Зафар Гулиев: Клерикализация политики в Азербайджане

Баку, 16 Декабря 2010, 02:02 — REGNUM  

Страсти вокруг хиджаба

Манифестация протеста тысяч верующих 10 декабря против запрета на ношение школьницами хиджаба и жесткое подавление акции силами правопорядка заметно всколыхнули застойную тишь общественной жизни в Азербайджане. В последние несколько лет в стране действует негласный запрет на несанкционированные митинги и манифестации. Любые попытки проведения акций протеста в зародыше пресекались силами правопорядка и общественность страны фактически уже отвыкла от шумных митинговых страстей в черте города. В этом контексте протестная акция верующих перед зданием Министерства образования стала, по сути, самой многочисленной и серьезной за последние годы. Тысячная колонна манифестантов, перекрыв движение транспорта, совершила шествие до здания Минобразования. и по пути скандировала "Свободу хиджабу!", "Хиджаб - наша честь". Акция словно застала врасплох властные структуры, которые, опомнившись, бросили затем на её разгон внушительные отряды полиции особого назначения. В результате жестких мер полиции акция была разогнана, а десятки манифестантов задержаны и в отношении некоторых из них возбуждены судебные дела.

Поводом для акции протеста верующих стал запрет на посещение школ ученицами с покрытой головой. В течение последних недель вокруг этого вопроса разгораются нешуточные страсти. Публичное заявление министра образования Мисира Марданова в поддержку запрета на ношение школьницами хиджаба оказало детонирующее воздействие на чувства верующих и побудило их к акции протеста. Вместе с тем, оперативность проведения акции и ее весьма организованный характер позволяют предположить, что ситуацией перманентного роста социального недовольства в стране (и не только среди верующих) готовы и могут умело воспользоваться радикальные силы религиозного толка. По мнению многих экспертов, наблюдаемое в последнее время падение кредита доверия к действующей власти и к демократической оппозиции открывает возможности для канализации протестной энергии в религиозное русло.

После внушительной акции протеста исламистов в центре Баку, проблема хиджаба приобрела еще более интригующее продолжение и острый резонанс в обществе. Представители исламских кругов страны, как следовало ожидать, активно выступили в защиту прав верующих. Так, по информации пресс-службы Управления мусульман Кавказа, шейх уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде сказал, что "вопрос о ношении хиджаба не является предметом обсуждения. Ношение хиджаба является повелением Аллаха, и оно должно исполняться. Может обсуждаться лишь вопрос о приведении хиджаба в соответствие со школьной формой". По заявлению председателя Исламской Партии Азербайджана (ИПА) гаджи Мовсум Самедова "закрытие и разрушение мечетей, запрет на ношение хиджаба, продажу книг исламских ученых и т.п. является одним из элементов исламофобии". В целом, многие представители общественности, даже среди тех, кто не ставит под сомнение и всецело поддерживает светскую модель развития страны, высказались против практики запретных мер (в частности, запретов на ношение хиджаба студентками и школьницами), нарушающих права верующих. Председатель движения азербайджанской интеллигенции Эльданиз Гулиев заявил, что некоторые силы в стране пытаются создать атмосферу страха перед исламом. "В людях намеренно сеют семена ненависти к верующим, к исламу. В Азербайджане кто-то проводит тонкую политику, разыгрывая исламскую карту", - отметил Э.Гулиев.

Показательно, что официальные круги также говорят о попытках разыграть исламскую карту определенных сил внутри и за пределами страны. Касаясь акции протеста верующих, министр образования Мисир Марданов однозначно указал, что "это было организовано определенными группами внутри и вне страны. Я имею информацию об этом, а одна ученица пожаловалась, что ее заставляют носить хиджаб. Это недопустимо". Примерно в том же ключе высказалась и вице-спикер Милли Меджлиса Бахар Мурадова: "Я не исключаю, что некие скрытые силы пытаются постоянно манипулировать данной темой и постоянно держать ее на повестке дня".

