Один из членов Координационных советов организаций российских соотечественников в странах Прибалтики передал ИА REGNUM обсуждаемый в настоящий момент рядом членов Координационного совета подготовленный одной из организаций соотечественников проект "Обращения русских соотечественников Прибалтики к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу". К нему прилагается справка "Об использовании слова "русский" во внешнеполитической деятельности России". Публикуется с сохранением орфографии оригинала:

Проект обращения российских соотечественников к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу

При анализе деятельности государственных институтов по взаимодействию России с русской диаспорой в мире, можно отметить существенный пробел: отсутствие структуры, для которой приоритетом деятельности являются поддержание и развитие в зарубежье "русскости" как явления, сочетающего ценностные, духовные и идеологические основы единства Русского мира.

Важно отметить и то, что даже слово "русский" почти полностью изъято из внешнеполитической риторики властей России и диаспоральной деятельности государства.

Однако, в местах исторического расселения русского народа - Украине, Белоруссии, Эстонии, Латвии, Литве, Приднестровье, Молдавии значительное количество людей - и потомки народов России и народов других территорий Империи и СССР, невзирая на этнические и даже религиозные различия, ощущают себя именно русскими. Так они подчеркивают свою общую идентичность - принадлежность к русскому народу, к цивилизационной общности Русского мира. Соответственно в зарубежье дистанцирование официальной России от "русскости" воспринимается как отказ российской элиты, властей от общих для русских ценностей и духовных традиций. В результате описанного противоречия в последнее время резко обострились процессы отчуждения русского рассеяния от России, как государства, навязывающего им некую неприемлемую в зарубежье российскую идентичность.

По оценке представителей русских общин Прибалтики Русская Православная Церковь - единственный социальный институт, официально употребляющий термин "русский" и признающий существование русской идентичности и русской цивилизационной формации. Именно она может противостоять возникшему в результате непродуманной диаспоральной деятельности бюрократии зарождающейся разобщенности народа. По мнению представителей русских общин Прибалтики, важнейшей целью, как в Прибалтике, так и на всем пространстве исторического русского наследия, является воссоздание организационной, легитимной субъектности русского народа. Субъектности, основанной на тех надэтнических, цивилизационных принципах, которые огласил Патриарх в выступлении на ассамблее фонда Русский мир. Субъектности легитимной, как для властей стран проживания, так и международных организаций, властей РФ.

По общему мнению представителей русских общин Прибалтики, единственным общественным институтом, действуя под эгидой которого возможно достичь этой цели, может быть только Всемирный Собор Русского Народа. Поэтому, представители русских общин Прибалтики выступают с инициативой проведения Собора русского народа Прибалтики и создания Балтийского отделения Всемирного собора русского народа, включающего не только представителей русских и православных общин Прибалтики, но и Финляндии, Польши, Швеции и Дании.

В виде повестки дня Первого Собора русского народа Прибалтики представители русских общин Прибалтики предлагают принятие учредительных документов, избрание Правления и обсуждение жизненно важных для русских зарубежья тем:

- о сохранении и развитии в странах проживания Православия;

- о сохранении и развитии образования на русском языке;

- о консолидации политических и общественных организаций с целью распространения традиционных русских духовных ценностей среди молодежи;

- о защите прав русского народа как одного из равноправных народов, исторически проживающих в Прибалтике.

Приложение к обращению:

Справка "Об использовании слова "русский" во внешнеполитической деятельности России"

Термин "Русский мир" усилиями Русской Православной Церкви и ряда политологов стал входить в обиход российской политической риторики примерно с 2005 года. В существовавшем тогда его толковании он обозначал исторически сложившуюся вне России общность, разделяющих общие с народом России ценности и связанную с ним религией, культурой, языком. На тот момент внедрение понятия "Русский мир" в политический обиход стало удачным компромиссом, позволяющим российской бюрократии достичь взаимопонимания с зарубежными русскими.

Эта концепция нашла отражение в выступлении Владимира Путина на Всемирном конгрессе соотечественников в 2006 году. Тогда же данный термин был впервые озвучен на высшем уровне. После этого выступления в течение некоторого времени наблюдались попытки реализации этой концепции на уровне принятия государственных решений. Была активизирована деятельность Департамента по работе с соотечественниками МИД России, создан Всемирный координационный совет соотечественников. Несколько позже указом президента Путина был учрежден фонд "Русский мир", а в 2008 году Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.

Несмотря на предпринятые меры, к данному моменту можно констатировать полный провал этих усилий. В частности, фонд "Русский мир" отказался от деятельности в рамках концепции Русского мира как цивилизационной общности, от которой и получил название. В данное время этот фонд руководствуется в своей деятельности концепцией Русского мира как сетевого сообщества "русскоговорящих", то есть людей, знающих русский язык, в том числе и иностранцев, изучивших и изучающих русский язык из прагматичных целей.

Термины "Русский мир" и "русское зарубежье", "русское рассеяние" к настоящему моменту так же полностью исключены и из риторики подразделений МИД России. Произошло возвращение к термину "российские соотечественники", в деятельности подразделений МИД России стала преобладать диаспоральная концепция взаимодействия с русским зарубежьем, что фактически привело к фактическому отказу России от исторического русского наследия на сопредельных территориях и в дальнем зарубежье. Этот отказ МИД России по сути зафиксировал в поправках к закону о соотечественниках, исключивших из их числа представителей народов, не проживающих в России. Формально этот закон раздробил русское зарубежье на российскую диаспору и просто людей, определяющих свою идентичность как русский, но по закону не являющихся теперь российскими соотечественниками.

Как следствие фактического отказа государственных структур в поддержке и развитии духовной, ценностной и политической основ русской цивилизации (Русского мира), термин "русский" в смысле надэтнической идентификации исторически сложившейся общности полностью исчез из внешнеполитической риторики России. В частности, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в последнем обращении к соотечественникам вместо понятия Русский мир использовал термин "Большая российская цивилизация".