Проект нового областного закона "Об Общественной палате Новгородской области", разработанный комитетом информационной политики Новгородской области, вызвал вопросы у ряда общественников. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, обсуждение реформы региональной общественной палаты длится больше месяца - с тех пор как проект нового областного закона членам Совета региональной палаты представил новый глава комитета информационной политики Новгородской области Борис Островский.

Главное в реформе региональной Общественной палаты - это способ ее формирования. Власти предлагают отказаться от нынешнего, заявительного принципа, когда любая общественная организация региона может делегировать в палату своего представителя. Взамен структуру регионального общественного органа предлагается формировать по федеральному образцу: часть представителей общественности в палату будет выдвигать лично губернатор. Как и сейчас, в палату руководителями муниципалитетов будут выдвигаться представители от городского округа (Великий Новгород) и муниципальных районов, а остальным общественным организациям останется всего 12 мест на всех. При этом для представителей от общественного сектора устанавливаются дополнительные "фильтры": повышенные требования (наличие отчетности, подтверждающей общественно-полезную деятельность организации, срок деятельности и т.д) и согласование с теми, кого утвердит губернатор и муниципалитеты.

Справка ИА REGNUM:

Общественная палата Новгородской области была образована в августе 1994 года еще при экс-губернаторе Михаиле Прусаке. Первоначально состав палаты формировался по заявительному принципу из представителей общественных объединений, некоммерческих организаций и политических партий. Каждая организация могла делегировать в состав палаты по одному представителю. Численный состав не был ограничен и практически не менялся в течение 13 лет. 4 июля 2007 года был принят областной закон "Об Общественной палате Новгородской области", несколько изменивший порядок формирования палаты. В ее состав по-прежнему вошли представители областных общественных организаций и политических партий, а также представители от населения всех муниципальных районов области. В целом, палата обновила состав участников на 60%, а возглавил палату Артур Смоляр. Он предлагал сократить численность палаты (тогда в нее входили 86 общественников) примерно на треть, но реформа не была реализована, а в 2009 году полномочия Смоляра как руководителя палаты истекли. Сейчас у палаты нет единого руководителя, ее возглавляет Совет, в который автоматически входят руководители всех комиссий палаты.

"Способ формирования палаты - это, конечно, самый главный вопрос, который возникает у общественников, - считает председатель комиссии Общественной палаты Новгородской области по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации, заведующая кафедрой журналистики Новгородского государственного университета Татьяна Каминская. - У нас в регионе был абсолютно демократический принцип - заявительный, однако он тоже показал свои минусы. Некоторые просто заявились в палату, принесли необходимые документы, может быть, использовали свое членство для своего личного рейтинга, но реально ничего не делали, и даже на собрания не приходили. С другой стороны, новый принцип существенно осложняет попадание в палату. На мой взгляд, там слишком много условий, и главное из них - благословение власти".

Член палаты, начальник пресс-центра НовГУ, член правления Новгородского областного отделения Союза журналистов России Владимир Исаков согласен с необходимостью реформы палаты: "Как правозащитник со стажем скажу: Общественной палате области нужны кардинальные перемены. С 2007 года группой энтузиастов стали осуществляться попытки реорганизации с целью повысить эффективность палаты. К сожалению, областной закон, созданный еще при предыдущем губернаторе и под него, закреплял бестолковость палаты. В частности, этому способствовал так называемый "заявительный принцип". В результате в палату проходили люди фактически никого не представляющие, а иногда просто неадекватные и деструктивные. Попытка привести палату в рабочее состояние с помощью модернизации регламента ни к чему не привели. К тому же из палаты выветрились представители районных организаций". Он считает, что "не стоит ломать копья относительно назначений части представителей палаты властью". "Власти невыгодно для собственного имиджа иметь никчемную структуру, на которую будут показывать пальцем. А хорошие примеры работы "назначенцев" в стране есть: это действенность Общественной палаты РФ, а также палат ряда областей", - заявил Владимир Исаков.

Член Общественной палаты, руководитель Новгородской региональной общественной организации "Собрание коренных новгородцев" Анна Черепанова также считает, что необходимость ее реформирования давно назрела. "Но отнюдь не в направлении усиления контроля власти над палатой через механизм назначения "общественников" губернатором Новгородской области, главами муниципальных образований. Заявительный принцип важно сохранить с тем, чтобы в палате был представлен весь спектр общественных настроений", - считает общественница. Палата "должна перейти от спонтанной работы к регулярной деятельности", но для этого, по мнению Черепановой, необходимо внести три основные изменения в закон о ней: 1) реформировать структуру управления палатой - ввести институт выборности председателя (секретаря) и Совета; 2) создать государственное учреждение "Аппарат Общественной палаты" для организационного и материально-технического обеспечения ее деятельности; 3) предусмотреть финансирование деятельности палаты из областного бюджета по отдельной строке.

