Южный фасад и портал постройки XIII века - памятника архитектуры федерального значения Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (Владимирская область), поврежден в результате неквалифицированной реставрации. К такому выводу пришла рабочая группа Научно-методического совета Министерства культуры РФ, осматривавшая объект в октябре 2010 г. Как стало известно ИА REGNUM Новости, 20 октября состоялся выезд рабочей группы Научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры России в город Юрьев-Польский для обследования состояния сохранности Георгиевского собора XIII в. Поводом для инспекционной поездки стала информация о том, что в результате проведения летом 2009 г. реставрационных работ уникальному памятнику нанесен ущерб.

В заключении рабочей группы, в частности, говорится: "Результат работ, наблюдаемый на южном фасаде, не выдерживает никакой критики. Портал можно признать утраченным. Остатки резьбы, которые можно было видеть ещё год назад, практически уничтожены. Многочисленные непрофессионально выполненные доделки не позволяют говорить о восприятии портала как памятника истории и культуры XIII века (хотя использован современный качественный материал). На блоках фасада наблюдается сильный гидрофобный эффект, что крайне нежелательно для засолённой и влажной кладки в ситуации, когда не ликвидированы причины этих явлений. Приходится констатировать, что выполненные работы не только не обеспечивают стабильность дальнейшего существования памятника, но и вполне могут иметь негативные последствия - отслоение гидрофобного слоя вместе с белым камнем в результате продолжающегося действия водорастворимых солей".

Рабочая группа также констатировала, что все работы на памятнике велись с грубыми нарушениями существующих требований. "По сути, проведенные работы не могут быть названы реставрационными, они ничем не отличаются от локального ремонта, поскольку велись по методике, лишь формально согласованной в Росохранкультуре. Однако эта методика создана без проведения и обобщения всего комплекса реставрационных исследований, что делает её непригодной для применения на памятнике федерального значения", - отмечается в заключении.

Работы на уникальном памятнике XIII века, находящемся в весьма сложном состоянии, велись, как выяснилось, без разработки проекта комплексной реставрации, которая позволила бы воздействовать непосредственно на сами факторы разрушения. Вместо этого, как установила рабочая группа Научно-методического совета по культурному наследию Министерства культуры России, выделенные на реставрацию средства были использованы на те работы, которые были доступны и удобны заказчику (Областное управление культуры) и подрядчику (ОАО "Владимирреставрация"), подавшему заявку на участие в федеральной целевой программе. При этом производство работ не сопровождалось методическим контролем со стороны Госинспекции по охране объектов культурного наследия Владимирской области. Техническое задание на производство работ в нарушение существующего положения о порядке ведения работ на недвижимых объектах культурного наследия не было представлено на согласование Юрьев-Польскому историко-архитектурному и художественному музею, в ведении которого находится памятник. Руководство музея, недовольное качеством реставрации, отказалось подписать акт сдачи-приемки работ.

По просьбе ИА REGNUM Новости ситуацию прокомментировал член рабочей группы, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания, член президиума Научно-методического совета Министерства культуры РФ Лев Лифшиц. По его словам, проблема коренится, в частности, в несовершенстве Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ, не обеспечивающего выбор наиболее квалифицированной производственной организации и наилучшей методики реставрации. Тендер, по результатам которого была выбрана подрядная организация, прошел в соответствии с этим законом. "Внешне все соблюдено. Методика утверждена в Росохранкультуре. Но задание четко не сформулировано, методика устаревшая, с самого начала своего появления вызвавшая множество нареканий, исправлений в нее не вносилось, заново она не согласовывалась, заключений экспертов нет, - рассказал Лев Лифшиц. - Наличие у производственной организации лицензии на проведение работ не является гарантией их успешности. У данной организации просто нет квалифицированных мастеров. Не соблюдались и необходимые процедуры контроля как со стороны руководства самой реставрационной организации, так и со стороны надзорных органов Владимирской области и федерального органа охраны памятников. Роль последнего в данном случае должна была быть особенно значительной, поскольку собор Юрьева-Польского - памятник не просто федеральный, но и абсолютно уникальный".

"Требования к проведению тендера на памятниках такого рода должны быть особенно жесткими и дополняться специально выработанными условиями, - подчеркнул Лифшиц. - Если закон запрещает делать такие дополнения, то к участию в проведении тендеров должны быть привлекаемы независимые, но пользующиеся особым авторитетом, специалисты-эксперты".

Напомним, что в своем послании к Федеральному собранию президент РФ Дмитрий Медведев поручил разработать новую редакцию Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Справка ИА REGNUM Новости. Белокаменный Георгиевский собор в Юрьеве-Польском построен в 1230-1234 гг., в 1471 г. восстановлен после обрушения в измененных формах. Представляет собой наивысшую точку развития белокаменной фасадной резьбы Владимиро-суздальского зодчества. Несмотря на это Георгиевский собор в Юрьеве-Польском не является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО "Белокаменные памятники Владимира и Суздаля". На протяжении нескольких десятилетий состояние его сохранности резко ухудшается, идет интенсивный процесс разрушения белого камня, утрачиваются рельефы. Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей, в оперативном управлении которого находится собор, имеет статус муниципального учреждения культуры с соответствующим финансированием.