения, которые были высказаны на прошедших еще раньше региональных съездах сторонников. Все наказы были переданы президенту и в центральный исполнительный комитет "Единой России". Кроме того, именно наказы, информация, которая в них прозвучала, должны быть заложены в основу программы партии.

Итак, наказы получены, и партия готова приступить к формированию программных направлений. Красноярское региональное отделение партии тоже разрабатывает свою часть программы. Позже она войдет во Всероссийский программный документ. Игорь Тихов рассказывает об основных положениях, которые будут заложены в проект:

- Президент РФ Владимир Путин сформулировал основные задачи развития России по трем позициям: консолидация общества, преодоление бедности, удвоение ВВП. Несомненно, это триединство будет ориентиром при формировании региональной составляющей программы. Кроме того, обязательными пунктами документа будут: повышение уровня жизни; правовая защищенность труда; рабочие места для молодежи, образование; гарантии по государственному медицинскому обслуживанию населения; вопросы, связанные с ЖКХ. Программа будет всеобъемлющей. Мы не хотим пропустить ни одной проблемы, стоящей перед краем. Однако можно сказать, что аналогичные трудности стоят и перед другими регионами. В нашем проекте будет сделан и упор на специфических проблемах края. В первую очередь это - сырьевая ориентация экономики страны. Красноярский край no-прежнему остается лишь источником сырья для процветающего Запада. При этом уровень жизни на территории региона оставляет желать лучшего. Необходимы развитие внутреннего спроса и потребления, переориентация экономики края на более технологичные отрасли народного хозяйства, дальнейшая переработка сырья должна производиться в крае. Для этого нужна смена парадигмы развития экономики России. Настало время сосредоточиться на инновационных проектах в технологической сфере.

Кроме того, по мнению руководства КРО партии, необходимо выделить на территории края точки роста. Таковыми станут крупные промышленные города края - Красноярск, Норильск, Ачинск. Именно на таких точках должна базироваться реконструкция экономики края.

Примерно так в перспективе должна выглядеть региональная программа. Ее формирование открыто для обсуждения. Она может дополняться любыми конструктивными предложениями.

Подобные программы появятся в других регионах. Для того, чтобы все они слаженно работали, необходимо существование некоего стержня, регулирующего эту работу. Таким стержнем может стать властная вертикаль президент-губернатор-"Единая Россия".

В целом, по словам Игоря Тихова, для того, чтобы эта программа заработала, необходима смена психологии населения страны. Как-то в течение десятилетий власть не жаловала общество своим вниманием, в итоге нынче в России принято с осторожностью относиться ко всем нововведениям сверху. Необходимо переломить эту психологию. Каким образом? Заставить уважать себя. Почему на экспорт было принято отправлять лучшие автомобили с кондиционерами и подсветками, а для себя оставлять автопосредственность? Почему для Внешторга шилась лучшая и вполне конкурентно способная на мировом рынке обувь и одежда, и в тоже время полстраны билось в очередях за непонятного цвета боты? Подобная ситуация в США или во Франции была бы просто абсурдной - там все лучшее оставалось и остается для внутреннего потребления. Переломить этот комплекс неполноценности, дать понять человеку, что он достоин лучшей жизни - такова цель, которую ставит перед собой партия.

Часто приходится слышать слово "виноват". "Ответственность" звучит реже. "Единороссы" намерены вернуть это слово в активный политический словарь. Они утверждают, что у них нет противников и они не намерены с кем-то бороться. Зато есть оппоненты, с которыми можно и нужно спорить и договариваться. Такой метод приведет к искомой консолидации общества, его стабильности. И только в стабильном обществе возможно развитие, качественные перемены.

"Стратегический совет".

("Городские новости" 17.07.03)

Сегодня в администрации Красноярска состоится выездное заседание губернаторского Совета, на котором планируется рассмотреть основные направления социально-экономического развития края до 2010 года. С основными докладами на совещании выступят заместитель губернатора края Эдхам Акбулатов и глава Красноярска Петр Пимашков, который возглавляет рабочую группу по разработке данной стратегии.