"Финансовые ресурсы необходимы на экспертную поддержку, офис с общественной приемной, информационное обеспечение деятельности, проведение исследований гражданского общества и изучение общественного мнения, командировочные расходы, проведение общественных слушаний, "круглых столов" по отдельным общественно важным проблемам, оплату труда штатных сотрудников аппарата (достаточно три человека)", - пояснила Черепанова. По ее оценкам, годовой бюджет палаты может составлять 2,5 - 2,7 млн рублей. "В Кировской области объем финансирования региональной палаты приблизительно равен стоимости содержания губернатора, председателя законодательного собрания. Такова политика губернатора Никиты Белых, который считает гражданское общество важным ресурсом развития региона. В бюджете Новгородской области на 2011 год финансирование Общественной палаты предусмотрено в размере 150 тысяч рублей - половина месячной зарплаты губернатора. Это говорит о том, что новгородские власти не заинтересованы в независимой и работоспособной палате, выстраивании партнерских отношений с обществом", - считает Анна Черепанова.

С тем, что палате нужен аппарат как государственное учреждение согласны не все. Ведь есть опасность ее ресурсного контроля со стороны власти. Бывший член Общественной палаты Новгородской области Елена Михайлова считает, что технический функционал палаты вполне бы мог быть выставлен на конкурс, и выигравшая его НКО, которая бы предложила самый широкий спектр услуг, была бы нанята для обеспечения деятельности палаты. В противном случае все может получиться вовсе не прозрачно: кто даст гарантию, что аппарат не станет финансовой площадкой для ангажированных властью общественников?

"Любая реформа - это один из жанров общения власти и граждан. И реформа Общественной палаты Новгородской области хороша уже тем, что таким образом неместная по природе своей власть наконец-то вступает на территорию диалога с местным общественным сектором", - прокомментировала ИА REGNUM ситуацию Елена Михайлова. По ее словам, федеральный закон об Общественной палате на Новгородчине не реализуется эффективно, "палата недееспособна вот уже более трех лет". "Так что свою инициативу изменить порядок формирования состава палаты власть, высоковероятно, догадается интерпретировать как попытку начать-таки исполнять федеральный закон - на то местная исполнительная власть и поставлена", - считает Михайлова. Однако, по ее мнению, "если оставить в стороне эту относительно грамотно реализуемую пиар-составляющую, то в сухом остатке оказывается три курьеза". "Во-первых, по аналогии с федеральной Общественной палатой предполагается, что губернатор станет выдвигать в нее 12 граждан от своего имени. Но при губернаторе давно есть некий совещательный орган - Общественный Совет, куда также им лично приглашены новгородцы, чье мнение может иметь вес в глазах власти. Общественный Совет в таком случае будет распущен? Плавно перейдет в состав палаты? Останется запасным инструментом в диалоге власти с новгородцами? - отметила общественница. - Курьез второй - можно сколько угодно обновлять состав Общественной палаты, но нельзя продолжать игнорировать голоса некоммерческих организаций, которые звучат в самостоятельном режиме ежедневно. Никакая "резервация", никакая "теплица" из избранных общественников не спасет власти от необходимости вступать в диалог и с теми гражданами, которые станут задавать жесткие вопросы. Курьез третий - палату как демократический институт стоило бы и обновлять посредством демократической процедуры: например, конкурса проектов формирования палаты (такие проекты есть). Власть же единолично принимает решение "сверху", причем за образец берется федеральная Общественная палата, где немало случайных людей, от певцов и гимнастов до лиц, находящихся под судом".

Новый закон об Общественной палате Новгородской области пока обсуждается. В состав рабочей группы по его разработке, сформированной 11 ноября, вошли члены Совета палаты Святослав Андрианов, Сергей Качанов, Ирина Уртаева, Нина Костенко и представители областного комитета информационной политики.

Член Совета Общественной палаты Новгородской области Нина Костенко убеждена, что реформа палаты необходима. "Есть целый ряд причин. И первое - это отсутствие аппарата. Нет постоянного офиса, нет постоянного телефона, оборудования. Люди вынуждены заниматься всем после работы. Это невозможно!", - пояснила Костенко. Во-вторых, по ее мнению, необходимость реформы вызывают и сами члены палаты. "Не все, конечно! Но сейчас мы наблюдаем низкий уровень дисциплины и организованности. Захотели - пришли (или не пришли) на заседание, захотели - затеяли скандал. Не входят в рабочие комиссии - этакие праздничные генералы - пришли на общее собрание и начинают допрашивать тех, кто действительно находит время и работает. Вы же знаете, критиковать - не делать. Удобная позиция. Но попробуйте спросить у крикунов, что конкретно они сделали!?", - пояснила Нина Костенко. По ее словам, это происходит из-за отсутствия штрафных санкций и наличия в палате "случайных людей". "Что делать? Менять закон, уходить от заявительного принципа и принимать Кодекс этики. Я понимаю демократию как соблюдение всеми действующих норм права и четкое понимание того, для чего (зачем) создается тот или иной общественный институт", - заявила Костенко. Она также убеждена, что Общественной палате Новгородской области нужен председатель.