Интервью ИА REGNUM с руководителем Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхамом Шабаном.

ИА REGNUM: В ноябре текущего года было объявлено о том, что на месторождении "Умид" обнаружены залежи в 200 миллиардов кубометров газа. Что это дает Азербайджану?

Открытие нового газового месторождения, фактически, доказывает некую закономерность, согласно которой в годы независимости в Азербайджане один за другим открываются только месторождения газа. Потому что открытие гигантских нефтяных месторождений "Азери", "Чираг" и "Гюнешли" пришлось на конец 70-х - начало 80-х годов прошлого века. А в годы независимости в Азербайджане нефтяных месторождений открыто не было. В 1999 году удалось открыть самое крупное газовое месторождение на Каспии "Шахдениз", а спустя 11 лет, в 2010 году, на месторождении "Умид" на глубине шести с половиной километров состоялось открытие нового продуктивного горизонта.

В середине 2011 года ожидается начало бурения новой скважины на месторождении "Умид", где уже планируется рассмотреть новые горизонты. Пока же при оценке запасов газа геологи ограничиваются только подтвержденными данными. Возможно, правда, что через год при оценке запасов газа на данном месторождении будут фигурировать уже совершенно иные показатели. С другой стороны рядом с месторождением "Умид" имеется очень схожая геологическая структура "Бабек", расположенная еще глубже и в 2 раза превышающая по площади и эффективности "Умид", и в случае вскрытия здесь продуктивных пластов уже через 2-3 года подтвержденные извлекаемые объемы запасов азербайджанского газа могут увеличиться где-то на 400-500 миллиардов кубометров.

Но давайте исходить пока из сегодняшних реалий, то есть учитывать имеющиеся в наличии 200 миллиардов кубометров газа. Хотелось бы отметить одну особенность, связанную с тем, что при разведке месторождения "Умид" Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР-SOCAR) пошла на определенный риск, впервые в истории независимого Азербайджана использовав на свой страх и риск стационарные платформы, а не полупогружные или плавающие буровые установки, обычно используемые иностранными компаниями на шельфовых месторождениях. Почему? Потому что SOCAR был настолько уверен в успехе разведочных работ, что с целью уменьшения финансовых затрат при дальнейшей разработке месторождения установил там стационарную платформу, которая способна на данном месторождении пробурить в будущем 6 эксплуатационных скважин. И если учесть первичные данные, свидетельствующие о наличии хорошего притока, то с одной скважины на "Умид" в год можно получать около миллиарда кубометров газа. А в целом использование 6 эксплуатационных скважин позволит добывать около 6 миллиардов кубометров газа. С учетом доказанных 200 миллиардов кубометров первичных запасов это означает стабильный экспорт газа с месторождения, как минимум, на протяжении 34 лет.

А если учитывать предыдущий опыт, наблюдаемые сегодня тенденции, увеличение пропускной способности газовой инфраструктуры Азербайджана и т.д., и т.п., то приблизительно к 2017 году, когда будет дан старт реализации проекта "Шахдениз-2", эксплуатация которого, по имеющимся прогнозам, позволит ежегодно экспортировать на внешние рынки 16 млрд. кубометров газа, и прибавить к этому 6 млрд. кубометров с "Умид", то в сумме это уже будет составлять экспорт 22 миллиардов кубометров газа ежегодно. Добавим к этому объему 6,8 млрд. кубометров экспорта с проекта "Шахдениз-1", а также еще 2 млрд. кубометров газа, являющиеся собственностью SOCAR, и получим в итоге, что начиная уже с 2020 года Азербайджан сможет экспортировать на внешние рынки более 30 миллиардов кубометров газа ежегодно. Если учесть, что на текущий год объемы экспорта азербайджанского газа немногим превысят 7 млрд. кубометров газа, то разница, как говорится, налицо.

ИА REGNUM: Может ли факт обнаружения дополнительных запасов газа как-то воздействовать на процесс ускорения реализации проекта NABUCCO?