В документе будут расставлены основные приоритеты социального и экономического развития края на среднесрочную перспективу и предложены механизмы достижения целей, поставленных перед собой руководством. Программа разрабатывается с учетом всех составляющих - экономико-географического и геополитического потенциала региона, состояния его инфраструктуры, потребительского рынка, возможностей развития малого бизнеса и инновационных технологий. Также на заседании совета будет обсуждаться состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства и перспективы развития этой отрасли в рамках общей региональной программы.

"Приоритетная задача - рост доходов населения".

("Городские новости" 17.07.03)

Проект бюджета 2004 года должен быть вынесен на всестороннее обсуждение жителями Красноярского края. Об этом заявил губернатор Александр Хлопонин.

Самое главное, считает он, - это уровень жизни населения. Поэтому в бюджет обязательно должны быть заложены рост заработной платы, рост доходов жителей Красноярского края. Это - приоритетная задача.

Нельзя не учитывать инвестиционную составляющую. Уже в 2004 году необходимо заложить бюджет развития, который позволил бы и малому, и среднему бизнесу, и крупным промышленным предприятиям края, и другим секторам экономики, а также науке интенсивно развиваться. Инвестиционные средства нужно направить на то, чтобы уже с 2004-2005 годов рост доходной базы бюджета составлял 15 процентов. Губернатор считает, что этот показатель - вполне реальный.

Что касается территорий края, скоро они будут защищать в Главном финансовом управлении свои бюджеты на следующий год. Необходимо очень внимательно отнестись к тем проблемам, с которыми они сталкиваются, но обязательно следить, чтобы те средства, которые выделяются из Фонда финансовой поддержки, направлялись не только на затыкание текущих дыр, а еще и несли в себе инвестиционную составляющую, позволяющую территориям увеличивать свою доходную базу.

С главами тех территорий, где рост доходной базы не наблюдается, будет проведена серьезная работа, чтобы выяснить, в чем кроется причина этого: либо неквалифицированное управление, либо другие моменты, связанные с межбюджетными отношениями и теми законами, которые принимаются на федеральном уровне.

"Конец экологических каникул".

(Елена Южакова "Городские новости" 17.07.03)

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СНОВА КАРАЕТСЯ РУБЛЕМ

Красноярский край, увы, входит в число лидеров экологического неблагополучия среди регионов страны. На долю края приходится больше 10 процентов всех выбросов вредных веществ от заводов, фабрик и комбинатов по России.

Первое место по интенсивности воздействия на горожан токсических примесей занимает Норильск, где на одного жителя "выпадает" около 8,5 тонны загрязняющих веществ. На втором по уровню экологического неблагополучия стоит Назарово, затем - Ачинск и Зеленогорск. Выше средних по краю показатели загрязнения в Шарыпове, Красноярске и Лесосибирске. В среднем на одного городского жителя края приходится почти 1,5 тонны загрязняющих веществ.

И при этом, как признают специалисты, законодательная база по охране окружающей среды в нашем крае - одна из самых несовершенных по сравнению с другими субъектами. По большому счету, она отсутствует, поскольку нет основного закона - "Об охране окружающей среда", который определял бы общие правила игры и приоритеты.

По мнению начальника управления природных ресурсов администрации края Алексея Колчина, ситуация сложилась патовая: местное законодательство не изменялось из-за несовершенства федерального. Каждый раз, когда вставал вопрос о принятии тех или иных документов, юристы сразу же ставили законотворцев на место: на федеральном уровне нормы зги не определены, понятия не раскрыты, а поэтому любые попытки принять собственные документы будут оспорены и законы все равно будут отменены по требованию прокуратуры.

Хотя соседние регионы с таким пиететом к ожиданию разъяснений "из центра" не относились, и у них давно уже работают собственные законы в части экологической безопасности. В Томской и Кемеровской областях, например, весь прошлый год исправно получали деньги в казну регионов от экологических платежей. Взимало экологические платежи и правительство Москвы. В бюджет Красноярского края в это же время ежеквартально вносили коррективы, исключая из доходов запланированные поступления от предприятий, загрязняющих окружающую среду.

И причина крылась в разнице подходов к проблеме законодательного урегулирования этих платежей. Наш край "смотрел" на федерацию. А там два года не могли определиться в понятиях, что представляют из себя отчисления государству за загрязнение окружающей среды - налог или платеж.

