Фрагменты уникальных росписей второй половины XVIII в., спасенные от гибели в разрушающемся храме, представлены на выставке "Спасение и реставрация росписей Спасской церкви поселка Морозовица, что близ Великого Устюга", которая открылась 28 декабря 2010 г. в выставочном зале Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) на ул. Бурденко, 23. В экспозиции представлена драматическая история бывшего приходского храма Спаса Нерукотворного Образа, построенного в 1757 году и ныне обращенного в руины.

"Спасская церковь находится неподалеку от Троице-Гледенского монастыря, где с 80-х годов работала группа реставраторов. Мы наблюдали все, что происходило с ней, в течение двадцать последних лет, - рассказал ИА REGNUM заведующий Отделом монументальной живописи ГосНИИР Константин Маслов. - Сначала в церкви располагались механические мастерские, а в начале 1990-х здание опустело и стало быстро разрушаться. Не стало ни окон, ни дверей. Кровля протекала. Свод алтаря начал обрушаться. Храм зарос травой. Однажды один из членов нашей бригады зайдя внутрь, заметил, что из-под осыпающейся поздней штукатурки проглядывает старинная живопись, и смог прочитать дату - 1778 год, и подпись художника - Федор Шеин".

Радость открытия была, однако, омрачена тем, что, как оказалось, Спасская церковь не только не стоит на государственной охране в качестве памятника архитектуры, но и вообще юридически не существует, не находится ни на чьем балансе. Это означало, что и ее уникальные росписи также являются юридически несуществующими, и нет возможности выделить какое-либо государственное финансирование для их спасения. В этих условиях московские реставраторы при поддержке Великоустюгского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника приняли решение снять наиболее хорошо сохранившиеся фрагменты росписей со стен. Работая по выходным, используя для этого свои отпуска, сотрудники отдела монументальной живописи ГосНИИР в 2002 - 2005 годах сняли несколько фрагментов росписи со стен разрушающегося здания, перевезли в Москву и реставрировали в отделе.

"К сожалению, мы смогли сделать не все, что хотели, - продолжил Константин Маслов. - Не имея средств, чтобы установить леса, мы не смогли добраться до живописи, расположенной в верхней части стен". В ходе работ по сохранению спасенных росписей сотрудниками ГосНИИР был разработан на базе владимирского предприятия ЗАО "Блокформ" новый метод монтировки снятых со стен фрагментов штукатурки с живописью на напыляемую пенополиуретановую основу. В дальнейшем отреставрированные фрагменты росписей Федора Шеина из церкви Спаса Нерукотворного в поселке Морозовица вернутся в Великий Устюг -будут переданы на хранение в Великоустюгский музей-заповедник и займут достойное место в его экспозиции..

В рамках выставки также представлены фотографии, которые свидетельствуют об удручающем состоянии росписей храмов одного из главных центров Православной Руси - Ростова Великого. Процесс разрушения стенописей соборов Авраамиева и Рождественского монастырей, Зачатьевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря, церкви Исидора Блаженного, церкви Спаса на Торгу продолжается уже без малого сто лет и остановить его не удается из-за отсутствия соответствующего финансирования реставрационных работ. По мнению Константина Маслова, срочно нужна специальная долговременная государственная программа по спасению стенописей ростовских храмов.

Выставка продлится до 31 января 2011 г.