Интервью ИА REGNUM с азербайджанским политологом Тофигом Аббасовым.

ИА REGNUM: На днях армянский политолог Артак Шакарян сказал, что в аналитических центрах США обсуждается альтернативный вариант решения армяно-турецкой проблемы: в обмен на то, что Турция открывает границу с Арменией, Ереван готов открыть границу с Нахичеванской Автономной Республикой Азербайджана и готов на реализацию проекта железнодорожного маршрута Карс-Гюмри-Нахичевань.

Мне кажется, что этот план имеет своей главной целью ослабление Азербайджана на дипломатическом фронте, потому что те, кто поддерживают эту идею или же ее разрабатывают и пытаются навязать, не берут во внимание главный постулат, что Нахчыван является неотъемлемой частью Азербайджана. Если гипотетически допустим, что Азербайджан будет рассматривать этот вариант, решение будет приниматься в Баку. Только слабоумный или завзятый авантюрист может предположить, что этот план может сработать. Почему? Потому что в основе этой идеи все рассчитано на продолжение сепаратистского курса.

Это факт, что некоторые политические силы намереваются заполнить вакуум в процессе разрешения карабахского конфликта. А вакуум-то образовался по вине самой Армении и ее зарубежных покровителей. Его ничем невозможно заполнить, кроме как только наличием предметного обсуждения конфликта. Такого рода планы могут рождаться и в Европе, и в Америке, и, естественно, в самой Армении, но эти планы никак не отражают настрой азербайджанской стороны. Убежден, что авторы такого рода проектов занимаются откровенной провокацией, дабы ослабить позиции Азербайджана. Их не устраивает сильный игрок в лице официального Баку. Влиятельные силы привыкли смотреть на острые проблемы сквозь призму собственных интересов и руководствуясь принципом "разделяй и властвуй". Они отталкиваются от той позиции, что де-факто в Южном Кавказе наравне с постсоветской тройкой сосуществует еще и тройка карликовых образований. Пусть они никем не признаны, но их все же негласно поддерживают влиятельные государства, для которых раскольнический запал является краеугольным компонентом внешней политики. Это особенно рельефно подтверждается в их подходах к межэтническим конфликтам.

Возня вокруг данного вопроса показывает, что Армения и поддерживающие ее зарубежные лоббисты никак не настроены на серьезный и заинтересованный разговор в процессе политического урегулирования Карабахского конфликта. Во-вторых, они окончательно хотят похоронить мадридские принципы, чтобы не дать Азербайджану шансов на долгожданный прорыв. Появление на свет этих принципов пролило свет на весь расклад и на то, что представляет собой геополитический багаж непосредственных участников конфликта. И, третье, мне кажется, что в данном случае те американские силы, о которых говорит армянский политолог, серьезно настроены на то, чтобы добиться разблокирования коммуникаций в южно-кавказском регионе в одностороннем порядке и тем самым реанимировать армянскую экономику, обеспечить ее надежным внешнеэкономическим коридором.

Экономическая самодостаточность такой страны, как Азербайджан, радует мировых лидеров только в рамках дипломатического этикета. В сердцах и умах сильные мира сего рассматривают потенциал Азербайджана в качестве тревожного фактора для собственных долгосрочных интересов. Уже стало ясно, что Баку не приемлет прессинг и диктат мировых лидеров. Этим он не вписывается в структуру перспективных расчетов западных стратегов, других влиятельных сил.

ИА REGNUM: Шакарян не называет университеты, занимающиеся разработкой выше озвученных вопросов, но говорит, что эти аналитики, согласно принятому порядку, будут через 2-3 года работать в Пентагоне или Госдепартаменте США. Кроме того, по словам армянского политолога, это более мягкий приемлемый вариант, поскольку не сталкивается с вопросами геноцида и урегулирования карабахского конфликта.

Азербайджан ни при каких условиях не может согласиться на такую постановку, ибо это станет односторонним компромиссом, после которого Баку однозначно упустит свое преимущественное положение. Азербайджан имеет дело с ярко выраженным агрессором, который подрывает процесс переговоров, демонстрирует упертую несговорчивость. И какой прагматик даст такому противнику еще один шанс? Госдепартамент США или Пентагон - это достаточно серьезные институты, и если они дают зеленый свет на разработку подобного рода планов, то это означает, что мы с вами говорим о видимой части айсберга. Под водой скрываются более грозные разработки в виде серьезной переделки периметров национальных границ многих стран. Конфликты между государствами являют собой идеальную среду для обкатки разделительных технологий. И как бы лидеры не утверждали, что они за мирное решение конфликтов, это выглядит неубедительно. Их действия на отдаленных широтах довольно красноречиво доказывают, какие они миротворцы и посредники. Поддерживая возмутителей стабильности, они плюют на всю нормативную базу международного права.

