Гибель муфтия Кабардино-Балкарии Анаса Пшихачева от рук преступников 15 декабря 2010 года неминуемо ставит вопрос о будущем ислама в этой северокавказской республике. Эксперты, мнения которых публикует ИА REGNUM, утверждают, что в последние годы в регионе были сделаны определенные шаги для укрепления мирного ислама, противостоящего экстремизму, однако для того, чтобы закрепить их результаты, от будущего руководства Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии потребуется еще очень многое.

Как ранее отмечало ИА REGNUM, ключевым событием в новейшей истории ислама Кабардино-Балкарии стал религиозный раскол, произошедший в конце 1990-х между Духовным управлением мусульман и так называемым Исламским центром КБР. Вокруг последнего концентрировалась молодежь, авторитетами для нее были также молодые люди, отучившиеся в исламских учебных заведениях Арабского Востока. Под их контролем оказалось значительное число мечетей, в том числе в республиканской столице Нальчике (например, известная мечеть в микрорайоне Вольный Аул). Ученые-исламоведы отмечали, что уже после обособления Исламского центра он оказался под жестким влиянием экстремистских проповедников, в том числе и зарубежных. Кончилось это трагически - нападением вооруженных групп радикальной молодежи на объекты силовых структур в Нальчике 13 октября 2005 года. Духовному управлению трудно было оказывать действенное идейное сопротивление этим процессам. Большинство его "кадров" составляли пожилые священнослужители, пережившие гонения на религию еще в советское время. Они привыкли работать в условиях, когда об активной проповеди, полемике на религиозные темы не приходилось и думать. К тому же в силу исторических условий в КБР не было мощной исламской традиции, которую можно было бы противопоставить радикалам. В Дагестане, например, эту роль с начала 90-х и по сей день выполняет суфизм, но на Западном Кавказе он не имеет существенных позиций.

Как полагают специалисты, неспособность Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии эффективно противостоять экстремизму в первой половине 2000-х годов была связана и с некоторыми "тактическими" ошибками его руководителей, учитывать которые важно и сегодня. "Главная ошибка ДУМ КБР до 2005 года была в том, что оно видело свою задачу в централизации всего исламского пространства республики. Это налагало огромную ответственность, непропорциональную как финансовым, так и политическим ресурсам ДУМ", - считает эксперт программы PONARS-Евразия Суфьян Жемухов (Нальчик). Возможно, ограничивало потенциал Духовного управления и то, что до 2005 года его руководители демонстрировали самую тесную связь с тогдашним руководством КБР, так что ДУМ считалось многими "политическим проектом" республиканских властей. Как отмечает известный исследователь ислама в КБР Светлана Аккиева, руководящий состав ДУМ еще в 90-е годы "занимал пропрезидентскую позицию во всех вопросах общественно-политической жизни КБР, а в своей деятельности избрал линию тесного сотрудничества с органами власти республики".

Что же изменилось после трагедии 2005 года, что представляет собой сегодня Духовное управление мусульман КБР, недавно потерявшее своего руководителя? Некоторые эксперты утверждают, что ДУМ в последние годы существенно изменило тактику своей работы, что принесло определенные результаты. "Заслуга руководства ДУМ в том, что оно отказалось от чисто бюрократических целей и сосредоточилось на прикладных задачах регламентации обрядов, на укреплении просветительской и образовательной деятельности. И, отказавшись от "руководящей роли", ДУМ смогло на сегодня стать безусловным лидером среди многочисленных исламских организаций КБР", - считает Суфьян Жемухов. "Укрепление образовательной деятельности" выражалось прежде всего в становлении Исламского института в КБР. Попытки создать его делались еще в 90-е годы, однако первый полноценный выпуск состоялся лишь в 2007 году. Тогда же он был преобразован в Северо-Кавказский университет имени имама Абу Ханифы.

Вместе с тем, не все эксперты уверены, что существование этого вуза само по себе решит проблему противостояния радикализму. "Сам "контент" образования в этом университете еще находится в процессе становления, - считает старший научный сотрудник Центра региональных и цивилизационных исследований РАН Наима Нефляшева. - Но существенно, что в самые последние годы представители КБР обучались по общероссийской образовательной программе для имамов мечетей. Суть этого проекта в том, что будущие имамы получают гуманитарное образование в одном из светских вузов, и одновременно слушают лекции исламских преподавателей по теологии. Этот проект имеет государственную поддержку, и, по моим данным, представители КБР обучались в его рамках в Нижнем Новгороде".

Эти изменения во второй половине 2000-х проходили параллельно с довольно заметным обновлением взаимоотношений ДУМ с властями КБР. Президент республики Арсен Каноков вступил в должность буквально за две недели до трагических октябрьских событий в Нальчике. С самого начала он дал понять, что при нем республиканская власть не будет брать чью-либо сторону в собственно исламских конфликтах. "Самое главное, чтобы не было раскола в обществе... И с той и с другой стороны - это население нашей республики. Если мы скажем - ваши дети так сделали, вы изгои, - мы посеем в них зерна, которые дадут для республики очень плохие плоды. Это беда для Кабардино-Балкарии", - заявил он тогда. Вместе с тем, Каноков не раз публично призывал Духовное управление активизироваться и выразил готовность поддержать конкретные проекты, особенно по работе с молодежью.

Однако какой вид могут иметь эти проекты, ДУМ КБР еще предстоит определить, считает Нефляшева. "Основным содержанием может быть только спор с радикалами, - говорит эксперт. - Здесь могут быть самые неожиданные методы. К примеру, в некоторых республиках есть образованные проповедники, которые каждый вечер, как на работу, выходят в местные исламские чаты и ведут диалог с молодежью по религиозным вопросам. Но для этого надо иметь подготовленных людей".