Издана книга "Русские в Эстонской освободительной войне" эстонского историка Игоря Копытина, созданная для учебных заведений Эстонии при поддержке Министерства образования и науки страны. Об этом ИА REGNUM сегодня, 20 декабря, сообщили в министерстве, отметив, что книга освещает малоизвестные моменты одного из важнейших периодов в истории Эстонии. В аннотации книги отмечается, что в эстонских вооруженных силах служили как местные русские, так и выходцы из других российских губерний. Книга издана на эстонском и русском языках. Признается, что в целом в Эстонской освободительной войне (1918-1920) русские сыграли важную роль.

Северо-Западная Белая армия, осуществляя боевые операции против большевиков, приняла на себя основные удары Красной армии на втором этапе войны. Уникальным прецедентом стало создание и применение русских подразделений в Эстонской армии.

Отмечается, что формирование и применение русских национальных подразделений эстонской народной армии в Освободительной войне остается почти неизученным моментом в истории Эстонии.

На стороне Эстонии служили как местные русские, так и уроженцы российских губерний. Подробно рассказывается о русских офицерах на службе в эстонской армии, а также о русских подразделениях в рядах эстонской армии, таких как Отдельный Качановский батальон и Батальон атамана Булак-Балаховича. Подчеркивается, что несмотря на то, что для "Белого движения" главной целью была борьба с большевизмом в России, - Северо-Западная Белая Армия, не признававшая независимости Эстонской Республики, также внесла немалый вклад и в борьбу за независимость Эстонии, защищая восточные рубежи республики от частей Красной Армии.

В книге рассказывается о трагедии "северо-западников", оказавшихся в конце 1919 года между договаривающимися о перемирии Эстонской Республикой и Советской Россией, об эпидемии сыпного тифа, который за четыре месяца 1919-1920 годов унёс жизни около 12 тысяч человек, включая гражданских беженцев и семьи военнослужащих Белой Армии. При этом в учебнике не рассказывается о принятых эстонской стороной дискриминационных законах против солдат и офицеров Белой Армии, о концентрационных лагерях, в которых в условиях антисанитарии и при страшном морозе военнослужащие были вынуждены жить. В учебнике признается, что лишь только когда начался массовый переход "северо-западников" на сторону "красных", эстонское руководство приняло решение взять опеку раненых и больных на себя. При этом львиную долю заботы о спасении больных и живых "северо-западников" осуществлял американский "Красный Крест в России" - благотворительная организация, созданная в 1914 году американскими банкирами для оказания медицинской помощи сражающейся против Германии России.

Точный тираж учебника, а также ответ на информацию эстонских СМИ о том, что данная книга будет распространяться лишь в школьных библиотеках русских учебных заведений Эстонии, в министерстве не сообщили, но отмечается, что книга размещена в интернете по адресу "русские".

Как сообщало ИА REGNUM ранее, историк и журналист Михаил Петров, автор ряда книг о проблемах истории Эстонской Республики, считает, что "в официальной эстонской историографии так называемая Освободительная война - сплошное белое пятно, порождающее вопросов больше, чем можно получить ответов". По мнению Петрова, противоречия начинаются с самого определения "освободительная". Официальная историография описывает характер войны 1918-1920 годов, как освободительный "от насильнической большевистской России", но фактически в конце 1918 - начале 1919 годов война на территории Эстонии и за её пределами война велась против эстонских большевиков, поддержанных большевиками российскими. Фактически, считает Петров, "освободительная" война начинается как гражданская война в Эстонии.

2 февраля 1920 года Эстония и РСФСР подписали мирный договор в городе Юрьев (ныне - Тарту). Согласно этому договору Эстония признавалась независимой, Белая Северо-Западная армия генерала Николая Юденича интернировалась, а РСФСР выплачивала контрибуцию Эстонии в размере 15 миллионов рублей золотом, передавала Эстонии лесную концессию и уступала территорию в Псковской и Петроградской губерниях. Этот договор был первым международным договором, признававшим Советскую Россию и Эстонию.