Польские эксперты: Политика сближения Украины с Россией идёт на спад

Москва, 18 декабря 2010, 17:01 — REGNUM  Политика сближения с Россией, активно начатая окружением президента Украины Виктора Януковича в первые месяцы его правления на этом посту, сегодня переживает спад активности. Об этом в статье "Украина - Россия: заторможенное сближение" пишут аналитики Центра восточных исследований в Варшаве Славомир Матусяк и Анна Гурска. По мнению экспертов, российско-украинские переговоры ведутся вокруг тех сфер экономики, в которых Киев не готов идти на уступки. Многочисленные встречи на высоком уровне, которые имели место в последние месяцы, не принесли перелома в энергетических вопросах, имеющих ключевое значение: "Прежде всего, не достигнуто компромисса в газовых вопросах, в которых кроются наиболее основные различия в интересах сторон, а Украина занимает твердую позицию, в целях обеспечить себе выгодные условия", - говорится в статье. По мнению аналитиков, согласие Киева на поставки нефти в Белоруссию по трубопроводу "Одесса-Броды" показывает, что власти Украины готовы участвовать в проектах, которые считают выгодными, даже если они противоречат интересам России. "Такая позиция Украины может вызвать недовольство Москвы и не исключено, что это приведет к охлаждению двусторонних отношений", - отмечают они. По оценкам экспертов, несмотря на то, что с начала 2010 года Украина и Россия подписали ряд двусторонних соглашений, реальное сближение произошло лишь в двух сферах экономики: ядерной энергетике и авиационной промышленности. В первом случае Украина согласилась на монополию России в вопросе поставок ядерного топлива, во втором - главный украинский авиационный завод вошел в украинско-российское совместное предприятие.

Согласно экспертам, в отношениях Киева и Москвы существует ряд спорных вопросов и в первую очередь - вопросы цены на газ. В статье отмечается, что Украина все еще платит сравнительно высокую цену за газ: 252 доллара за 1000 м3 в IV квартале 2010 года, тогда как Белоруссия платит 194 доллара. Другим главным вопросом является желание Украины сохранить статус главного транзитного государства для российского сырья. Еще одним вопросом является получение помощи в модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), желательно при участии европейской стороны. "Россия в свою очередь желает взять под контроль ГТС, упрочить позиции на украинском газовом рынке и получить возможность участвовать в добыче газа на Украине. Контроль над ГТС было бы обеспечено созданием СП "Нафтогаза" и "Газпрома". Однако согласие Киева на объединение этих предприятий кажется нереальным. Приемлемым для Киева является создание трехстороннего консорциума с участием Украины, России и ЕС", - говорится в статье.

Комментируя подписанный в конце ноября договор о транзите нефти на 2011 год, эксперты отмечают, что несмотря на декларации российской стороны о транспортировке 17 млн тонн, согласно доступной информации (соглашение не опубликовано) не предусмотрено каких-либо санкций за невыполнение этих условий. Соглашение подобного содержания является поражением Украины, ведь целью Киева являлось подписание пятилетнего соглашения о транзите, в котором был бы прописан минимальный объем транспортируемого сырья. А для России выгодно сохранение нынешних условий, без гарантированных объемов.

Что касается сотрудничества в сфере электроэнергетики, то по оценкам польских экспертов, запланированная на конец 2010 года разработка соглашения о синхронизации энергетических систем полностью находится в интересах России. Украина же, которая выражала заинтересованность в соединении энергосетей в целях взаимного обмена электроэнергией, противится экспорту российской энергии по своим сетям, так как имеет собственный экспортный потенциал. Кроме этого, соглашение противоречило бы обязательствам Украины в Энергетической ассоциации, которые предполагают интеграцию украинских сетей с европейской системой UCTE (Союз по координации передачи электроэнергии).

"Несмотря на многочисленные встречи на высшем уровне, имевшие место в последние месяцы, их результаты оказались весьма скромными. Визит премьер-министра Путина в конце октября в Киеве, когда он принял участие в заседании межправительственной комиссии, было значимым: несмотря на то, что Россия и Украина подписали два важных экономических соглашения, это стало возможным лишь благодаря договоренностям, достигнутым еще летом 2010 года. С другой стороны, вопреки ожиданиям, не было достигнуто соглашения по газовым вопросам. Кроме того, атмосфера в ходе визита Путина была намного хуже, чем во время предыдущих встреч. Так же было и во время заседания межгосударственной комиссии 26 ноября с участием Януковича и Медведева, когда было подписано соглашение о транзите нефти, но без учета требований Украины, и опять не было прогресса в газовых переговорах. Одним из основных препятствий в переговорах с Москвой являются страхи украинских олигархов перед экспансией российского бизнеса в секторах, которые они считают своей исключительной сферой. Кроме того, власти не хотят идти на уступки без гарантий того, что они получат надлежащую компенсацию. Помимо этого, постепенное улучшение экономической ситуации придало Украине большую уверенность в переговорах. Как результат, произошло видимое замедление переговоров.

Власти в Киеве решительно поддерживают интересы украинских олигархов в вопросах конкуренции с российской стороной.

Попытка России заполучить крупнейший на Украине металлургический комбинат им. Ильича в Мариуполе была аннулирована правительством Николая Азарова, поскольку в покупке был заинтересован Ринат Ахметов. Аналогичным образом, хозяйственным судом в Киеве была отменена сделка о покупке компанией "Брянские машиностроительные заводы" Луганского тепловозного завода. Замедление украинско-российских экономических переговоров свидетельствует о том, что власти в Киеве сейчас очень осторожно относятся к вопросу присутствия российского бизнеса на Украине. В случаях, когда интересы бизнес-групп, связанных с Партией регионов, противоречат российским интересам, Украина, не колеблясь, выступает против Москвы. Конкретные сферы и детали будущих соглашений в настоящее время трудно предсказать. Однако кажется, что возможность подписания документов, невыгодных Украине в каком-либо секторе, появится только тогда, когда это компенсируется уступками России в другом секторе.

Существующие на сегодня соглашения (например, соглашение о транзите нефти), показывают, что Россия не готова к уступкам. Вполне возможно, что Украина может пойти на уступки в пользу России под влиянием сильного украинского лобби лиц, заинтересованных в более тесном сотрудничестве с Россией (особенно газовой промышленности). Действующие экономические соглашения, за исключением договора "флот за газ", когда украинские власти действовали в условиях цейтнота, не могут рассматриваться как неблагоприятные для Украины. Сотрудничество с Россией зачастую является дешевым и выгодным (как в случае с поставками ядерного топлива), или даже единственно возможным (авиационная промышленность) решением. В то же время расширение сотрудничества приводит к увеличению российского экономического присутствия на Украине, что Москва может (и будет) использовать в будущем.

В настоящее время наиболее важные переговоры ведутся в сфере энергетики, в том числе в газовой сфере и электроэнергии. Принимая во внимание различие интересов обеих стран, не стоит ожидать скорого подписания соглашения", - пишут эксперты.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.