Сегодня, 27 декабря, в Санкт-Петербурге пройдут общественные слушания по одному из очередных крупных инвестиционных проектов города - созданию так называемого "Телеграда", проекта инвестора ЗАО "Санкт-Петербургский центр мультимедийных проектов (СПбЦМП) "Телеград". В результате строительства "Телеграда" - многофункционального комплекса с конгресс-холлом, отелями, инфраструктурой для создания мультимедиа-проектов исчезнет Василеостровский трамвайный парк. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, Василеостровский трамвайный парк на Среднем проспекте, 77, стал еще одной точкой борьбы градозащитников за сохранение Старого Петербурга.

Поливомоечный трамвай, 1940 год

Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM лидер другой градозащитной организации - "Группа ЭРА (экология рядовой архитектуры)" Алексей Ярэма, "накануне слушаний градозащитники обратились к прокурору Санкт-Петербурга Сергею Зайцеву с требованием принять меры в связи с многочисленными грубыми нарушениями законодательства при подготовке к реализации проекта, в особенности - к сносу Василеостровского трампарка". "К настоящему времени выделены три предполагаемых к застройке участка, границы которых проходят прямо по существующим зданиям. Подобного рода "межевание" не только противоречит природе вещей и здравому смыслу, но и категорически запрещено Земельным кодексом Российской Федерации", - пояснил градозащитник. Авторы заявления, переданного в Городскую прокуратуру, также обращают внимание на то, что историко-культурная экспертиза, заказанная будущим инвестором - компанией "Телеград", якобы выявила "отсутствие архитектурной ценности" у половины подлинных трамвайных депо начала XX века, в то время как все три корпуса этого депо уже были официально признаны выявленными объектами культурного наследия. Корпуса на всём протяжении своего существования всегда были цельными со сквозными проездами в поперечной стене, статус памятника был снят именно с тех половинок, откуда вышел первый петербургский трамвай и имеющих нигде не повторяющееся конструктивное решение. Активисты требуют от прокурора города "признать незаконными и подлежащими отмене ряд распоряжений КГА и КГИОП, принятых с нарушениями закона".

В Санкт-Петербурге с 14 по 18 декабря проходила "Неделя действий в защиту Василеостровского трамвайного парка". В рамках этой недели в Санкт-Петербургском Доме ученых была представлена концепция создания на базе Василеостровского трамвайного парка Музея городского транспорта. Авторы концепции - ведущий инженер-конструктор отдела конструкторских работ службы подвижного состава ГУП "Горэлектротранс" Дмитрий Карпов, специалист-техник Игорь Герасимов, архитектор Виктор Туралин, председатель регионального общественного движения "Петербуржцы - за общественный транспорт" Владимир Федоров. Авторы концепции считают, что концепция создания интерактивного Музея городского транспорта не противоречит развитию территории и вполне бы смогла при желании инвестора "ужиться" с "Телеградом" - только при этом нужны компромиссные решения, к примеру, отказ от очередного конгреесс-холла, сохранение старых корпусов и уникального пространства.

В концепции музея подробно описано, как это можно сделать, также дается описание ретро-маршрутов по городу, столь характерных для европейских городов, пешеходной зоны внутри музейного пространства с устройством различных инсталляций, где бы посетитель последовательно попадал из Петербурга 1907 года в Ленинград 1980-х годов. "Мы предусмотрели и социальную составляющую - сотрудничество со школами и учебными заведениями, и сотрудничество с музеями и другими учреждениями культуры города, и работу с инвалидами, и обучение молодежи, и то, как музей может зарабатывать деньги - за счет платных мероприятий на своей территории и за счет специально созданных для сдачи в аренду ретро-трамваев и троллейбусов. При грамотном менеджменте все это можно сделать. Но к нам никто не прислушался", - говорит Виктор Туралин. Концепция музея получила благожелательные рецензии. Рецензенты - доктор технических наук, заместитель директора Института проблем транспорта РАН Юрий Искандеров, доктор архитектуры, сопредседатель петербургского отделения ВООПиК Маргарита Штиглиц, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой музееведения и экскурсоведения СПбГУКИ Елена Мастеница. Также готовность поддержать начинания активистов выразил Политехнический музей Москвы в лице заместителя директора Наталии Чечель и Петербургский Союз учёных в лице Михаила Конашева.