После подписания в Швейцарии армяно-турецких протоколов, как думается, главным событием стала реакция официального Баку. Эта реакция произвела эффект холодного душа. Президент Ильхам Алиев заставил посредников и участников так называемого акта примирения считаться с позицией Баку. Касательно алгоритма Карабахской проблемы Баку дал понять, что "судьи" примиренческого проекта не там ищут решение. Торг и вовсе был неуместен, поскольку Вашингтон пытался примирить непримиримые стороны без учета фактора явного риска в довольно взрывоопасном регионе. Ну и там снова дала о себе знать страсть западников, да и не только их, к активации сепаратистских трендов.

Нахчыван, как известно, в рамках азербайджанской государственности имеет свою усеченную независимость, и это тоже следствие закулисных игр великих держав начала прошлого столетия. По прошествии ста лет те же силы вновь предпринимают попытки зайти в дипломатический тыл к тем, кто уже однажды стал жертвой закулисных интриг империалистических держав. Но на кону уже новые ставки.

ИА REGNUM: Как соотнести заявление о строительстве дороги Карс-Гюмри-Нахичевань с имеющимся соглашением о строительстве железной дороги Карс-Игдир-Нахичевань? Ведь в свое время многие не верили в реализацию проектов нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум в обход Армении.

Я немножко не соглашусь с таким мнением, потому что в плане прокладки трубопроводов Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум, собственно говоря, интересы Армении лоббировались со стороны западных кругов, но не так активно и рьяно. Причина была в том, что Запад хотел добиться создания новых транзитных маршрутов в обход России. В той партии мнение Баку было всецело поддержано. Позже, когда встал вопрос о транспортном проекте Баку-Тбилиси-Карс, американцы открыто стали торпедировать его и запретили своим банкам финансировать проект. Вот тогда и проявилась воля азербайджанского лидера Ильхама Алиева, который распорядился выделить 200 миллионов долларов льготных кредитных средств грузинским партнерам. Именно после этого США стали менять тон политического диалога с Азербайджаном, добиваясь подключения Армении в этот и другие региональные проекты. Они поняли, что Азербайджан не даст карт-бланш своему обидчику.

ИА REGNUM: Могут ли быть направлены действия президента США Барака Обамы, в обход американского парламента назначившего Мэтью Брайзу и Фрэнсиса Рикардоне послами, соответственно, в Азербайджане и Турции, на нормализацию отношений между Анкарой и Ереваном и открытие турецко-армянской границы?

Если вы помните, то эти два вопроса были торпедированы как бы в наказание со стороны американских конгрессменов и сенаторов, которые не питали симпатий в отношении Азербайджана и Турции. Заблокировав эти назначения, проармянски настроенные круги прессинговали, пытались подбить Баку и Анкару на смягчение позиции. Я не думаю, что Брайза едет сюда с какой-то новой идеей или пакетом принципиально новых предложений. Оба посла, естественно, люди, которые знают регион, посвящены во все детали энергетических проектов, политических вопросов, процессов, касающихся стратегических интересов США в регионе. Настал момент, когда пустующие кресла главных эмиссаров должны, наконец, заиметь своих хозяев, поскольку скоро грядут важные события. И потом, американцы позиционируют себя в качестве стратегических партнеров и Баку, и Анкары.

ИА REGNUM: В 2011 году в Турции ожидаются очередные парламентские выборы. Может ли в случае победы его партии АКП на выборах премьер-министр Эрдоган вновь пойти на открытие границ с Арменией?

В случае с Анкарой программой номер один для американцев является определение главного вектора внутриполитической жизни, который впоследствии обусловит поведение Турции во внешней политике. Американцам принципиально важно знать настроение турецкого электората, ведь именно он должен определить расстановку внутренних сил, конфигурацию нарождающейся политической системы. Мне кажется, что АКП без проблем пройдет этот этап, но задача Эрдогана уже на первых всеобщих президентских выборах Турции стать президентом страны. Я не думаю, что он пойдет на открытие турецко-армянских границ. Эрдоган официально изложил свою позицию о том, что без учета интересов Азербайджана его страна на перемирие с Арменией не пойдет. Во времена Демиреля Анкара неустанно повторяла тезис - "мы поддержим любое решение, которое примет Азербайджан". То есть в таком подходе я всегда усматривал витиеватое начало. Сейчас же позиция Турции в этой проблеме претерпела позитивную трансформацию. В этом огромная заслуга официального Баку, который смог растормошить не только политическую элиту Турции, но и поднять на ноги внушительную по своему числу общественность братской страны.

Конечно, в политике все допустимо, и бывают очень головокружительные, неожиданные повороты, чуть ли не на 180 градусов. С настроем турецкого общества вынужден считаться и Эрдоган. Думаю, что он не решится на еще один резкий шаг после имевшего место фальстарта.