Нет, это не является взаимосвязанными вещами, так как именно рынок определяет потребности. Приведу пример. Скажем, вы хотите куда-то поехать. Для этого вы можете воспользоваться имеющимся под рукой дешевым транспортом или же задуматься об обеспечении более комфортабельных условий при поездке, что обойдется вам в 5-6 раз дороже. Естественно, что ко второму варианту вы прибегните в том случае, если у вас будут дополнительные финансовые средства. То же самое и здесь, потому что здесь NABUCCO выступает в качестве транспортного инструмента. Если в Европе на долгосрочной основе не будет покупателей, коммерческие предложения которых устроят как правительство Азербайджана в качестве собственника голубого топлива, так и разработчиков этих проектов, то ни NABUCCO, ни какой-либо другой проект не может быть реализован.

Приведу еще пример. Мы выяснили, что начиная с 2017-2020 годов мы можем представить на внешние рынки достаточные объемы газа. На основе этих же решений акционеры NABUCCO принимают решение, банки начинают финансировать строительство, вкладывая в этот процесс, допустим, 10 миллиардов долларов. А если в результате получится, что основными покупателями азербайджанского газа станут Италия и Турция, то в этом случае NABUCCO теряет свою коммерческую рентабельность на десятки лет.

Проект NABUCCO берет свое начало в восточной части Турции, в городе Эрзурум, где расположена самая крупная турецкая газораспределительная станция, и заканчивается у восточной границы Австрии, в Центральной Европе, где есть разветвленная система распределения газа. В свою очередь, австрийское государство не нуждается в голубом топливе, которое в перспективе может транспортироваться в Европу по NABUCCO. Австрия является европейской страной, потребляющей около 10 миллиардов кубометров газа в год, то есть, практически, столько же, что и Азербайджан. И австрийское руководство заключило долгосрочный контракт сроком на 35 лет с "Газпромом" на импорт российского газа для собственных нужд. Кроме того, в случае ЧП Вена имеет возможность через Италию диверсифицировать свои газовые поставки, покупать газ на спотовом рынке.

То есть на сегодняшний день неизвестно, кто будет покупать те объемы газа, которые могут поставляться в будущем через NABUCCO. Турция, например, отпадает, так как Анкара договорилась с Азербайджаном в рамках проекта "Шахдениз-2" закупить 6 миллиардов кубометров газа. Болгария, Румыния и Венгрия потребляют голубое топливо в очень небольших количествах, и если сложить объемы потребляемого всеми тремя странами газа и теоретически допустить, что половина всего объема будет поступать к ним по проекту NABUCCO, то в любом они смогут использовать менее 10 миллиардов кубометров все вместе. И тут возникает вопрос, а стоит ли строить трубу, рассчитанную на перекачку свыше 30 миллиардов кубометров газа в год?

Думаю, что окончательно коммерческие вопросы будут решены только к концу 2011 года. Как известно, начиная с лета нынешнего года по закрытому тендеру, которым руководит ГНКАР, от имени участников "Шахдениз" по продаже газа с "Шахдениз-2" уже 20 компаний обратились о возможности переговоров по этим объемам. Там есть и Иран, и Сирия, и Иордания, европейские страны и, естественно, Россия. "Газпром" одним из первых представил свои предложения. То есть за азербайджанский газ большая конкуренция и, как видно, Азербайджан не зависит в вопросе поставок своего газа в западном направлении от NABUCCO!

ИА REGNUM: Будут ли способствовать новые объемы газовых запасов для диктования совершенно иных условий Азербайджаном?

Это значительно повышает роль и шансы правительства Азербайджана при ведении коммерческих переговоров. Я всегда повторяю, что если речь идет о продаже относительно небольших объемов газа на 5-летний срок, и если речь идет о продаже крупных объемов газа в 20-30-летней перспективе, то в том и другом случаях совершенно разные и условия, и коммерческие акценты. Естественно, если вы располагаете большими возможностями, то у вас уже будет больше шансов диктовать свои условия, нежели в случае ведения переговоров по каким-то наименьшим объемам в краткосрочной или пусть даже среднесрочной перспективе. ИА REGNUM: Может ли информация о находке новых газовых запасов в азербайджанском секторе Каспия вызвать активизацию "Газпрома" и британских нефтегазовых компаний?

