Россия должна пересмотреть свою политику в отношении Приднестровской Молдавской Республики и вывести свои войска из Приднестровья "в соответствии с принципами международного права и обязательствами в рамках ОБСЕ". Об этом заявил 21 декабря в интервью Deutsche Welle докладчик Европейского союза и член комитета парламентской делегации ЕС-Молдавия, представитель Румынии Траян Унгуряну.

Он приветствовал подключение Германии к процессу оказания давления на Россию в отношении вывода войск из ПМР. "То, что Германия недавно подтолкнула Россию к диалогу вокруг приднестровского конфликта, я расцениваю в качестве обнадеживающего сигнала. Я полагаю, что начиная с этого момента ситуация в Молдавии может развиваться позитивно", - добавил политик. В то же время он считает, что "нам нужны практические способы решения данного конфликта, который на протяжении последних лет практически не сдвигался с мертвой точки". "Совместными усилиями России, ЕС, Германии, Румынии и Молдавии необходимо привести в движение процесс урегулирования приднестровского конфликта", - заявил Унгуряну.

В то же время докладчик ЕС назвал Приднестровье "черной дырой" (30 ноября 2005 года в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко начала свою деятельность миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине. Основанием для осуществления деятельности EUBAM послужили, в частности, обвинения молдавской стороны в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений из Приднестровья. В ходе своей работы миссия не нашла подтверждений этим обвинениям. 27 июля 2010 года в интервью радиостанции "Свободная Европа" руководитель миссии EUBAM Удо Буркхолдер заявил, что миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине никогда не считала Приднестровье "чёрной дырой", и это также подтверждается информацией ОБСЕ и Европейской комиссии. Буркхолдер также опроверг тиражируемую молдавскими СМИ информацию о существовании масштабной контрабанды, в том числе оружия, из Приднестровья - прим. ИА REGNUM), добавив, что если инвесторы будут работать напрямую с приднестровской стороной, то направляемые ими средства могут исчезнуть. "Я думаю, что мы должны поддерживать в качестве партнера не Приднестровье, а Молдавию, являющуюся суверенным и территориально целостным государством", - заявил Унгуряну. Он назвал Кишинев заслуживающим доверия партнером ЕС как в решении молдавско-приднестровского конфликта, так и в управлении гуманитарными средствами, в том числе адресованными Приднестровью. "Более того, если улучшится экономическая ситуация в Молдавии, то это может послужить положительным сигналом для жителей Приднестровья", - заявил румынский политик.

ИА REGNUM напоминает, что в июне текущего года тема молдавско-приднестровского урегулирования стала предметом активного обсуждения на уровне лидеров России и Германии Дмитрия Медведева и Ангелы Меркель, после чего Германия, не входящая ни в один из форматов приднестровского урегулирования, фактически стала одним из основных "участников" этого процесса. Затем, 19 октября на пресс-конференции по итогам трехсторонних переговоров глав России, Франции и Германии в Довиле (Франция) президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что успех переговоров по молдавско-приднестровскому урегулированию зависит от позиций не только России, Молдавии, Приднестровья и ЕС, но и Румынии, что было воспринято как приглашение к участию Бухареста в процессе урегулирования. Стоит отметить, что Румыния, де-факто принимавшая участие в молдавско-приднестровском конфликте на стороне Кишинева, так же не является участником ни одного из форматов приднестровского урегулирования. После Румынии о намерении активно подключиться к процессу молдавско-приднестровского урегулирования последовательно заявили Польша и Италия, опять-таки не входящие ни в один из форматов урегулирования конфликта на Днестре. При этом, стоит отметить, что ЕС вместе с США имеют статус наблюдателей постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, ЕС и США - наблюдатели). Однако в последнее время, представители Молдавии и ЕС неоднократно выражали заинтересованность в повышении статуса США и Евросоюза в переговорном процессе от уровня наблюдателей до посредников.

Также стоит напомнить, что Ограниченная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". "Стамбульские обязательства" в части вывоза вооружений из Приднестровья, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носившие двусторонний российско-молдавский характер и не касавшиеся третьих стран, были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в Приднестровье нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года РФ ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО.