Репрезентативные социологические опросы, проведенные в 2005, 2007 и 2009 годах в Бурятии, показали быструю изменчивость общественного мнения в вопросах межнациональных отношений, его податливость различным факторам. Так, в 2007 году на фоне кадровой перестройки в высшем эшелоне власти республики почти в два раза выросла доля людей, давших отрицательную оценку межнациональным отношениям в Бурятии, заявила в интервью газете "Информ-Полис" социолог Цыцык Будаева.

Это было обусловлено многими причинами, в том числе боязнью элиты утратить свои должности и полномочия. К 2009 году "температура" межнациональных отношений вернулась к состоянию 2005 года, то есть к состоянию устойчивости.

При этом большинство опрошенных межнациональные отношения других регионов оценивают хуже, чем в Бурятии. "Это не случайно, так как во многих регионах нашей страны межнациональные отношения относятся к числу проблемных, вызывающих взаимные обиды, хранящих в исторической памяти болезненные воспоминания. Яркий тому пример - недавние события на Манежной площади в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону", - отметила социолог.

"Думаю, что каждый здравомыслящий человек, конечно же, осуждает межнациональные столкновения. Но чтобы общественное мнение жителей республики имело определенную силу, нужна организованность, - считает она. - По данным опроса, проведенного в 2009 году, в Бурятии не развита гражданская инициатива, среди народа больше разобщенности, чем согласия. Поэтому осуждение межнациональных столкновений в основном ограничивается кухонным уровнем".

"Что касается властных структур, то, чтобы упредить подобные явления в Бурятии, они обязаны реагировать на эти события. Прежде всего, они могут принять какие-то меморандумы или иные документы, организовать общественные слушания, лучше отслеживать причины агрессии в молодежной среде, активизировать работу, направленную на сохранение и развитие межнациональной и межрелигиозной толерантности народов Бурятии, и т.д. Но к числу архиважных мер предупреждения относится решение вопроса о занятости молодежи, - отметила Будаева. - Не секрет, что экономические неурядицы служат поводом для поиска образа врага".

"Развал СССР и процессы, связанные с переходом от одного типа государственного устройства к другому, привели к потере идентичности и самоназвания "советский народ". В этих условиях индивид начал искать точку опоры, и ей оказалась национальная принадлежность, то есть люди пытались обрести себя в контексте этнической идентичности. Эта закономерность носила массовый характер в первые годы новой России и в наши дни не утратила свою значимость. У русских общегражданская идентификация "россияне" развита сильнее, чем у бурят, - говорит исследователь. - Анализ идентификации бурят с монгольскими народами и русских со славянскими народами показал, что примерно четверть опрошенных бурят часто испытывает чувство общности с монгольскими народами и примерно столько же никогда не идентифицирует себя с ними. Причем позитивная самоидентификация более распространена среди респондентов старше шестидесяти лет, а отрицательная - среди молодежи до тридцати лет. 41% русских респондентов часто испытывают чувство общности со славянскими народами и 24% - с людьми европейской культуры".

На вопрос "Если ваш сын женится или дочь выйдет замуж за представителя другой национальности, как вы к этому отнесетесь" приблизительно 50% респондентов сказали, что отнесутся к этому положительно, против создания смешанных семей высказался примерно каждый десятый опрошенный житель Бурятии. По данному вопросу большую лояльность проявили женщины (50%), нежели мужчины (40%), сельские жители (58%) по сравнению с горожанами (28%), русские (48%) по сравнению с представителями других национальностей (40%), пенсионеры (53%) и работающие люди (44%) по сравнению с учащимися (39%) и т.д.

"В России вряд ли будет принята дискредитировавшая себя концепция унификации, то есть концепция "плавильного котла". Поэтому вряд ли бурят ожидает полное "растворение", - говорит социолог. - По крайней мере, в обозримом будущем. Большую роль в судьбе бурят должна играть их внутренняя энергия, уровень консолидации, то есть уровень осознания самим народом, особенно элитой, значимости истории своего народа, духовного потенциала и роли достижений своих предков в поступательном развитии общества. Далее судьба бурят во многом будет зависеть от способа и гибкости их вхождения в глобализацию, в процессе которого они либо полностью утратят свою национальную специфику или же сохранят ее в качестве компонента общества. Здесь нужна продуманная политика интеграции бурят с мировым сообществом".