Президент США Барак Обама предпринял неординарный шаг. Воспользовавшись парламентскими каникулами, он назначил четырех послов, в том числе послов в Турцию - Фрэнсиса Рикардоне и в Азербайджане - Мэтью Брайзу. Напомним, что ранее сенаторы не утвердили эти две кандидатуры. Теперь Барак Обама решил воспользоваться так называемыми "принстонскими принципами" законодательства: в момент парламентских каникул ему разрешено самому принимать решение о назначении послов. При этом создана не так уж часто практикуемая в американской дипломатической практике ситуация: в 2011 году вновь назначенным послам придется заново проходить процедуру утверждения в конгрессе. Если их кандидатуры вновь окажутся заблокированными до конца следующей сессии конгресса - ноябрь-декабрь 2011года - они вынуждены будут покинуть свои посты.

Сами американцы называют таких послов "хромыми утками". По мнению некоторых экспертов, Белый Дом и раньше имел реальные возможности "продавить" Рикардоне и Брайзу на посты послов. Уникальность сложившейся тогда ситуации заключалась именно в том, что администрация Белого Дома не очень препятствовала той политической экзекуции, которую устраивали этим кандидатурам сенаторы Барбара Боксер и Роберт Менендес - представители мощного армянского лобби. Связано это было, на наш взгляд, с определенными факторами внутренней и внешней политики США. С одной стороны, накануне выборов в конгресс Белый Дом, дороживший голосом каждого избирателя, не шел на обострение отношений с влиятельным армянским лобби. С другой, сохраняя вакантными посты послов в Турции и в Азербайджане, он пытался оказывать давление сразу на две страны с целью продвинуть вперед процесс ратификации цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию отношений между Анкарой и Ереваном. В-третьих, администрация Барака Обамы стремилась нейтрализовать активные действия армянских лоббистов, которые в большинстве своем выступают против цюрихского процесса, регулярно инициируют проведение в конгрессе резолюции по Геноциду. Таким образом, выстраивалась любопытная схема: объективно интересы Баку и армянской диаспоры по части срыва цюрихского процесса совпадали, что ослабляло позиции официального Еревана, фактически отказавшегося от каких-либо территориальных претензий к Турции в обмен на восстановление дипотношений и открытие границ. С другой стороны, в Анкаре зрело понимание того, что в случае срыва цюрихского процесса с Арменией в будущем придется все начинать с "чистого листа", что чревато серьезными осложнениями для политики Турции на кавказском направлении. Поэтому Турция предупреждала США, что в случае прохождения резолюции по Геноциду в конгрессе исчезнут основания для дальнейшего переговорного процесса с Арменией. "Отношения с Арменией не могут вернуться к тому времени, когда были подписаны армяно-турецкие протоколы, - многозначительно заявил в этой связи на итоговой пресс-конференции глава МИД Турции Ахмет Давутоглу. - Главное не открывать границу, а суметь держать ее открытой". Если перевести используемое турецкой стороной понятие "открытые границы" на обычный язык, это означает признание факта переговорного процесса, постоянно идущего между Анкарой и Ереваном. Вашингтон и Анкара понимали, что могут серьезно "подставить" и президента Армении Сержа Саргсяна, рискнувшего принять цюрихские соглашения. Более того, ослабление позиций президента Армении, которого оппозиционные силы обвиняют в предательстве, неизбежно обострило бы внутриполитическую борьбу в этой стране, создало бы соблазн для Азербайджана воспользоваться моментом для нанесения военного удара. Во всяком случае, участившееся использование азербайджанскими политиками военной лексики создавало именно такое впечатление. Да и Ереван время от времени отвечал тем же. Поэтому на саммите ОБСЕ в Астане российская, да и американская дипломатия декларировали приверженность только мирным средствам урегулирования карабахского конфликта. Вот почему решение президента США Барака Обамы назначить новых послов в Баку и Анкару в обход конгресса может означать некоторое смещение акцентов в американской политике на Ближнем Востоке и в Закавказье.

Но не принципиального свойства. В Турции посол Фрэнсис Рикардоне получает шанс в течение года действовать без оглядки на армянских лоббистов в направлении реанимации цюрихского процесса. В Азербайджане посол Метью Брайза будет пытаться придать "второе дыхание" Минской группе ОБСЕ с целью вывода обновленные мадридские принципы по карабахскому урегулированию в плоскость практических решений. Тем более, что он лично сам приложил руку к созданию этого документа. Тогда будет воссоздана схема, о которой недавно заявлял глава МИД Турции Ахмет Давутоглу: параллельные переговоры по Цюриху и Карабаху с выходом на "Дорожную карту" урегулирования между Арменией и Азербайджаном. Тем более, что как считает старший научный сотрудник Фонда Джеймстауна (США) Владимир Сокор, после ноябрьских выборов, когда в нижней палате конгресса США впервые с 1938 года произошло резкое перераспределение позиций - демократы утратили большинство - вероятность прохождения резолюции по Геноциду резко уменьшилась. Поэтому главное давление американской дипломатии по армянскому вопросу будет в будущем переноситься с турецкой на азербайджанскую площадку.

Это может быть далеко не то, о чем мечтает, к примеру, заместитель председателя правящей в Азербайджане партии "Ени Азербайджан" Али Ахмедов, который ожидает "от назначения нового посла США усилий в вопросе активизации роли Вашингтона в урегулировании нагорно-карабахского конфликта на справедливой основе". По его словам, "до сих пор Минская группа не добилась результатов, удовлетворяющих Азербайджан, конфликт продолжает оставаться нерешенным", и что "ответственность за это в какой-то степени лежит и на США". Интересно будет услышать мнение этого азербайджанского политика тогда, когда посол Брайза вместе со своим коллегой в Турции Рикардоне начнут осуществлять задуманную политико-дипломатическую комбинацию.

Разумеется, новые послы США в Турции и в Азербайджане будут заниматься не только проблемами Цюриха или Карабаха. Им придется обозначить новые векторы политики США в огромном регионе Черное море - Каспий, то есть, там, где за последние годы Вашингтон утерял политическую инициативу. По оценке многих американских экспертов, государства этого региона перестали улавливать истинные цели политики США. Однако возможности для новых дипломатических маневров у США все же ограничены: во-первых, новые послы до конца 2011 года будут оставаться в статусе "хромых уток", во-вторых, еще долго будут давать о себе знать кризисные явления, возникших во взаимоотношениях между Вашингтоном и странами региона после публикаций дипломатической переписки сайтом WikiLeaks. Но в то же время, именно обозначенные обстоятельства могут подтолкнуть американскую дипломатию к более решительным действиям. Так что Турцию и Закавказье в 2011 году ждут большие и интересные события.