Эффективность бюджетных расходов и взорвавшийся (зарвавшийся) министр: чувашский кабмин

Чебоксары, 29 декабря 2010, 20:03 — REGNUM  Последнее в этом году заседание правительства Чувашии отмечено не столько предновогодним настроением, сколько публичной перепалкой, до которой опустились отдельные высокопоставленные чиновники. Поводом для эмоциональных разбирательств с претензиями стало рассмотрение программы повышения эффективности бюджетных расходов Чувашии на 2011-2012 годы, разработанной Минфином республики и представленной уже без Николая Смирнова, ушедшего накануне в отставку по собственному желанию, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Временно исполняющая обязанности министра финансов Фарида Муратова пояснила, что на уровне федерации принят аналогичный документ о повышении эффективности бюджетных расходов, в рамках которого рекомендовано органам власти субъектов реализовать подобные региональные (муниципальные) программы. Было отмечено, что в ходе разработки проекта не удалось устранить разногласия, возникшие с Минэкономразвития Чувашии, которое, в частности, предлагает исключить раздел "Государственные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов", привести структуру программы в соответствие с одним из постановлений правительства Чувашии. Фарида Муратова подчеркнула, что программа "полностью соответствует федеральным подходам к формированию бюджетов на основе государственных программ".

Однако глава Минэкономразвития Чувашии Иван Моторин был категоричен. И свою категоричность вкупе с аргументами подкреплял эмоциональными репликами, порой переходящими в окрики. Министр подчеркнул, что "программа необходима" и тут же заявил, что "наше министерство первым поднимало этот вопрос" и даже в сентябре на 30 листах прислало свои предложения, которые "в большей части не нашли отражение в данной программе" (позже премьер-министр Нина Суслонова озвучит и "бумажную" статистику разногласий: из восьми пунктов, которые стали яблоком раздора, четыре Минфин принял - ИА REGNUM). Иван Моторин, зачитывая своё объяснение, пытался убедить, что проект должен быть принят именно в формате республиканской целевой программы (РЦП), не конкретизировав свои аргументы. А любая РЦП, о чём прекрасно знают все министры, предполагает ряд обязательных разделов. Часть из них не отражена в данном документе. И уже по пунктам начал дотошно перечислять министрам отсутствующие разделы: нет целевых индикаторов, нет обоснования ресурсного обеспечения, нет "оценки социальной, бюджетной, при необходимости экологической эффективности", нет методики оценки эффективности использования средств.

От попунктных замечаний вице-премьер перешёл в более агрессивное наступление, неожиданно углубившись в бюджетную тематику и предложив посмотреть, что "сделано на уровне Министерства финансов Российской Федерации" и "что сделано нашим Министерством финансов за эти 3-4 года" - правда, смотреть на ситуацию пришлось только глазами Минэкономразвития Чувашии. Министр сообщил, что Минфином России с 2007 года ежеквартально проводится мониторинг качественного финансового менеджмента, что "позволило подготовить в структурах органов исполнительной власти кадры, обладающие навыками увязки бюджетных ассигнований с целями и задачами, стоящими в целом перед отраслью, сферами деятельности, целевыми показателями, отражёнными в ДРОНДах, с показателями, отражёнными в государственных заданиях подведомственных учреждений". "В Чувашии аналогичная работа никогда не проводилась. То есть министерство финансов её никогда не проводило", - высказал накопившиеся претензии Иван Моторин. Между тем, по его словам, "пятилетняя практика разработки ДРОНДов показала, что органы исполнительной власти не готовы к распределению бюджетных ассигнований по программным мероприятиям с увязкой ожидаемых результатов и оценкой последствий реализации программных мероприятий".

Моторин обиженно пояснил, что Минэкономразвития Чувашии "предприняло попытку" на этапе разработки ДРОНДов внедрить форму предварительного обоснования бюджетных ассигнований, увязав их с расходным обязательствами, кодами бюджетных классификаций, программными мероприятиями и целевыми показателями. "Оно просуществовало ровно полгода, с 1 января по 10 июня 2010 года. Почему? Ни органы исполнительной власти Чувашской Республики, ни Минфин Чувашии оказались не готовы к данной новации. А ведь именно эта форма в течение трёх лет применялась на уровне Российской Федерации", - продолжал обличительную речь Иван Моторин. И в заключение припомнил, что на уровне России с 2007 года действует правительственная комиссия по бюджетным корректировкам: "Наше министерство неоднократно говорило о том, что необходимо внедрять этот метод на уровне Чувашской Республики. Неоднократно получали ответ от Министерства финансов, что этого не нужно", - Иван Моторин настолько углубился в тему, что прерывать его пришлось президенту Чувашии Михаилу Игнатьеву: "Достаточно, Иван Борисович". "Да", - нехотя согласился министр и, не удержавшись, предпринял попытку вновь "взять микрофон" в свои руки. Президент пожурил ретивого министра за нарушение временного регламента, с улыбкой отметив, что "в пух и прах разнесли Минфин". Моторин, должно быть, торжествовал в этот момент, долгожданный момент.

Фарида Муратова только кратко заметила, что это не республиканская целевая программа, это концепция". Её мгновенно перебил уже вошедший в кураж Иван Моторин, захотевший вставить "буквально два слова". "Дайте я скажу", - дипломатично попросила чиновница коллегу-министра. "Это не республиканская целевая программа. По сути - это концепция. Аналогичные программы разработаны и другими субъектами, где точно также придерживаются программы Российской Федерации с подобным названием", - добавила она.

