В докладе Государственного департамента США о свободе вероисповедания в странах мира в 2010 году отмечается, что в Туркмении статистика относительно религиозной принадлежности отсутствовала, передает 18 декабря корреспондент ИА REGNUM Новости.

В докладе говорится, что площадь страны составляет 188.457 кв. миль, а население - пять миллионов человек. Согласно последней сплошной переписи населения (1995), этнические туркмены составляют 77% населения. Этнические меньшинства включают узбеков (9,2%), русских (6,7%) и казахов (2%). Оставшиеся 5,1% составляют армяне, азербайджанцы и другие этнические группы. Последователями религии большинства являются мусульмане-сунниты, а православные составляют крупнейшую группу религиозного меньшинства. Уровень активных верующих неизвестен.

"С приобретением независимости в 1991 году стало проводиться строго контролируемое возрождение ислама. В советский период существовало только четыре действующих мечети; в конце отчетного периода, согласно данным Совета по делам религии (СДР), количество мечетей составило 398. Этнические туркмены, узбеки, казахи и белуджи, проживающие в Марыйской области, являются преимущественно мусульманами-суннитами. В небольших районах вдоль границы с Ираном и в городе Туркменбаши проживают мусульмане-шииты, многие из которых являются этническими иранцами, азербайджанцами или курдами. В результате ограничений со стороны органов власти, 70 лет советского правления и местной мусульманской культуры традиционный ислам, основанный на мечетях, не играет доминирующей роли в обществе. Местные толкования ислама значительно поощряют ритуалы, связанные с рождением, браком и смертью, характеризующиеся музыкой и танцами, которые большинством традиционных мусульман рассматриваются как неортодоксальные. Вместе с паломничеством в святые места такие ритуалы играют более значительную роль в выражении ислама местными мусульманами, чем регулярная молитва в мечетях", - подчеркивают составители доклада.

Они также сообщают, что сплошная перепись населения 1995 года показала, что этнические русские составляли почти 7% населения; однако последующая эмиграция в Россию и другие страны продолжала сокращать эту величину. Большинство русских и армян являются христианами. Русские, исповедующие христианство, обычно являются членами Русской православной церкви (РПЦ). В Туркмении существует 13 русских православных церквей, три из которых находятся в Ашхабаде. Священник, проживающий в Ашхабаде, руководит Русской православной церковью в стране. Начиная с 2008 года, РПЦ стала подчиняться Московской патриархии. В Ашхабаде существует один монастырь, но отсутствует православная семинария.

"Этнические русские и армяне составляют значительный процент членов незарегистрированных религиозных конгрегаций; в этих группах все больше представлены также и этнические туркмены. Следующие незарегистрированные религиозные группы представлены небольшими общинами: Свидетели Иеговы, иудеи, мусульмане-шииты и несколько евангелистских христианских групп, включая баптистов и пятидесятников", - указывается в докладе Госдепа США.

Обращается внимание на то, что небольшая община этнических немцев, большинство из которых проживают в городе Сарахсе и вокруг него, исповедует лютеранство. В стране проживает около 1.000 этнических поляков; они в значительной степени были поглощены русской общиной и считают себя православными. Католическая община в Ашхабаде, включающая как граждан Туркмении, так и иностранцев, встречается в часовне нунция Ватикана.

"Предполагается, что в стране проживает около 1.000 евреев. Большинство из них являются членами семей, которые приехали из Украины во время Второй мировой войны. Некоторые еврейские семьи проживают в Туркменабаде на границе с Узбекистаном и известны как бухарские евреи, по названию узбекского города Бухара. В стране отсутствуют синагоги или раввины, а евреи продолжают эмигрировать в Израиль, Россию и Германию; однако еврейское население остается относительно постоянным. Община собирается на религиозные обряды, но не регистрируется как религиозная группа", - заключают составители доклада Госдепа США.