Британские вряд ли, однако, известно, что очень активизировались в последнее время французские (Total, Gaz de France) и итальянские компании (Eni и Edisson). Также к процессу постепенно подключается один из самых крупных газовых потребителей в Европе - Германия в лице компании RWE. То есть если до 2010 года эти газовые киты Западной Европы очень мало интересовались азербайджанским газом, то сейчас они постепенно выходят из тени, и основная борьба, естественно, будет между ними.

Стоит также обратить внимание и на то, что во время посещения в этом году Азербайджана с официальными визитами короли Сирии и Иордании говорили о закупках азербайджанского газа с месторождения "Шахдениз-2". Но самое интересно, что совсем недавно замминистра нефти Сирии заявил о том, что они определились с объемами закупок голубого топлива, и что как только в конце 2011 года строящийся между Турцией и Сирией магистральный газопровод поступит в эксплуатацию, начнется импорт азербайджанского газа в ежесуточном объеме 3,5 миллионов кубометров. Сирийский замминистра сослался на то, что официальный Баку уверил их в наличии свободных объемов газа в таком количестве.

И действительно, в этом году из-за мягкой зимы в Азербайджане закачка газа в подземные газохранилища впервые продолжалась до 6 декабря. И впервые за всю историю Азербайджана в подземные газохранилища закачено почти 3 миллиардов кубометров газа. Это дает хорошие возможности для увеличения будущих поставок. Если на будущий год, допустим, Азербайджан экспортирует два миллиарда кубометров газа в Россию, то есть в 2 раза увеличит экспортные объемы голубого топлива, то у него в запасе останется еще 1 миллиард кубометров. А после того, как будет готов магистральный газопровод между Турцией и Сирией, то можно будет поставлять оставшиеся в запасниках объемы газа сирийскому государству, и далее через Сирию в Иорданию.

ИА REGNUM: Россия является одним из основных поставщиков газа в Европу. Как она будет реагировать на то, что у Азербайджана увеличиваются запасы газа, и будет ли предпринимать попытки по заключению новых контрактов?

Давайте проследим историю азербайджано-российских взаимоотношений в газовой сфере с самого начала XXI века. За те 10 лет, что минули с того дня, как Азербайджан, впервые за годы своей государственной независимости, начал в 2000 году импортировать российский газ, ни разу между Баку и Москвой в рамках газового сотрудничества я не наблюдал каких-либо разногласий или трений. И это в то время, когда прямо противоположная ситуация наблюдается в энергетических отношениях между Россией и другими постсоветскими странами. Всегда в ходе официальных визитов президента России в Баку сопровождающий его топ-менеджер "Газпрома" высоко оценивал сотрудничество с SOCAR.

Я думаю, что если через 10 лет объемы экспорта азербайджанского газа составят 30 миллиардов кубометров газа, то максимум 20-22 миллиардов кубометров из них будут поставляться на европейские рынки. А к 2020 году минимальные объемы потребления газа в Европе прогнозируются на уровне около 600 миллиардов кубометров, и, около 25-30 процентов от этого объема выпадет на долю экспортируемого "Газпромом" голубого топлива. И давайте оценим теперь, стоит ли России вести битву за то, чтобы перекрыть кран Азербайджану и испортить свои взаимоотношения в целом с Европой, или же ей выгоднее сотрудничать с Азербайджаном и застолбить за собой на очень долгий срок, скажем, на 50 лет, гарантированное право на поставки газа на европейские рынки. Я думаю, что здесь Москва более прагматично подойдет к данному вопросу, существующее между Азербайджаном и Россией в энергетической сфере взаимопонимание будет продолжаться и дальше, и никто никому не попытается оторвать рынки.