Последующее развитие событий вроде бы подтверждает обоснованность подобной версии. 15 декабря массовое шествие верующих в поддержку хиджаба состоялось на юге Азербайджана - в центре города Масаллы. От ста до трехсот молодых людей совершили двухкилометровый марш с религиозными знаменами и плакатами, призывающими поддержать хиджаб и исламские ценности в целом. Шествие завершилось у центральной мечети "Джума" и было приурочено к траурному дню Ашура, который будет отмечаться 16 декабря (годовщина убийства в 680 году Хусейна, внука пророка Мухаммеда). На этот раз полиция лишь сопровождала шествие, не вмешиваясь в ход событий.

Нарастание опасного подспудного напряжения накануне траурного дня Ашура побудило глав более 10-ти религиозных организаций в тот же день принять специальное обращение к верующим с просьбой не проводить акции 16 декабря. Протесты против запрета на ношение хиджаба в дни траура могут быть использованы для провокаций против верующих, говорится в обращении. Религиозные деятели призывают верующих вести защиту хиджаба более системно. При этом делается ссылка на то, что шейх Аллахшукюр Пашазаде обещал обратиться к руководству страны и информировать о серьезности ситуации в этой области. Что будет в траурный день Ашура, никто пока не ведает.

Усиление исламского фактора

Вплоть до последнего времени ислам находился в Азербайджане на периферии политической жизни, и за десятилетие независимого развития в стране не сложилось исламской оппозиции, как это имело место в ряде постсоветских государств, а также в мусульманских регионах Российской Федерации. Но, судя по всему, начинает постепенно сбываться то, что прогнозировали еще несколько лет назад некоторые отечественные и зарубежные эксперты: девальвация авторитета власти, оппозиции и Запада, на фоне роста социального недовольства, усилит происламские настроения в обществе и создаст почву для реальной активизации различных радикальных религиозных группировок в стране. Симптомы этого уже начинают проявляться. Можно вспомнить организованные властными структурами похороны национального героя Мубариза Ибрагимова 7 ноября. Запланированное торжественное военно-патриотическое мероприятие вскоре вышло из-под контроля организаторов и вылилось в экзальтированную чисто религиозную акцию.

К слову сказать, опубликованный в сентябре этого года доклад Международной кризисной группы (International Crisis Group) имел симптоматичное название "Азербайджан - уязвимая стабильность". В докладе был дан подробный анализ ситуации в Азербайджане и, в частности, говорилось: "Президентство Ильхама Алиева отмечено стабилизацией политической жизни страны... Однако стабильность сопровождается консолидацией авторитарного правления, подавлением свобод и доминированием правящей элиты во всех сферах жизни. В стране слабая оппозиция и мало независимых СМИ. Международное сообщество не имеет рычагов давления на власти, чтобы добиться либерализации режима. Власти подавляют любые акции протеста, существует самоцензура. Все это толкает оппозицию в подполье и в радикальные религиозные группы". "Несправедливое распределение богатств и общественное разочарование увеличат рост радикализма и нестабильности" - предупреждали аналитики ICG.

Об усилении религиозной компоненты в общественном сознании и, в частности, в ценностных ориентациях молодежи, свидетельствуют и результаты опроса, обнародованного в октябре этого года Центром политических и экономических исследований. Как сообщил руководитель Центра Хикмет Гаджизаде, опрос проводился среди тысячи представителей молодежи 18-30 лет в Баку, Шеки, Ленкорани, Хачмазе, Гяндже. Итоги опроса оказались весьма любопытными: 95% респондентов заявили о том, что верят в бога, а 48% согласны с тем, чтобы общество управлялось законами шариата.

Безусловно, рост социальной поляризации, низкий уровень жизни, безработица, нерешенность карабахской проблемы, разочарование в политиках и в политике - вот те факторы, которые вынуждают многих обращаться за поиском выхода к религии и религиозным ценностям. Все это составляет почву для интереса к "исламской альтернативе" - идее преодоления кризиса и решения многих проблем через восстановление исламских норм общественного устройства. Согласно исследованию, проведенному азербайджанским политологом Арифом Юнусовым, настоящую причину стремительного роста популярности ислама в стране нужно искать во всеобщей нищете и недостатке демократических реформ.