Что же представляет собой нынешняя, пока еще не уничтоженная основа будущего музея городского транспорта? Вот как об этом говорится в концепции музея:

"Весь комплекс представляет собой яркий образец промышленной архитектуры конца XIX начала XX века. В нём чудесным образом сочетается внешняя красота и утилитарное предназначение без ущерба для производственного процесса. Василеостровский трамвайный парк - это первый трамвайный парк Санкт-Петербурга. Его строительство началось в 1905 году, и к 1907 году был сдан в эксплуатацию "полусарай №1", откуда и состоялся выход первых трамвайных вагонов. Василеостровский трампарк имеет и общероссийскую ценность, так как это первые в стране здания депо, изначально спроектированные для электрического трамвая, а не переделанные ангары для конки, как в других городах, где трамвай пошёл раньше. Полностью комплекс был сдан к 1910 году. Строительство парка предусматривалось в ходе осуществления пуска первой очереди Санкт-Петербургского трамвая, утвержденного Городской думой. Конкурс на осуществление проекта выиграло общество "Вестингауз". Архитектор зданий депо гр. инженер Л.Б. Горенберг, инженеры Ф.О. Тейхман, А.Г. Коган.

В градостроительном отношении особую средообразующую роль играют видовые зоны на лицевые фасады зданий депо с западной стороны, а также с востока, со стороны 19-й линии В.О. и визуальная связь (видовой коридор) площади с веером выездов со Средним проспектом В.О. Она корреспондируется с расположенным напротив зданием Геологического комитета - архитектурным акцентом в окружающей застройке. Парк на Васильевском острове является одним из последних уцелевших исторических комплексов депо. Вагонные сараи Рождественского и Крестовского трамвайных парков были снесены в течение последних 5 лет. Перспектива развития города ставит под угрозу существование двух оставшихся исторических депо Московского и Петроградского трамвайных парков. В связи с этим, сохранение в полном объеме комплекса вагонных сараев Василеостровского трамвайного парка приобретает особую историческую значимость.

На сегодняшний день в структуре ГУП "Горэлектротранс" существует структурное подразделение "Музей". В коллекции музея находится 45 трамвайных вагона и 18 троллейбусов. В настоящее время полностью восстановлены и пригодны к эксплуатации 22 трамвайных вагона выпуска от начала 1930-х до начала 1990-х годов. Среди них вагон-имитация "Brush" - один из первых вагонов Санкт-Петербурга, изготовленных на одноимённом британском заводе. Восемь вагонов типа МС ("Моторный стальной"), производившиеся в Петрограде-Ленинграде на заводе "Красный путиловец". Также представлен весь модельный ряд вагонов, созданных и серийно производившихся на Ленинградском вагоноремонтном заводе (ВАРЗ - ЗРГЭТ - ЛТТЗ - ПТМЗ). Среди них легендарная "Американка" - трамвайный поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33 ("Ленинградский моторный", "Ленинградский прицепной", цифра обозначает год разработки первого вагона модели). Трамвайные поезда ЛМ-47 и ЛП-47, ЛМ-49 и ЛП-49 ("Слон"), вагон ЛМ-57 ("Стиляга"), вагон-лаборатория контактной сети на базе ЛМ-57, вагон ЛМ-68 ("Аквариум"), ещё встречающийся в городе вагон ЛМ-68М, некогда самый длинный в России трёхсекционный вагон ЛВС-89 ("Ленинградский вагон сочленённый") и его более современный преемник ЛВС-93.

