Обстоятельства освобождения похищенных в Судане латвийских вертолетчиков следует обсуждать на закрытом заседании парламентской комиссии по национальной безопасности, считает министр иностранных дел Латвии Гирт Валдис Кристовскис. Об этом сообщил 23 декабря портал Delfi.lv. На заседании парламентской комиссии по запросам был рассмотрен соответствующий запрос депутатов от оппозиционных объединений "За хорошую Латвию!" (ЗХЛ) и "Центр согласия" к главе латвийского МИДа. После ответов, данных представителями министерства, авторы запроса отозвали его, согласившись с тем, что МИД не может предоставить подробности проведения операции.

Этот вопрос было бы лучше рассмотреть на заседании парламентской Комиссии по национальной безопасности, отметил депутат Сейма от ЗХЛ Айнар Шлесерс, тоже подписавшийся под запросом. При этом он призвал Кристовскиса в дальнейшем в подобных случаях ограничиваться предоставлением более "сухой информации", чтобы не возникало недоразумений. "Если информация секретна, то об этом вообще не стоило говорить", - выразил возмущение Шлесерс, указав, что он не упрекает министерство за вклад в спасение похищенных, а подчеркивает, что Кристовскису не стоило делать триумфальных заявлений об освобождении заложников, если в действительности этого не произошло.

Кристовскис и госсекретарь МИД Латвии Андрис Тейкманис указали, что отвечают за каждое слово в распространенном министерством сообщении об освобождении латвийских вертолетчиков, а также - за то, что в сообщении не содержится неправды: "Мы не сообщили в нем какие-либо детали, поскольку это помешало бы завершить расследование, которое ведет не Латвия, а представители Всемирной продовольственной программы ООН и службы безопасности Судана".

Кристовский подверг критике понимание оппозицией того, что означает спасательная oперация. Он сказал, что такие операции осуществляются в течение длительного периода - за дни и месяцы, а иногда и за годы, и состоят из многих этапов, как запланированных, так и непредусмотренных. Спасательная oперация - это не только "сценарий фильма о рейнджерах", подчеркнул он.

Министр сказал, что та часть операции по спасению, на которую мог влиять МИД - по возможности скорейший вывоз освобожденных из Судана в обстоятельствах, которые министр не имеет права раскрывать, - была успешной. "Для семей, чьи члены вернулись домой живыми и здоровыми, этот результат выдающийся. Если же отдельным депутатам, в том числе г-ну Шлесерсу, это не кажется достижением, то пусть это остается на его совести", - сказал Кристовскис. При этом он подчеркнул, что подробности обстоятельств освобождения вертолетчиков он может привести только на заседании КНБ в присутствии руководителей всех связанных с делом служб, но не на открытом заседании комиссии по запросам.

"По поводу непроверенных сообщений из непроверенного источника на одном из порталов МИД комментарии давать не будет", - в свою очередь сказал Тейкманис, подчеркнув, что любая новость по поводу этого случая, написанная по-латышски, в конце концов попадет к суданским мятежникам на языке, который им понятен. И для того, чтобы защитить тех, кто продолжает работать в Судане, никакие подробности о случившемся сообщаться не будут. Тейкманис добавил, что распространенное 23 декабря письмо председателя правления предприятия GM Helicopters дает ответы на многие вопросы.

Председатель правления предприятия GM Helicopters, на которое работали летчики, Айвар Бебришс в открытом письме, направленном средствам массовой информации, призвал поставить точку на спекуляциях по поводу освобождения похищенных в Судане латвийских вертолетчиков. Он подчеркнул, что в распространенном pанее официальном сообщении МИДа было указано, что в освобождении заложников большая заслуга принадлежит самим членам команды, и эта информация ни в чем "не противоречит действительным событиям".

Изложенная в прессе информация, отражавшая пересказ событий близкими к вертолетчикам лицами, является только неофициальной версией, которую в качестве сенсации в конце прошлой недели опубликовал ряд масс-медиа, отметил он. "К сожалению, следует признать, что, распространяя такие подробности и сомнительную информацию, отдельные СМИ уже не только оказали "медвежью услугу" работникам нашей фирмы, но и также сформировали опасный прецедент для людей, которые в будущем могут попасть в плен, или для любого латвийского гражданина, который когда-нибудь может попасть в этот регион", - считает Бебришс.

Он также положительно oценил действия латвийских властей, отвергая любые упреки в непрофессионализме. "Мы ежедневно работали плечом и к плечу, и мне сообщалось о предпринятых МИДом дипломатических действиях, о подключении к решению кризиса представителей как отдельных стран, так и международных организаций. Мы также ежедневно работали с семьями похищенных вертолетчиков. Я регулярно совместно работал и с Антитеррористическим центром Полиции безопасности, но конкретные факты о внесенном ими вкладе, а также - о сотрудничестве со спецслужбами других стран, я раскрывать не вправе", - сказал он.

Как сообщало ИА REGNUM, по информации портала kasjauns.lv, похищенные в Судане 4 ноября три вертолетчика латвийской компании GM Helicopters - капитан Артем Налбадян, второй пилот Янис Гиндру и механик Каспар Рейхлер, работавшие в рамках Всемирной продовольственной программы ООН, из плена выбирались сами, с оружием в руках, а операции по освобождению пилотов не проводилось. После того, как стало известно о похищении летчиков Латвия сформировала Кризисный координационный центр при МИД Латвии, в который вошли представители Антитеррористического центра Полиции безопасности, Бюро по защите Конституции, службы военной разведки и безопасности, Министерства обороны. В Судан отправился представитель МИД и представитель антитеррористического центра.

По официальной версии, 8 декабря состоялась операция по освобождению заложников, в результате трех латвийских граждан доставили в безопасное место на базе ООН. Другая - неофициальная - информация свидетельствует об обратном: к освобождению летчиков не причастны ни ООН, ни латвийские спецслужбы. Возможно, именно поэтому МИД Латвии не организовал встречу бывших пленников с представителями СМИ, объясняя, что таково желание их и их близких.