Накануне последних парламентских выборов, прошедших 7 ноября этого года, известный теолог и правозащитник Ильгар Ибрагимоглы провидчески предупреждал: "Если правительство подтасует и эти выборы, люди потеряют веру в то, что демократический процесс может принести изменения. И тогда они станут искать альтернативу. Скорее всего, ею станет ислам". По итогам выборов, впервые был избран почти однопартийный парламент, в котором представительство демократической оппозиции сведено к нулю. Оценивая итоги выборов, политолог Ильгар Мамедов с горечью заявил, что "вытеснение либеральной оппозиции приведет к появлению на политической арене клерикалов".

Стоит отметить, что в усиление исламского фактора, сами того не подозревая, внесли существенную лепту властные структуры страны. Так, к примеру, осуществленные только за последний год кампания по закрытию или сносу целого ряда мечетей, попытки запрета озвучивания азана через усилители, введение религиозной цензуры, поправки в законы, запрещающие деятельность религиозных общин не имеющих госрегистрацию, а также недопущение лиц в хиджабе в учебные заведения - всё это только наращивает общее недовольство в обществе и содействует лишь росту авторитета ислама и различных религиозных сил. Своими чрезмерно жесткими и зачастую неоправданными антирелигиозными действиями властные структуры только усугубляют ситуацию и усиливают социальный спрос на активизацию подобных сил. Вместе с тем, очевидно, что массовое нарушение свободы совести и прав верующих на руку только экстремистски настроенным радикальным группировкам, выступающим от имени исламской религии. Как справедливо заметил правозащитник Ильгар Ибрагимоглы: "Нарушение законных прав верующих способствует уходу религиозной жизни в подполье, где контролировать его развитие и всплески будет крайне трудно". Кто знает, может именно это станет в скором времени основной "головной болью" для самой власти и для страны в целом?!..

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
08.12.16
Встреча «АЗ» — «Зенит» закончилась победой голландцев
NB!
08.12.16
В чем причины фиаско российского авианосца «Адмирал Кузнецов» в Сирии?
NB!
08.12.16
Губернатора Петербурга просят объяснить передачу «Зенит-Арены» за 1 рубль
NB!
08.12.16
Путин: Миф о создании телепорта в подвалах Кремля надо поддерживать
NB!
08.12.16
Трамп позвонил президенту Финляндии обсудить Россию и Арктику
NB!
08.12.16
«Украинская постправда» и жители Украины
NB!
08.12.16
Убийство и самоубийство: Как развалили нашу страну
NB!
08.12.16
Константинопольские следы белой русской разведки. Очерк IV
NB!
08.12.16
«Серые банкиры» обналичили в Крыму 2,6 млрд рублей
NB!
08.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 8 декабря
NB!
08.12.16
Кадыров опроверг сообщения СМИ: «В Чечне нет батальонов «Восток» и «Запад»»
NB!
08.12.16
Путин: Волосы дыбом встают от несуразиц в правоохранительной сфере
NB!
08.12.16
Владимир Путин поручил защитить детей от тюремной субкультуры
NB!
08.12.16
Севастополь продаст госсобственность, чтобы выровнять доходы бюджета
NB!
08.12.16
Известен потенциальный оператор миллиардного «мусорного» рынка Ленобласти
NB!
08.12.16
ГД регулирует применение спецсредств в отношении осужденных — изменения
NB!
08.12.16
Госдума не намерена запрещать госслужащим владеть недвижимостью за рубежом
NB!
08.12.16
«Приватизация «Роснефти» — личный триумф Путина» — Financial Times
NB!
08.12.16
Реакция на ледяной коллапс: наказание виновных и покупка спецмашин
NB!
08.12.16
Хитрая приватизация «Роснефти»: что задумал Сечин?
NB!
08.12.16
Сделка по продаже пакета акций «Роснефти» законна: ФАС
NB!
08.12.16
Украинские политики при помощи Белоруссии распродают леса Украины