Остальные 22 трамвайных вагона ожидают реставрации и составляют уникальный музейный фонд. Среди них, в частности, оригинальные специальные вагоны выпуска 1915-х - 1960-х годов, пережившие блокаду. Также в коллекции находится 18 троллейбусов, охватывающих весь период их существования в Ленинграде. Среди них ЯТБ-1 (первый троллейбус Ленинграда 1936 года выпуска, ныне старейший троллейбус в мире), МТБ-82Д 1947 года выпуска, ЗиУ-5Г 1967 года выпуска и ЗиУ-682Б (ЗиУ-9) 1972 года выпуска. 6 троллейбусов полностью восстановлены и пригодны к эксплуатации, 11 остальные ждут реставрации и составляют фонд музея. В настоящее время коллекция располагается в двух ближних к Среднему пр. корпусах бывшего Василеостровского трамвайного парка по адресу Средний проспект, д. 77. Второй средний корпус полностью используются для технического обслуживания и временного размещения экспонатов, ожидающих реставрации, и неэксплуатируемых трамваев и троллейбусов. Третий дальний корпус обеспечивает эксплуатацию линейных поездов трамвайного парка № 3 - это нынешний шестой трамвайный маршрут".

Как поясняет Виктор Туралин, некоторые старинные образцы транспорта, которые в Санкт-Петербурге готовы распилить на металлолом, уже хотят купить более дальновидные москвичи. "Этот уникальный технический музей может и должен существовать в рамках действующего трамвайного парка. В случае реновации трамвайной сети центра или развития линий с Васильевского острова в Приморский район через новый стадион, нам все равно придется восстанавливать трамвайный парк транспортное предприятие или строить новый где-то здесь же новый ПТО (пункт технического обслуживания). У нас в центральной части города практически уничтожена трамвайная сеть. Через лет десять ее придется восстанавливать вольно или невольно, - вторит архитектору Алексей Ярэма. - Это мировой тренд развития транспортных систем. Нигде за границей трамвай не сносят, а, наоборот, строят. И даже у нас уже есть проекты развития современного трамвая, который свяжет Пулково и Московский вокзал. Не за горами реновация трамвайной сети центра Санкт-Петербурга. Василеостровский трамвайный парк - единственное уцелевшее транспортное предприятие в центе города". Алексей Ярэма напомнил, что в рамках "Недели действий в защиту Василеостровского трамвайного парка" не удалось провести анонсированную экскурсию по трампарку и музею для журналистов и прокатить ветеранов на старом троллейбусе. "Поступил звонок из Смольного и эти мероприятия не состоялись - "Горэлектротранс" не смог ослушаться власти", - отметил градозащитник.

Напомним, на состоявшейся 24 декабря очередной встрече представителей градозащитного движения "Живой город" с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко был поднят вопрос о сохранении Василеостровского трамвайного парка - градозащитники передали губернатору материалы об этой проблеме. Инвестор предполагает частично снести трамвайный парк, часть корпусов трамвайного депо - памятники архитектуры регионального значения - уже сняты с охраны, а музей городского электрического транспорта, который располагается сейчас на территории парка, принадлежащего ГУП "Горэлектротранс", попросту исчезнет, так как инвестор не предполагает оставлять трамвайные пути, ремонтную базу и тому подобное. Предполагается полная и окончательная ликвидация трамвайного парка как действующего транспортного предприятия, снос части исторических зданий депо - статус памятника присвоен только половинкам ангаров, существенное сокращение коллекции музея электротранспорта и ликвидация ремонтно-реставрационной базы.

Напомним также, уже несколько лет подряд в Санкт-Петербурге активисты отмечают 15 апреля - день пуска трамвая после блокадной зимы - ветеранов и блокадников приглашают проехать на ретро-трамвае. Комитет по культуре совсем недавно инициировал проект "Музыкальный трамвай" - именно он открыл столь успешно прошедшую 11 декабря "Ночь музыки в Санкт-Петербурге". Петербургский - ленинградский трамвай всегда был удобным и доступным видом городского транспорта, одним из городских узнаваемых брендов, предметом гордости блокадных лет, исторической достопримечательностью, ныне находящейся на грани исчезновения.