Инициаторами разбирательств, в результате которых по решению Верховного суда экологические платежи по всей стране были отменены, выступили, естественно, сами "загрязнители" - предприятия, которые обязаны были перечислять деньги в бюджеты. Вернее сказать, одно предприятие - Кольская горная компания. Первопричиной судебных разбирательств стало изменение принципа распределения экологических платежей. С 2001 года как таковые уже нельзя зачесть средства, потраченные предприятиями на собственные мероприятия по охране окружающей среда (строительство и модернизацию очистил сооружений, внедрение технологических новшеств, уменьшающих выбросы в атмосферу и тому подобное). Поиск юридических закавык в нормативных документах был уже делом техники.

Две высших судебных инстанции страны разбирались в федеральных экологических нормах около года. В результате Конституционный суд все же счел отмененную по иску Кольской горной компании систему платежей вполне законной. Еще полгода понадобилось, чтобы правительство установило новые нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ - они были утверждены только в июне этого года. В результате край недополучил около 2 миллиардов рублей, а консолидированный бюджет России - около 50 миллиардов.

Конечно, нет гарантии, что после принятия такого решения не начнется новый виток судебных тяжб, ведь возможность зачета средств, затраченных на природоохранные мероприятия, по-прежнему останется неурегулированной. Значит, задана лоббирования такой возможности для предприятий-загрязнителей остается столь же актуальной, а возможность найти в законе очередную "неправильно поставленную запятую" - лишь вопросом времени. Тем не менее, пока у заводов нет никаких законных оснований не платить в казну. Другой вопрос - куда пойдут эти деньги.

Решить его можно, между прочим, и на территории отдельно взятого региона, тем самым сняв все споры. И Красноярский край, похоже, пришел-таки к созданию собственной законодательной базы об охране окружающей среда. По крайней мере, обе ветви власти принципиально выступают "за", уже без всяких ссылок на федерацию. Причем комиссия по экологии и природоохранной деятельности Законодательного собрания под председательством Юрия Захаринского даже подготовила проект краевого закона об охране окружающей среды.

На днях состоялась его презентация - своеобразные слушания документа специалистами и депутатами до его представления на сессии ЗС. Поскольку первое чтение закона состоится не раньше, чем в сентябре-октябре нынешнего года, то у всех заинтересованных ведомств, организаций и органов власти есть возможность внести свои предложения и замечания. Но отправная точка, как отметил Алексей Колчин, поставлена.

Главное, что определяет законопроект, - правовые нормы и собственно экологическую политику региона. Причем в ней разработчики проекта предлагают прописать приоритет прав человека на благоприятную окружающую среду над правами любых хозяйствующих объектов, в той или иной степени оказывающих вредное воздействие на экологию. Конечно, уверяют они, под этим стоит понимать не возврат к пещерному веку и отказ от всех новых технологий, а лишь их применение с обязательным учетом воздействия на природу. Останется ли эта норма в конечном варианте, пока под вопросом, поскольку даже у специалистов она вызвала споры.

В крае планируют также разработать собственные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, системы государственного экологического контроля и экологического мониторинга. Совет администрации края с принятием закона сможет проводить экономическую оценку воздействия тех или иных "загрязнителей" на окружающую среду и предъявлять иски о возмещении вреда природе.

Кроме того, на территориях экологического бедствия предполагается ввести более жесткие по сравнению с федеральными экологические ограничения. Для предприятий в краевом законе планируют предусмотреть систему стимулов бережного отношения и рационального использования экологических ресурсов. При этом, как считают специалисты, ставку нужно делать не на строительство новых очистных сооружений, а на создание сети особо охраняемых природных зон.

Одна из самых важных составляющих проблемы - создание эффективной системы управления в области окружающей среды на уровне края. Пока, увы, многочисленные контролирующие органы зачастую дублируют функции друг друга и ходят по кругу, а экологическая ситуация ничуть не изменяется. Поэтому в закон предлагают внести принцип дополнительности во взаимодействии всех органов власти.

Еще одно радикальное предложение, прозвучавшее от директора Красноярского НИИ геологии и минерального сырья, - восстановить систему экологических фондов. Через них, как считают разработчики, должны проходить все средства, перечисляемые по экологическим платежам. А уже потом эти деньги должны распределяться по утвержденной на уровне администрации краевой экологической программе.

Так что экологические каникулы в скором времени завершатся. Во всех смыслах. Появятся и средства в бюджете от экологических платежей, и четкая система их расходования.