Михаил Игнатьев задумчиво произнёс, что "Нина Владимировна (Нина Суслонова - ИА REGNUM) тоже вчера разбиралась". "Я действительно очень долго разбиралась, это сложный документ", - подтвердила Суслонова, отметив, что "посмотрела российский документ, на основании которого принимается программа": "Действительно, документ этот больше концептуальный, и основная цель, задача этого документа - увязать бюджет, доходную и расходную часть бюджета. В принципе, это благая цель, надо только приветствовать".

Чтобы окончательно внести ясность и снять многие вопросы, Нина Суслонова пояснила, что иногда в ходе реализации принимаемых программ "фактически приходится" увязывать их с реалиями: "Чтобы этого не было, принимается по сути рамочный, долгосрочный документ, который определяет общую методологию направления и развития основных наших отраслевых программ, если говорить о министерствах и ведомствах - нашей деятельности государственной политики".

Премьер-министр обратила внимание на то, что в документе нет противоречий законодательству, а что касается структуры программы и исключения одного из разделов, то с этим чувашскому правительству нужно определиться самим. "Хотя в федеральной программе данный раздел - о государственных программах как инструменте бюджетных расходов - есть, и увязать программу с бюджетом мы должны. Более того, здесь есть пункт, указывающий как раз на то, для чего принимается документ: для того, чтобы были стимулы, мотивации для повышения самостоятельности субъектов по этим мандатам - доходных и расходных обязательств. Поэтому я считаю, что это не противоречит", - высказал своё мнение Нина Суслонова.

Премьер-министр подтвердила, что можно включить индикаторы эффективности, но предупредила, что в этом случае программу "будет сложно реализовывать", так как она увязывается с планом мероприятий, изменения в котором повлекут корректировки и в самой программе. "Качественная расходная часть бюджета должна подвергаться мониторингу, жёсткому регламенту и контролю. То есть мы должны понимать, зачем мы их принимаем, какие деньги мы потратим, какой результат увидим. Мне кажется, это всё здесь и прописано, причём чётко и понятно во всех разделах", - дала оценку федеральной и чувашской программам Нина Суслонова, спокойно и убедительно.

Расстроенный министр экономического развития вновь попытался вставить "буквально два слова". "Иван Борисович, не надо повторяться. Все здесь слышат", - устало попытался прервать чиновника Михаил Игнатьев, но не тут-то было. Иван Моторин припомнил и отсутствие ресурсного обеспечения программы. "Хорошо, спасибо", - пытался угомонить его президент. "И отсутствие экспертизы", - с маниакальным упорством продолжал перечислять вице-премьер, ответственный за экономический блок. "Иван Борисович, всё, достаточно", - взмолился президент. "Также по управлению", - Моторин был неумолим в отсутствие всемогущего и невозмутимого финансиста Николая Смирнова. "В программе это не предусматривается", - тихо сказала Фарида Муратова. "Это вы не предусматриваете!" - совсем взорвался (или зарвался?) вице-премьер, зло посмотрев на маленькую женщину-"врио". "Ну, на женщину зачем, перед Новым-то годом, на исполняющего обязанности министра наезжать? Не надо так делать, вы же мужчина, сильнее. На слабый пол нельзя так, прошу прощения", - огорчённо произнёс президент, как родитель - нашкодившему отпрыску. И поручил отправить документ на доработку для устранения всех разногласий, пообещав, что документ в очередной раз будет рассмотрен на первом в 2011 году заседании правительства.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.03.17
Каддафи вернется в Ливию?
NB!
23.03.17
«Евробратство»: Молдавия уверяет Румынию, что не смотрит в сторону России
NB!
23.03.17
ФСБ: Пресечена контрабанда американского огнестрельного оружия в Россию
NB!
23.03.17
«Перспектива есть, денег нет»: «зеленая» энергетика Украины
NB!
23.03.17
Труба через Турцию: оливки, газопровод ТАР и «большая политика» Баку
NB!
23.03.17
«Наибольшая угроза безопасности Латвии — министерство образования»
NB!
23.03.17
Первый мост через Неву: морские лошади и инженерные находки
NB!
23.03.17
Победители «Фукусимы» и «камикадзе»
NB!
23.03.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 23 марта
NB!
23.03.17
Вместо кредита нас снова послали! — обзор экономики Украины
NB!
23.03.17
Мог ли Вороненков остаться в живых?
NB!
23.03.17
На страже Арктики: Норвегия и Исландия укрепляют военное сотрудничество
NB!
23.03.17
Убийца Вороненкова умер в больнице — СМИ
NB!
23.03.17
Водка есть — налогов нет: Кабардино-Балкария недосчиталась 24,7 млрд рублей
NB!
23.03.17
Украинская трагедия: Харьков взлетает на воздух
NB!
23.03.17
Украина готовится к «открытой агрессии со стороны России»
NB!
23.03.17
Потерпевший по делу Вороненкова: Накануне убийства он хотел вернуться в РФ
NB!
23.03.17
Порошенко обвиняет Россию в терроризме
NB!
23.03.17
Ошибка экспертов? В Оренбурге «историческое наследие» отправили под снос
NB!
23.03.17
«Сделка ОПЕК по нефти может сорваться из-за США»
NB!
23.03.17
На месте расстрела экс-депутата Госдумы РФ Вороненкова нашли 6 гильз
NB!
23.03.17
Экс-депутат Госдумы Денис Вороненков застрелен в Киеве — СМИ